Лепрекон — любимое и иногда внушающее страх волшебное существо из ирландских народных легенд. Когда-то считалось, что лепреконы небольшого роста, с длинной бородой и горшком с золотом населяли ирландскую сельскую местность.
Эти маленькие человечки, одетые в зеленое, одержимые радугой и сокровищами, хитростью и, конечно же, изготовлением обуви. Это все распространенные сегодня представления об известных персонажах ирландского фольклора: лепреконах. Характеристики этих мифических существ изменились с годами, и многое из того, что делало маленьких людей особенными в оригинальных сказках, было забыто.
☘️ Этимология слова Лепрекон
Слово «лубрикан», еще одно слово, связанное с гномом, впервые было написано на английском языке в 1604 году в пьесе Томаса Миддлтона и Томаса Деккера «Честная шлюха». В строке из пьесы говорится:
«Что касается твоего ирландского любрикана, того духа, которого нелепыми чарами твоя похоть возвела в неправильный круг…»
☘️ Древние лепреконы
Считается, что лепреконы были одним из многих типов обитателей волшебных крепостей или волшебных колец в древней Ирландии. Было высказано предположение, что сегодняшние веселые обманщики могут быть даже современным воплощением евро-кельтского бога Луга (произносится как «Удача»). Луг считался богом солнца, покровителем искусств и ремесел и лидером Туата Де Дананн («народ богини Дану»)Средневековые ирландские рукописи (12-15 века), которые, как полагают, связаны с лепреконами, предполагают, что лепреконы изначально были существами, жившими под водой, и, вопреки сегодняшнему изображению, не все они были мужчинами. Их изображали воинами с ненасытным аппетитом, а женщины-лепреконы были особенно увлечены переманиванием человеческих мужчин для тайных приключений. Эти характеристики, казалось, сохранялись, по крайней мере, до вышеупомянутого письма в 1604 году.
Ранних лепреконов описывали как хитрых стариков, носивших красные костюмы и часто работавших над одной туфлей. Слово «одиночество» также применялось к социальным предпочтениям лепреконов, которые, похоже, предпочитали проводить время в одиночестве общению с другими волшебными существами или даже с другими лепреконами. Их отсутствие друзей, возможно, отчасти объяснялось тем, что другие избегали их - ранние лепреконы также считались особенно озорными пьяницами, бродящими по дому. Эти характеристики позже были переданы «двоюродным братьям» лепрекона, клоубому цинну или клюрикону, ирландской фее, которая всегда пьяна и груба. Клюрикона обвиняли в шумных ночах и беспорядке в домах (особенно в винных погребах)
☘️ Изменения в чертах лепрекона:
теперь он богатый сапожник
Лепреконы того времени считались особенно стильными. И Сэмюэл Ловер, писавший в 1831 году, и Уильям Батлер Йейтс (в 1888 году) упоминали о важности, которую лепреконы придают своей внешности.
Лавер написал, что лепрекон был:
«…несмотря на это, он довольно красив в своем платье, потому что он носит красное пальто квадратного покроя, богато расшитое золотом, жилет и непередаваемую ту же треуголку, туфли и пряжки».
После этого Йейтс позже добавил:
«Он что-то вроде денди, носит красное пальто с семью рядами пуговиц, по семь пуговиц в каждом ряду, и носит треуголку, на заостренном конце которой он обычно носит в северо-восточных графствах, по словам Макэналли. , чтобы крутиться волчком, когда его охватывает припадок».
Стихотворение Уильяма Аллингема XVIII века под названием «Лепракон»; Или Фея Сапожница далее продвигала идею о том, что в сказочном царстве занятия выбираются группой, а лепреконы отвечают за то, чтобы ноги остальных членов сообщества были счастливы. Он также дал подсказку людям, которые ищут лепреконов (подробнее о том, почему скоро) — присутствие лепреконов можно заметить по их постукивающим звукам во время работы:
«Приложите ухо поближе к холму.
Разве вы не слышите тихий шум,
Тихий щелчок эльфийского молотка,
Голос лепракона, поющего пронзительно,
Когда он весело занимается своим ремеслом?»
Аллингема часто называют создателем «современного лепрекона»: невысокого человека с рыжей бородой, зеленой шляпы, в которую заправлен золотой четырехлистный клевер (символ удачи), и зеленого костюма с большой пряжкой. на его поясе.
☘️ Мораль лепреконов
К 1800-м годам восприятие лепреконов как богатых и умных людей было обычным явлением. Таким образом, в историях изображались «маленькие» старики, сильно заинтересованные в защите своего золота от жадных людей, которые его искали. Лепреконы должны предлагать взятки людям, если их поймают, чтобы вернуть себе свободу.Неудивительно, что легенды о гномах сосредоточены в основном на человеке, который ловит лепрекона, а затем пытается получить его богатство. Самая распространенная история связана с мальчиком или фермером, который находит лепрекона и заставляет его рассказать, где он спрятал свое золото. Лепрекон обязан показать ему место, находящееся под деревом или растением. Поскольку у человека нет лопаты, он обвязывает близлежащее дерево/растение красной тканью и заставляет лепрекона поклясться, что он не уберет индикатор. Когда человек возвращается с лопатой, он обнаруживает, что теперь там много красных тряпок, а гном исчез. Таким образом, лепрекону удалось обмануть человека и сохранить свое золото.
Другая похожая история рассказывает о девушке, которая ловит лепрекона и заставляет его вести ее к своему сокровищу, но по пути слышит шум, на который лепрекон сообщает ей, что ее преследуют пчелы. Когда она оборачивается и смотрит, гном исчезает.
Другая широко распространенная интерпретация событий после того, как люди находят и ловят лепреконов, - это исполнение трех желаний, из-за которых похититель сходит с ума или его обманывают, поскольку его желания имеют неприятные последствия. Популярная история такого рода — история Шеймуса. Шеймус был человеком из графства Мейо, который поймал лепрекона и исполнил желания. Он решил стать самым богатым человеком на тропическом острове. Говорили, что его желание сбылось, но была загвоздка: на острове не было ни пабов, ни магазинов, ни других людей. Симусу стало скучно, и в конце концов он захотел вернуться в Ирландию.
Во всех этих историях представлена одна и та же мораль: быстро разбогатеть в долгосрочной перспективе невозможно, воровать неправильно и не связываться с ирландским народом фейри.
☘️ Очарование лепреконов продолжает сохраняться
Лепреконы теперь воспринимаются как сказки прошлого и причудливые истории, которые можно рассказать, увидев радугу. Однако эти маленькие люди все еще имеют влияние на современное общество. В Дублине есть даже музей лепреконов, где проводятся экскурсии и предоставляется подробная информация о гномах и ирландском фольклоре на протяжении веков. Некоторые сайты на ирландскую тематику также предоставляют читателям советы и подсказки о том, как поймать лепрекона (и что делать, если вы его поймали).На другой стороне пруда в компании Lucky Charms от General Mills есть гном «Счастливчик», который развлекает детей, пока они едят продукт с начинкой из сахара, талисманом которого он является. Есть также фильмы ужасов/комедии, в которых рассказывается о чудовищном обманщике-лепреконе, мучающем взрослых.
Лепреконы, возможно, и не подарили нам сокровища из золота и серебра, но они, безусловно, обогатили ирландский фольклор.
(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)
Источник:
By Alicia McDermott,
«Leprechauns: The Little People of Irish Folklore»