Из двух самых известных стигматиков XX-го века и Тереза Ньюман, и падре Пио подозревались в мошенничестве, но только Пио был провозглашен святым. Это случилось в 2002 г., а в апреле 2008 г. его тело было эксгумировано и выставлено на всеобщее обозрение в церковном склепе в Сан-Джованни Ротондо (Италия), привлекая к себе толпы верующих со всего мира. Однако канонизация и эксгумация останков Пио возобновили давние споры о подлинности стигматов и других явлений, якобы связанных с личностью падре.
Пио (Франческо Форджоне), родившийся 25 мая 1887 г. в городе Пьетрельчина, рос в окружении суеверий. Вскоре после рождения ребенка, мать взяла его к гадалке, чтобы составить личный гороскоп, а в возрасте двух лет отвела к ведьме, которая пыталась лечить кишечное расстройство, держа ребенка вверх тормашками и читая при этом какие-то заклинания. В детстве его преследовали ночные "монстры", он разговаривал с Иисусом, девой Марией и ангелом-хранителем. Кроме того, в жизни Франческо Форджоне случались и другие мистические события, которые сегодня связывают со склонностью к индивидуальному фантазированию. "Он часто болел и эмоционально тревожился", а также утверждал, что подвергался нападениям злых духов. Гораздо позднее, уже будучи монахом, он будто бы сражался в своей келье с сами Сатаной.
В 1903 г. Франческо вступил в Орден братьев меньших капуцинов. Он получил имя Фра ("Брат") Пио ("Набожный") в честь Папы римского св. Пия V. Монах продолжал слышать голоса и испытывать видения, а в 1910 г., когда был назначен священником, впервые продемонстрировал удивленным прихожанам стигматы. Он начал привлекать к себе внимание многочисленных паломников, которые вскоре создали вокруг падре своеобразный культ. Утверждалось, что Пио мог смотреть сквозь души людей и знал обо всех грехах человека. Кроме того, ему приписывалась способность к билокации - быть в двух местах одновременно. Пио мог исцелять и предсказывать будущее. Помимо всего прочего, он еще и источал так называемый "аромат святости". Мелкие деревенские торгаши продавали доверчивым монахам и паломникам предполагаемые реликвии Пио: куски ткани, измазанные куриной кровью.
В 1903 г. Франческо вступил в Орден братьев меньших капуцинов. Он получил имя Фра ("Брат") Пио ("Набожный") в честь Папы римского св. Пия V. Монах продолжал слышать голоса и испытывать видения, а в 1910 г., когда был назначен священником, впервые продемонстрировал удивленным прихожанам стигматы. Он начал привлекать к себе внимание многочисленных паломников, которые вскоре создали вокруг падре своеобразный культ. Утверждалось, что Пио мог смотреть сквозь души людей и знал обо всех грехах человека. Кроме того, ему приписывалась способность к билокации - быть в двух местах одновременно. Пио мог исцелять и предсказывать будущее. Помимо всего прочего, он еще и источал так называемый "аромат святости". Мелкие деревенские торгаши продавали доверчивым монахам и паломникам предполагаемые реликвии Пио: куски ткани, измазанные куриной кровью.
Заявления о мистических способностях падре Пио абсолютно бездоказательны. Разрекламированные "необычайные" качества Пио имеют ровно столько же доказательств, сколько и дискредитированная церковью деятельность гадалок или медиумов. Многие из случаев "билокации" довольно просто объясняются галлюцинациями, а предполагаемый "дух святости", как утверждают критики Пио, был результатом собственноручно созданного парфюма.
Что касается исцелений, то и они, точно так же как и другие истории о невероятных способностях падре, не основаны на достоверных свидетельствах. Изучение подробностей "чудесных исцелений" от молитв падре Пио, помимо откровенного обмана, осложняется еще и плохой документированностью и подтасовками фактов. Например, случай с исцелением ноги, является обманом. Доктор, лечивший мужчину, засвидетельствовал, что подобные травмы "излечиваются сами в течение 6-7 месяцев".
Но настоящую известность падре Пио принесли стигматы. К сожалению, некоторые врачи, принимавшие участие в исследованиях этого феномена, полагали, что раны Пио были поверхностными, однако не могли организовать подробные исследования из-за поведения падре, который не позволял проводить осмотр, жалуясь на болезненность ран. Кроме того, сами раны были покрыты "толстыми корками" засохшей крови. Патоморфолог, посланный Папским престолом, отмечал, что вне ран "не наблюдалось никакого признака отёка, проникновения, или красноты". Другой эксперт заверял, что "рана" и вовсе не проникла через кожу. Существует также предположение, что "стигматы" падре Пио были вызваны действием кислоты, которую он сознательно наносил на кожу. Согласно другой версии, "стигматы" могли появляться в результате постоянного смачивания ран раствором йода.
