Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Эбру: «Танцующие краски»

Эбру:  «Танцующие краски»

Вода – стихия своенравная и непостоянная. Любое нарушение ее покоя заставляет водный глянец меняться. Сложно вообразить себе, что воду можно использовать в качестве холста, создавая неповторимые рисунки разноцветными красками: одна жидкость ложится на поверхность другой, рождая смысловые сюжеты…



Удивительно интригующее искусство изображать узоры на воде, неслучайно названное «эбру»!

Во время эксцентричных перформансов и при творческом подходе везде и во всем удивить среднестатистического ценителя прекрасного, стало быть, нелегко, но возможно. Искусство рисования на воде эбру – это не новое течение, а старинная практика. Хотя история у него весьма самобытная, мало кто вообще догадывался о существовании так называемого «танца красок». Где возникло это искусство и что собой представляет, давайте разбираться.

Эбру:  «Танцующие краски»

От этимологии слова «эбру» веет романтикой и… неопределенностью. Мнений несколько: одни считают, что «ab-ru» переводится с арабского как «вода для лица», другие полагают, что «ebre» – чагатайское слово, обозначающее «волнообразный». Наиболее популярная версия гласит: слово «ebri» придумали персы, и означает оно «облако». Подвижные рисунки на воде на самом деле напоминают плывущие вдаль облака.

Эбру:  «Танцующие краски»

Точных данных о том, где возникло искусство – нет, но всё те же исследователи сошлись во мнении, что «турецкое мраморирование» (как еще принято называть эбру) породил Восток. Считается, что пробудилось рисование на воде в городе Бухара в Узбекистане, после чего медленно и уверенно захватило внимание Ирана. Но самые интересные работы в профессиональном исполнении появились уже на территории солнечной Турции, в Стамбуле, и датируются одиннадцатым веком. Поэтому принято полагать, что «танец красок» – заслуга турецких мастеров, таинственных личностей, которые чтили традиции нанесения красок на водное полотно и хранили их в строжайшем секрете.

Эбру:  «Танцующие краски»

В Европе необычное искусство стало известным в пятнадцатом веке благодаря вездесущим торговцам и путешественникам. Они привозили из Турции незаурядные рисунки, а также книги с обложками, выполненными виртуозными умельцами в технике эбру. Такого рода изображения на протяжении долгого времени европейцы называли «турецкой бумагой». Что самое впечатляющее, каждая такая картинка была неповторимой и единственной. О подделках или копиях картин не было и речи.

Эбру:  «Танцующие краски»

Эбру – таинственный язык, которым владели избранные мастера в Турции, держа технологию мраморированной живописи под грифом секретно. Ценные знания передавались из поколения в поколение самым достойным последователям, ведь, чтобы создавать потрясающие рисунки, нужен не только талант, но и терпение, а также полная концентрация на творческом процессе. На «плавучем» фоне художники вырисовывали величественные мечети, изящные тюльпаны, замысловатые узоры…

Эбру:  «Танцующие краски»

Приступая к работе, сам художник не знал, каким будет конечный результат, ведь своенравные краски и холст из воды – это полная противоположность статичному полотну и «ручному» маслу. В конце концов, из бесконечного потока метаморфоз были вычленены закономерные движения красок, которые даже получили свои собственные названия: «Отлив и прилив», «Цветок», «Фейерверк», «Шаль соловья» и «Зигзагообразность».

Эбру:  «Танцующие краски»

Гуру эбру привыкли использовать в работе только природные материалы, например, нектар гевена – смолу горного растения. Именно благодаря этому веществу, добавленному в воду, бесформенные капли краски не растворялись, а держались на поверхности, подчиняясь руке мастера. В этот момент кистями из конского волоса художник выводил причудливый узор, а тонким шилом добавлял загогулинам нужные очертания. После того, как сюжет был готов, и, казалось, вот-вот в нем заиграет жизнь, к нему прикладывали специальную бумагу, которая буквально вытягивала картину из воды. Так рождалось волшебное эбру – искусство созерцания.

Эбру:  «Танцующие краски»

История каждого изображения подвластна исключительно воображению его хозяина, но есть и традиционные символы, популярные среди турецких мастеров. Так, изображая дерево, художник приманивал семейное счастье, тюльпан отождествлял с грацией, священной любовью, созданная с помощью жидких красок гвоздика означала веру и мужество. Согласно исламу, тюльпан, родиной которого является Турция, а не Голландия, как принято считать, – символ Аллаха, а пышная роза – символ Мухаммеда.

Эбру:  «Танцующие краски»

Старинная техника эбру могла бы исчезнуть вместе с последними мастерами – хранителями этого особенного искусства и непостижимого дара. Но за последние десять лет в турецкое мраморирование вдохнули новую жизнь: жители родины тюльпанов не только организовывают выставки «живописи на воде», но и проводят мастер-классы по созданию картин, используя эбру в работе с тканями, керамикой, стеклом, кожей и деревом.

Эбру:  «Танцующие краски»

Эбру завораживает, дарит душевный покой, помогает обрести гармонию с собой, погружая с головой в глубины воды и цвета. Кто знает, возможно, однажды прикоснувшись к этому искусству, вы откроете его сокровенные тайны.

Эбру:  «Танцующие краски»