Город майя Чичен-Ица |
Начало формирования цивилизации майя относят к предклассической эре (2000 г. до н. э. — 250 г. н. э.), но своего пика развития города майя достигли в классический период (250—900 гг. н. э.)
Тикаль — одно из крупнейших городищ майя, столица Мутульского царства. Расположено в провинции Эль-Петен Гватемалы. |
Руины Хойя-де-Серен |
Первый храм Тикаля – «Большой ягуар» |
Город майя Чичен-Ица |
Жилые дома майя строились на низких платформах с небольшим огороженным участком земли, который включал семейное кладбище. Обычно эти участки земли были разграничены низким забором, сложенным из камней. Участок земли каждого семейства включал в себя: хижину, колодец, уборную, детскую, сад и хозяйственну комнату с простой тростниковой крышей.
Руины Хойя-де-Серен |
К типу церемониальных построек относились пирамиды, на вершинах которых располагались храмы. Они были квадратными, тесными, украшались надписями, орнаментом и выполняли роль святилищ. Образцом архитектуры такого типа является "Храм надписей" в Паленке. Здания у майя строились через определенные промежутки времени - 5, 20 и 50 лет. Майя каждые 52 года заново облицовывали свои пирамиды и каждые 5 лет воздвигали алтари.
«Храм надписей» в Паленке |
Скульптура и живопись гармонично дополняли архитектуру майя. Основные темы изображений - божества, правители, быт. Алтари и стелы украшались многофигурными композициями, сочетающими различные скульптурные жанры: резьбу, барельеф, горельеф, круглый и моделированный объем. Из материала использовались обсидиан, кремень, нефрит, раковины, кость и дерево.
Скульптуры майя:
богато украшенный храм Розалилы,
|
Жертвоприношения майя и их религиозные обряды были ужасными. Это развеяло миф о майя, как о благородном и цивилизованном народе.
Статуя бога
Чак-Мооля.
|
Жертвоприношениями занимались постоянно. Это было главное развлечение. Майя почитали бога Солнца и верили, что, принося в жертву сердца, они дают возможность богу питаться жизненной силой людей. В жертву чаще всего приносили пленников, рабов, детей (незаконнорожденных или сирот).
Жертвоприношениями занимались постоянно |
Прежде всего, жертву раздевали и окрашивали в голубой цвет. Затем ее вели на специально отведенное место в храме или на вершину пирамиды, и располагали на большом камне округлой формы. Жертву держали за руки и ноги, вскрывали грудь и вырывали сердце.
Одна из латформ,
на которой располагалась |
Колодец смерти - Священный сенот, представляющий из себя карстовую воронку, естественного происхождения, огромных размеров. При засухе, майя бросали в Колодец смерти драгоценности и красивых девушек в качестве жертвоприношения. Делалось это для того, чтобы божества дали им дождя.
Колодец смерти - Священный сенот |
Игра в мяч заключала в себе элементы насилия и жестокости - она завершалась человеческим жертвоприношением, ради которого и затевалась.
Ацтеки: игра в мяч |
Участвовали в игре только мужчины, разделенные на 2 команды, которые включали от 1 до 4 человек. Задача игроков состояла в том, чтобы не дать мячу коснуться земли и довести его до цели, удерживая всеми частями тела, за исключением кистей рук и ступней. Игроки облачались в специальные защитные одежды. Мяч чаще бывал полым; иногда за каучуковой оболочкой скрывался человеческий череп. Площадки для игры состояли из двух параллельных ступенчатых трибун, между которыми располагалось игровое поле.
Площадки для игры |
Игра в мяч отчасти напоминала гладиаторские бои, когда пленники, подчас представители знати из других городов, боролись за жизнь, чтобы не оказаться принесенными в жертву. Одни полагают, что в жертву превращался капитан проигравшей "команды", другие - капитан "команды" победителей, так как богам нужно было отдавать самое лучшее, в том числе самых сильных, ловких, красивых людей. Возможно, обезглавливали всех проигравших. Есть предположение, что роль жертвы могли играть военнопленные, которым выпадала честь участвовать в игре. Считалось, что принесенный в жертву человек после победы в игре сразу попадал на небеса.
Площадки для игры |