Однако некоторые верующие были настолько преисполнены решимости защитить падре Пио, что частенько делали невероятные заявления. Так, например, утверждалось, что раны, которые скептики признали поверхностными, на самом деле являлись настоящими стигматами. В качестве доказательства этого утверждения, сторонники Пио ссылались на свидетельства его семейного врача, который рассказывал, будто сквозь раны на руках падре можно было увидеть свет.
Что касается исцелений, то и они, точно так же как и другие истории о невероятных способностях падре, не основаны на достоверных свидетельствах. Изучение подробностей "чудесных исцелений" от молитв падре Пио, помимо откровенного обмана, осложняется еще и плохой документированностью и подтасовками фактов. Например, случай с исцелением ноги, является обманом. Доктор, лечивший мужчину, засвидетельствовал, что подобные травмы "излечиваются сами в течение 6-7 месяцев".
Но настоящую известность падре Пио принесли стигматы. К сожалению, некоторые врачи, принимавшие участие в исследованиях этого феномена, полагали, что раны Пио были поверхностными, однако не могли организовать подробные исследования из-за поведения падре, который не позволял проводить осмотр, жалуясь на болезненность ран. Кроме того, сами раны были покрыты "толстыми корками" засохшей крови. Патоморфолог, посланный Папским престолом, отмечал, что вне ран "не наблюдалось никакого признака отёка, проникновения, или красноты". Другой эксперт заверял, что "рана" и вовсе не проникла через кожу. Существует также предположение, что "стигматы" падре Пио были вызваны действием кислоты, которую он сознательно наносил на кожу. Согласно другой версии, "стигматы" могли появляться в результате постоянного смачивания ран раствором йода.
Однако некоторые верующие были настолько преисполнены решимости защитить падре Пио, что частенько делали невероятные заявления. Так, например, утверждалось, что раны, которые скептики признали поверхностными, на самом деле являлись настоящими стигматами. В качестве доказательства этого утверждения, сторонники Пио ссылались на свидетельства его семейного врача, который рассказывал, будто сквозь раны на руках падре можно было увидеть свет.
Были и другие проблемы со "стигматами", включая и их расположение. Только евангелие от Иоанна упоминало рану от копья в боку Иисуса (19:34), однако сам Иоанн не смог точно указать в какой именно бок ударило копье. У св. Франциска Азисского - первого в истории стигматика - рана была справа, у падре Пио - слева. Помимо этого, стигматы у Пио появлялись на ладонях, а не на запястьях. А ведь ученые выяснили, что тело человека, прибитое к кресту ладонями, не смогло бы удержаться в вертикальном положении. Кроме того, у падре Пио явно не хватало ран от тернового венца на лбу.
В течение многих лет Пио носил специальные повязки, которые скрывали его раны. Сторонники падре расценивали это как акт набожной скромности. Однако скептический взгляд на историю со стигматами Пио дает все основания полагать, что повязки на руках были частью хорошо спланированной стратегии, которая избавляла падре от постоянной необходимости поддерживать свежий вид своих ран. Перед смертью, изможденный и слабый, Пио отслужил мессу. Впервые верующие отмечали, что Пио не предпринял никаких попыток скрыть свои стигматы. И к всеобщему удивлению на руках не было никаких следов ран. После смерти падре 23 сентября 1968 г. его кожа была абсолютно чиста.
Так что же можно сказать о "чудесах" Пио? Были ли "раны Христа" на теле обычного капуцинского монаха настоящими? Множество других стигматиков, таких как, например, Магдалена де ла Круз, были признаны шарлатанами. В 1587 г. стало известно, что Мария де ла Виситасион, "святая монахиня Лиссабона", специально красила свои руки красной краской, создавая таким образом поддельные раны. Папа римский Пий IX лично разоблачил мошенничество Пальма Марии Матарелли (1825-1888), заявив, что она "обманула целую толпу набожных и доверчивых душ". А вот у Терезы Ньюман (1898 - 1962), которая постоянно находилась под наблюдением, кровавые раны появлялись только тогда, когда она оставалась наедине. И наконец, в 1984 г. Джиджиола Джорджини, у которой также якобы появились стигматы, была признана итальянским судом мошенницей.
