Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Дерущиеся чолитас, или cholitas luchadoras: боливийская борьба в юбках и макияже

Дерущиеся чолитас, или cholitas luchadoras: боливийская борьба в юбках и макияже

У вольной борьбы не женское лицо. Хорошая девочка должна мило улыбаться и беречь нарядное платьице, а не размахивать кулаками, но в суровых Андах такие нежные цветы не растут. Настоящая боливийская чолита и за словом в карман не полезет, и тумаком при случае угостит, а в воскресенье, подобрав накрахмаленные юбки, отчаянно ринется в бой без правил.

С разлетающимися вокруг талии юбками, эти красотки похожи на пару райских птиц, ухаживающих друг за другом в брачный период. Внешнее очарование момента несколько портит занятие бравых девчонок: перед вами участницы традиционной женской борьбы, принятой в Боливии

Дерущиеся чолитас, или cholitas luchadoras — громкий ответ Боливии на мексиканскую Луча Либре. Зародилась эта странная борьба в городке Эль-Альто, находящемся на высоте 3 900 метров над уровнем моря.

Население Эль-Альто — миллион человек. Большая часть этих людей просто сбежало сюда из деревенских районов, опасаясь голода и нищеты. Здесь тоже заработок не так велик: приходится торговать краденым, видеодисками, странными веществами для развитой магической индустрии и деталями от разобранных в подворотне автомобилей.

Без разрядки в таких условиях никак. Чолитас Лучадорас — искрометное шоу, больше всего напоминающее сошедший с ума американский реслинг. Как и в реслинге, бойцы подчиняются заранее написанному сценарию. Есть свой злодей — «рудо», и антагонист — «текнико».


Все придумал талантливый менеджер и борец Хуан Мамани: на его любимые бои Луча Либре перестали приходить люди, вот он и вывел на сцену новых героев — точнее, героинь.

Еще каких-то двадцать лет назад в Боливии можно было схлопотать пощечину, по-свойски назвав чолитой почтенную синьору. Глумливое прозвище уроженок племени аймара, населяющего высокогорные плато Анд, означало примерно то же, что и «вульгарная деревенщина». Индианкам, приезжающим в города на заработки, запрещалось посещать кафе и ездить на такси, а в некоторые кварталы женщины из низших классов входили только по пропускам.


Право на образование и свободный выбор профессии индейские девушки получили совсем недавно, да и то под нажимом администрации президента Моралеса, взявшего курс на возрождение культуры аймара. Теперь называться чолитой модно: отныне так именуют бойких гражданок, пропагандирующих традиционный образ жизни и народный костюм, который, впрочем, не имеет ничего общего с наследием инков.

Во времена Великого Инки мужчины и женщины одевались примерно одинаково – в просторные туники и шерстяные пледы скромных немарких оттенков. Исторический облик чолиты сформировался уже после Конкисты: завоеватели насильно крестили индианок и заставляли носить европейскую одежду, а неистощимая фантазия народных дизайнеров, интерпретирующих чужеземную моду на свой манер, превратила простонародное испанское платье в красочное произведение фольклора, достойное кисти Фриды Кало.

Наряжаясь перед выездом в город, крестьянки набрасывали две вышитые шали поверх приталенного бархатного жакета или блузки, украшенной воланами и оборками. Платок поменьше завязывали на груди, а вторым покрывали плечи и спину наподобие плаща-манты, оставляя длинные полы развеваться по ветру. Концы шалей скреплялись крупными золочеными брошками, а в ушах женщины носили массивные серьги-люстры, густо усеянные поддельными самоцветами.


Широкая верхняя юбка чолиты, прозванная «цыплятницей», посажена на каркас и скроена в четыре яруса. Нижние складки шьются из тонких полупрозрачных тканей и окрашиваются в светлые оттенки в тон кружевным подъюбникам, кокетливо выглядывающим из-под укороченного подола. Верхние слои юбки, выполненные из яркого искристого муслина, золотистой парчи или тафты с тисненым рисунком, скалывали булавкой или пряжкой. Венчает все это пестрое сверкающее великолепие довольно неожиданная шляпка-котелок, возвышающая невысокую крепко сбитую горянку над шумным людским муравейником. 

