|
Фрида Кало «Моисей» («Ядро творения»)
|
Перед вами картина
Фриды Кало «Моисей» («Ядро творения»), написанная под впечатлением от книги
Зигмунда Фрейда «Моисей и монотеизм». Но хотя на картине видны отсылки к разным религиям, народам, темам жизни и смерти, ее лейтмотивом стали любовь и рождение нового человека.
В средней части картины изображен
Моисей на разных стадиях эмбрионального развития. И если в центре мы видим еще не рожденного Моисея, который уже вполне сформировался и готов к появлению на свет, то про структуры по сторонам от него не до конца ясно, можно ли их уже считать Моисеем.
Справа Фрида поместила изображение оплодотворенной яйцеклетки, о которую тщетно бьются опоздавшие сперматозоиды. Почему мы можем быть уверены в том, что зачатие уже произошло? Дело в двух кружочках на левом верхнем краю яйцеклетки. Это
полярные тельца — небольшие мембранные пузырьки, которые уносят с собой лишнюю генетическую информацию.
В процессе созревания
ооцит (будущая яйцеклетка) сначала удваивает свои хромосомы, а затем проходит два деления
мейоза. В результате первого деления от него отделяется первое полярное тельце (у других животных оно иногда делится дальше, но у млекопитающих не успевает и гибнет). Затем яйцеклетка вступает в процесс второго деления и замирает до оплодотворения. Проникновение сперматозоида внутрь становится сигналом, чтобы яйцеклетка завершила мейоз и отпочковала от себя второе полярное тельце. Фактически созревание яйцеклетки заканчивается уже после оплодотворения.
|
Общая схема оогенеза:
первичный диплоидный (с двойным набором хромосом; 2n) ооцит (primary oocyte) делится на гаплоидный (с одним набором
хромосом; n) вторичный ооцит (secondary oocyte) и первое полярное
тельце (first polar body),
затем проникший сперматозоид стимулирует созревание ооцита — он
превращается в яйцеклетку (egg),
от нее отделяется второе полярное тельце (second polar body), происходит оплодотворение и формируется зигота (zygote).
Рисунок с сайта slideplayer.com
|
Оба полярных тельца сохраняются рядом с яйцеклеткой, поскольку их прижимает
zona pellucida, или, как ее иногда называют, блестящая оболочка. Это белково-углеводный слой, который сформировался у яйцеклетки еще в яичнике, а после оплодотворения дополнительно разбух, чтобы не пропустить лишние сперматозоиды внутрь. Поэтому и полярные тельца остаются прижатыми к мембране оплодотворенной яйцеклетки — и из-за этого у реальных эмбрионов они не такие круглые, как на картине.
|
Образование
зиготы у человека. Блестящий слой снаружи — zona pellucida. Под ней видны
два приплюснутых полярных тельца. В это время внутри яйцеклетки сливаются
два пронуклеуса — структуры, содержащие материнский и
отцовский геномы. Фото с сайта wellsws148spring2009.wordpress.com
|
Изображение оплодотворенной яйцеклетки формально уже можно считать Моисеем, поскольку с точки зрения эмбриологов зародыш появляется сразу после слияния яйцеклетки со сперматозоидом. Однако с точки зрения генетика, например, говорить о новом целостном организме еще рано. Дело в том, что после оплодотворения геномы яйцеклетки и сперматозоида некоторое время существуют порознь. Они постепенно мигрируют друг к другу и объединяются — на это уходит около 30 часов. В этот момент появляется уникальный геном нового организма, а оплодотворенная яйцеклетка становится
зиготой.
Но век зиготы недолог: сразу после того, как геномы отца и матери сливаются, они удваиваются, а зигота делится — это первое деление дробления. Именно оно, вероятно, изображено слева от Моисея в утробе матери: на полюсах клетки — отдельные хромосомы, а в центре —
микротрубочки, которые образуют
веретено деления. Правда, дробящаяся зигота не успевает настолько сильно вырасти, чтобы стать крупнее яйцеклетки. Поэтому можно предположить, что Фрида не ставила целью отобразить именно дробление — тогда, справедливости ради, пришлось бы рисовать и оболочку оплодотворения, и полярные тельца, — а поместила рядом с Моисеем изображение обобщенного
митоза, процесса деления, на котором и будет строиться всё дальнейшее превращение зиготы в
бластоцисту и далее в плод.
Под плодом в утробе нарисован младенец в люльке, появившийся на свет. Говорят, лицом он напоминает мужа Фриды, художника
Диего Риверу, а третий глаз обозначает его мудрость. В самом низу картины изображена раковина моллюска, которая на картинах художницы
символизирует плодовитость, рождение и любовь.
P. Loseva