Даже защитник падре Пио Бернард Раффин вынужден был признать, что на каждого подлинного стигматика приходится, по крайней мере, по два мошенника, которые собственноручно наносят себе кровоточащие раны. Католический ученый Герберт Тарстон утверждал, что после Франциска Азисского ему не удалось найти ни одного подлинного случая появления стигмат. Тарстон полагал, что феномен стигмат может быть вызван неизвестными до сих пор науке возможностями человеческого организма и психики, - сочетание внутренних желаний и скрытых резервов организма способно привести к желаемому результату. В данном случае - это появление кровоточащих "ран Христа".
Однако еще сам падре Пио, комментируя подобные предположения, говорил: "Выйдите в поле, посмотрите на быка. Сконцентрируйте на нем свою энергию. Сделайте это и проверьте, вырастут ли на вашей голове рога!". А что касается св. Франциска, то, возможно, чрезмерное желание во всем подражать Христу принудило его участвовать в набожном обмане.
Падре Пио не только подозревался в фальсификации "ран Христа". Он, как предполагалось, недолжным образом использовал церковные фонды и вступал с половые отношения с женщинами прямо во время исповеди. Основатель католической университетской больницы в Риме называл падре Пио "невежественным, искалечившим себя психопатом, эксплуатирующим людскую доверчивость".
Однако подобные слухи совершенно не смущали верующих, и после смерти падре возникло даже популярное движение, выступавшее за признание отца Пио святым. Иоанна Павел II - во время понтификата которого было канонизировано больше святых, чем при любом другом папе - внял просьбам верующих. В 1999 г. состоялась беатификация Пио, а в 2002 г. он был провозглашен святым Пио Пьетрельчинским. Известно, по крайней мере, о двух статуях падре Пио, которые "плакали" накануне его канонизации. К большому разочарованию для верующих, в обоих случаях, мошенничество с "плачущими" статуями было раскрыто.
Любопытно, что среди двух официально признанных церковью чудес отца Пио (одно использовалось при беатификации, другое - при канонизации) не было стигмат. Вместо них речь шла об исцелениях, которые, как утверждалось, невозможно было объяснить с точки зрения современной медицины. Говоря проще, церковь никогда не признавала стигматы падре Пио чудом.
Падре Пио не только подозревался в фальсификации "ран Христа". Он, как предполагалось, недолжным образом использовал церковные фонды и вступал с половые отношения с женщинами прямо во время исповеди. Основатель католической университетской больницы в Риме называл падре Пио "невежественным, искалечившим себя психопатом, эксплуатирующим людскую доверчивость".
Однако подобные слухи совершенно не смущали верующих, и после смерти падре возникло даже популярное движение, выступавшее за признание отца Пио святым. Иоанна Павел II - во время понтификата которого было канонизировано больше святых, чем при любом другом папе - внял просьбам верующих. В 1999 г. состоялась беатификация Пио, а в 2002 г. он был провозглашен святым Пио Пьетрельчинским. Известно, по крайней мере, о двух статуях падре Пио, которые "плакали" накануне его канонизации. К большому разочарованию для верующих, в обоих случаях, мошенничество с "плачущими" статуями было раскрыто.
Любопытно, что среди двух официально признанных церковью чудес отца Пио (одно использовалось при беатификации, другое - при канонизации) не было стигмат. Вместо них речь шла об исцелениях, которые, как утверждалось, невозможно было объяснить с точки зрения современной медицины. Говоря проще, церковь никогда не признавала стигматы падре Пио чудом.
Конечно, не все были довольны канонизацией. Историк Сержио Луццато написал критическую биографию Пио под названием "Другой Христос". Луццато ссылался на свидетельства фармацевта, которые сохранились в документах архива Ватикана. Мария де Вито писала о том, как впервые познакомилась с Пио 31 июля 1919 года.
Она утверждала, что провела месяц со священником в южном городе Сан Джованни Ротондо, где часто с ним встречалась: "Падре Пио тайно позвал меня к себе и, попросив ничего не говорить его братьям, отдал мне лично пустую бутылочку и спросил, не могу ли я привезти из Фоджи в Сан Джованни Ротондо эту бутылочку с 4 г чистой карболовой кислоты... Он объяснил, что кислота необходима для дезинфекции шприцев для уколов".
Но если кислота и в самом деле использовалась для дезинфекции шприцев, то к чему вся эта тайна? И почему Пио нуждался именно в неразбавленной кислоте?
Исследования показывают, что выбор времени и места знакомства с Марией де Вито был не случайным. В сентябре 1918 г. Пио случайно пролил себе на руки раствор карболовой кислоты, в результате чего руки покрылись красными пятнами. Хотя считается, что падре впервые показал стигматы еще в 1910 г., постоянные раны стали появляться у него именно с 1918 г.