Фирменный предмет гардероба лондонского клерка достался деревенским модницам по воле случая. В 1920 году некий коммерсант, отчаявшись распродать партию английских котелков, распустил слух, будто бы смешной головной убор из войлока привлекает духов урожая. Уже на следующий день суеверные чолиты смели весь залежавшийся товар и водрузили на головы шляпы, расшитые блестками.


Особым щегольством отличаются чолиты, участвующие в воскресных боях без правил в Ла-Пасе и Эль-Альто. В отличие от борцов-мужчин, которым разрешено сражаться в удобных трико, женщины обязаны выступать в громоздких национальных костюмах, хотя игра идет по-крупному. Лица со ссадинами, выбитые зубы, вывихи, переломы и даже контузии здесь не редкость. Злые языки уверяют, что все бои подставные, а затея с пышными многослойными юбками придумана лишь затем, чтобы спортсменкам было удобнее разбивать заранее припасенные капсулы с кровью, но гибель на ринге не подделаешь – полученные травмы иногда оказываются фатальными. К риску чолиты относятся философски: на миру и смерть красна.

Среди женщин-гладиаторов нет профессиональных спортсменок; тренировки и выступления приходится совмещать с работой и домашними делами, восполняя недостаток техники темпераментом и азартом. Наука – дело наживное: опытные чолиты мастерски выполняют броски и болевые захваты. Для победы все средства хороши – драчуньи распаляют друг друга виртуозной бранью, наваливаясь на противницу всей тяжестью тела, таскают одна другую за косы и не упустят шанса приложить боевую подругу лбом о стену или проволочь физиономией по полу. Кульминация наступает в тот момент, когда кто-то из девиц с залихватским воем проносится в прыжке над ареной, пикируя на незадачливую соперницу с неотвратимостью кондора.


Идея вывести на ринг добропорядочных матрон изначально принадлежала Хуану Мамани из Эль-Альто, в прошлом удачливому борцу, а ныне менеджеру команды «Титаны ринга». Озаботившись падением сборов во время кризиса 2001 года, Хуан решил преподнести публике сюрприз и дал в газету объявление о наборе девушек в группу рестлинга. К удивлению импрессарио, нашлось немало юных особ, жаждущих пробивать дорогу в жизнь кулаками. Сентиментальные сериалы о злоключениях очередной красотки из трущоб, очаровавшей какого-нибудь богатея кротостью нрава, уже не трогают молодежь. Наступает пора новых историй, повествующих о храбрых девушках из бедных семей, которых ринг вывел в люди. За поединок чолита получает от двадцати до тридцати долларов – для Боливии неплохо. Кроме того, скромниц, вознагражденных за смирение, никто толком не видел, а начинающая чолита без труда найдет пример для подражания в соседнем квартале.


В Эль-Альто широко известна команда «Королевы ринга», возглавляемая ученицей Мамани Йоландой Вералус. Устав платить наставнику дань, девушка разорвала ангажемент и основала собственный бойцовский клуб. Воспитанницы Йоланды не боятся вступать в бой с мужчинами, причем мускулистые мачо далеко не всегда выходят из схватки победителями. И кто тут теперь слабый пол?

Профессионально зарабатывать боями у девушек пока не получается. Каждая из них имеет постоянную дневную работу и вынуждена тратить каждый вечер на тренировки. Ни о какой личной жизни в таких условиях не может быть и речи — да местные мужчины и не особо торопятся ухаживать за теми, кто способен сломать тебе руку в ответ на критическое замечание о подгоревшем ужине.

Девушки очень серьезно оттачивают свою технику: бои здесь, вопреки ожиданиям, вовсе не похожи на базарную драку. Прыжки с канатов, умелые болевые захваты, движения, больше подошедшие бы профессиональным бойцам: каждая из чолит стремится показать себя в лучшем свете — ведь это может дать ей путевку в обеспеченную жизнь.

🔷🔷🔷🔷🔷🔷🔷

По теме: