На самом деле их было шесть — фламандских живописцев эпохи Возрождения из большого семейства Брейгелей — два Питера, два Яна, Амбросий и Абрахам. И был еще Давид Тернис Младший — художник известный и одаренный, но вошедший в семью Брейгелей со стороны, женившись на дочери Яна Брейгеля Старшего. А мы посмотрим поближе на творчество основателей династии.
➡️ Питер Брейгель Мужицкий (ок. 1525 - 1569)
Как ещё его можно называть: Питер Брейгель Старший. Первый биограф художника Карел ван Мандер также сообщает, что современники называли Брейгеля Питер-шутник.
Кто он: основатель династии Брейгелей, автор таких шедевров, как "Охотники на снегу", "Крестьянская свадьба", "Вавилонская башня". Отец Адского и Бархатного Брейгелей. Самый выдающийся художник в этой династии.
Почему Мужицкий: потому что писал простых крестьян, с их грубыми привычками, простыми занятиями и низким юмором (последний запечатлён во всей красе в картине "Нидерландские пословицы"); потому что сам не стеснялся показывать эти грубые моменты простой жизни (например, на многих его картинах люди справляют нужду); возможно, ещё и потому, что сам был крестьянского происхождения - но это нам доподлинно неизвестно, как и многое другое в биографии Питера Брейгеля Старшего (Мужицкого).
Как ещё его можно называть: Питер Брейгель Младший
Кто он: сын Питера Брейгеля Мужицкого и старший брат Яна Брейгеля Бархатного
Ему было около 5 лет, когда умер его гениальный и очень популярный у коллекционеров отец. Питер Брейгель Младший и его мастерская занимались преимущественно производством копий картин Брейгеля-отца: исследователи говорят, что только картина "Зимний пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц" была повторена не менее 200 (двухсот!) раз. Это не были подделки. Во-первых, Брейгель-сын не подписывал работы именем отца: всем было понятно, что это копия. Во-вторых, в то время создание копий не считалось постыдным занятием. Обычное удовлетворение покупательского спроса.
Встречаются и самостоятельные, не копирующие отцовские, работы Питера Брейгеля Младшего (Адского). Например, эта:
Почему Адский: по ошибке! В 19-м веке Питеру Брейгелю Младшему приписывали работы Якоб ван Сваненбурга, первого учителя Рембрандта. Вот у ван Сваненбурга, который подражал Босху, как раз очень много адских сцен, а у Брейгеля - хоть у отца, хоть у сына - всё больше про глупое и грубое, иногда страшное, но про здешнее, наше, земное, а вовсе не про адское. Сейчас уже разобрались - и Питера Брейгеля Младшего Адским называют всё реже.
Как ещё его можно называть: Ян Брейгель Старший. А ещё этого художника называли Брейгелем Цветочным (за любовь к натюрмортам с пышными букетами) и Брейгелем Райским (за картины с изображением Адама и Евы в Эдеме).
Кто он: сын Мужицкого и младший брат Адского. Этот художник не ограничился копированием работ отца, но выработал собственный стиль. Он стал одним из родоначальников жанра цветочного натюрморта. Также написал множество композиций, изображающих райский сад с диковинной флорой и фауной.
Почему Бархатный: При жизни художника так не называли - Бархатным Ян Брейгель Старший стал только в 18-м веке. Это красивое прозвище появилось лет сто спустя после его смерти и связано о с тем, как со временем изменились его произведения. Многие работы Брейгеля Бархатного написаны маслом на медных пластинах. Когда медь окислилась, изменился колорит картин - он стал холодным, неестественным, сказочным; поверхность картин стала иначе преломлять свет - и работы художника стали казаться бархатными.
Кто он: основатель династии Брейгелей, автор таких шедевров, как "Охотники на снегу", "Крестьянская свадьба", "Вавилонская башня". Отец Адского и Бархатного Брейгелей. Самый выдающийся художник в этой династии.
Почему Мужицкий: потому что писал простых крестьян, с их грубыми привычками, простыми занятиями и низким юмором (последний запечатлён во всей красе в картине "Нидерландские пословицы"); потому что сам не стеснялся показывать эти грубые моменты простой жизни (например, на многих его картинах люди справляют нужду); возможно, ещё и потому, что сам был крестьянского происхождения - но это нам доподлинно неизвестно, как и многое другое в биографии Питера Брейгеля Старшего (Мужицкого).
➡️ Питер Брейгель Адский (1564 - 1638)
Как ещё его можно называть: Питер Брейгель Младший
Кто он: сын Питера Брейгеля Мужицкого и старший брат Яна Брейгеля Бархатного
Ему было около 5 лет, когда умер его гениальный и очень популярный у коллекционеров отец. Питер Брейгель Младший и его мастерская занимались преимущественно производством копий картин Брейгеля-отца: исследователи говорят, что только картина "Зимний пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц" была повторена не менее 200 (двухсот!) раз. Это не были подделки. Во-первых, Брейгель-сын не подписывал работы именем отца: всем было понятно, что это копия. Во-вторых, в то время создание копий не считалось постыдным занятием. Обычное удовлетворение покупательского спроса.
Встречаются и самостоятельные, не копирующие отцовские, работы Питера Брейгеля Младшего (Адского). Например, эта:
Почему Адский: по ошибке! В 19-м веке Питеру Брейгелю Младшему приписывали работы Якоб ван Сваненбурга, первого учителя Рембрандта. Вот у ван Сваненбурга, который подражал Босху, как раз очень много адских сцен, а у Брейгеля - хоть у отца, хоть у сына - всё больше про глупое и грубое, иногда страшное, но про здешнее, наше, земное, а вовсе не про адское. Сейчас уже разобрались - и Питера Брейгеля Младшего Адским называют всё реже.
➡️ Ян Брейгель Бархатный (1568-1625)
Как ещё его можно называть: Ян Брейгель Старший. А ещё этого художника называли Брейгелем Цветочным (за любовь к натюрмортам с пышными букетами) и Брейгелем Райским (за картины с изображением Адама и Евы в Эдеме).
Кто он: сын Мужицкого и младший брат Адского. Этот художник не ограничился копированием работ отца, но выработал собственный стиль. Он стал одним из родоначальников жанра цветочного натюрморта. Также написал множество композиций, изображающих райский сад с диковинной флорой и фауной.
Почему Бархатный: При жизни художника так не называли - Бархатным Ян Брейгель Старший стал только в 18-м веке. Это красивое прозвище появилось лет сто спустя после его смерти и связано о с тем, как со временем изменились его произведения. Многие работы Брейгеля Бархатного написаны маслом на медных пластинах. Когда медь окислилась, изменился колорит картин - он стал холодным, неестественным, сказочным; поверхность картин стала иначе преломлять свет - и работы художника стали казаться бархатными.