Католическая антиклеветническая лига заявила, что Луццато - лжец и распространитель "антикатолической клеветы". А председатель лиги Пьетро Сиффи сказал: "Мы бы хотели напомнить господину Луццато, что согласно католическому учению принцип непогрешимости Святого престола относится в том числе к вопросам канонизации".
Спустя 40 лет после смерти падре Пио, его тело было эксгумировано. Намерение официальных представителей церкви состояло в том, чтобы возобновить культ почитания святого, а также поддержать свою слабеющую экономику, ведь, как верно было замечено в газете "Los Angeles Times", падре Пио для католической церкви - это "большой бизнес".
Она утверждала, что провела месяц со священником в южном городе Сан Джованни Ротондо, где часто с ним встречалась: "Падре Пио тайно позвал меня к себе и, попросив ничего не говорить его братьям, отдал мне лично пустую бутылочку и спросил, не могу ли я привезти из Фоджи в Сан Джованни Ротондо эту бутылочку с 4 г чистой карболовой кислоты... Он объяснил, что кислота необходима для дезинфекции шприцев для уколов".
Но если кислота и в самом деле использовалась для дезинфекции шприцев, то к чему вся эта тайна? И почему Пио нуждался именно в неразбавленной кислоте?
Исследования показывают, что выбор времени и места знакомства с Марией де Вито был не случайным. В сентябре 1918 г. Пио случайно пролил себе на руки раствор карболовой кислоты, в результате чего руки покрылись красными пятнами. Хотя считается, что падре впервые показал стигматы еще в 1910 г., постоянные раны стали появляться у него именно с 1918 г.
Католическая антиклеветническая лига заявила, что Луццато - лжец и распространитель "антикатолической клеветы". А председатель лиги Пьетро Сиффи сказал: "Мы бы хотели напомнить господину Луццато, что согласно католическому учению принцип непогрешимости Святого престола относится в том числе к вопросам канонизации".
Спустя 40 лет после смерти падре Пио, его тело было эксгумировано. Намерение официальных представителей церкви состояло в том, чтобы возобновить культ почитания святого, а также поддержать свою слабеющую экономику, ведь, как верно было замечено в газете "Los Angeles Times", падре Пио для католической церкви - это "большой бизнес".
Без сомнения, многие полагали, что тело Пио будет найдено нетленным. Верующие считают, что нетленность - это удивительный признак святости. Однако при благоприятных условиях даже незабальзамированное тело может сохраниться в прекрасном состоянии. Этому может способствовать и погребение в сухом склепе или катакомбах. И наоборот, влажные условия среды могут заставить жир человеческого тела превратиться в вещество, подобное мылу, более известное как жировоск. Вполне вероятно, что климатические условия склепа в Сан Джованни Ротондо могли способствовать неплохой сохранности тела св. Пио.
Увы, тело падре, несмотря на инъекции формалина, находилось только в "хорошем состоянии". Лондонский музей восковых фигур, по заказу Святого престола, изготовил тончайшую маску, идеально повторяющую все черты лица святого вплоть до бороды и густых бровей. Тело Пио было выставлено на всеобщее обозрение 24 апреля 2008 г. Перед началом торжеств в честь "народного святого", организаторы уверяли, что это событие будет сравнимо по своему размаху с Олимпиадой. Ежедневно на право посещения тела святого продавалось до 2000 билетов.
Вы спросите: а как же знаменитые "раны Христа"? Никаких видимых следов стигмат на теле св. Пио найдено не было...
По материалам Joe Nickell "Padre Pio:
Wonderworker or Charlatan?",
Skeptical Inquirer magazine
Увы, тело падре, несмотря на инъекции формалина, находилось только в "хорошем состоянии". Лондонский музей восковых фигур, по заказу Святого престола, изготовил тончайшую маску, идеально повторяющую все черты лица святого вплоть до бороды и густых бровей. Тело Пио было выставлено на всеобщее обозрение 24 апреля 2008 г. Перед началом торжеств в честь "народного святого", организаторы уверяли, что это событие будет сравнимо по своему размаху с Олимпиадой. Ежедневно на право посещения тела святого продавалось до 2000 билетов.
Вы спросите: а как же знаменитые "раны Христа"? Никаких видимых следов стигмат на теле св. Пио найдено не было...
По материалам Joe Nickell "Padre Pio:
Wonderworker or Charlatan?",
Skeptical Inquirer magazine