Берлингьери Бонавентура (Berlinghieri Bonaventura) - итальянский живописец эпохи раннего готического искусства (1218–1274). Предположительно родился в Лукке. Бонавентура был, может быть, наиболее успешным из трех сыновей Берлингьеро ди Миланезе, продолжившим традицию его мастерской. С ним связано довольно много упоминаний в лукканских архивных документах, в частности сообщается, что в 1244 году он участвовал в декоративном оформлении покоев архидиакона Лукки, написав птиц и орнаментальные мотивы (ныне эти росписи утрачены). Такой заказ – свидетельство высокого ранга художника.
Проблема красоты обсуждается в 13
столетии, как и прежде, в метафизическом аспекте. Красота идентифицируется с
понятиями блага и истины. В схоластической философии, с ее стремлением до
мельчайших подробностей обсудить каждый вопрос, все отчетливее звучит тенденция
к определению собственных отличительных свойств каждого из этих понятий.
В попытке различения единства
основных метафизических представлений, понятию красоты придается все более
определенный формальный оттенок. Акценты перемещаются; разумеется, сильно
огрубляя, можно представить себе, что если для мыслителя раннего средневековья
земной мир был только отражением божественной идеи и поэтому не стоил внимания,
то для мыслителя эпохи готики земной мир заслуживает всяческого внимания,
изучения и восхищения именно потому, что он является божественным произведением.
Мир воспринимается как "некая книга, в которой отражается, изображается и
читается Троица" [1].
Новому вниманию к зрительному
миру и обязаны своим существованием на страницах философских сочинений 13 века
многочисленные обсуждения материальной, телесной красоты, ее черт и качеств,
которые, разумеется, являются отражением соответствующих качеств
сверхчувственной красоты. "Красоте требуются три качества, - писал Альберт
Великий, - первое - elegans (тонкость,
изящество, элегантность), и притом подходящая величина, второе -
пропорциональное сочетание членов, третьеокрашенность добрыми и ясными
цветами" [2].
Хотя этот идеал телесной красоты
соответствует готическому идеалу par existence, как справедливо заметил де Брюн
[3],
он никак непосредственно не связывается с произведениями готического искусства
и не выходит из сферы метафизических и нравственных представлений о красоте.
Однако очерченный Альбертом идеал
красоты совершенно определенным образом характеризует духовный климат эпохи,
выражающий себя также в соответствующих этому идеалу произведениях искусства -
готических соборах - прекрасных, элегантных и монументальных, построенных на
основании тонких пропорциональных соотношений и сияющих "добрым и ясным
светом" витражей.
Berlinghiero,
Мадонна Кол бамбино, 1230-40
Калифорния
|
Проблема красоты обсуждается в 13
столетии, как и прежде, в метафизическом аспекте. Красота идентифицируется с
понятиями блага и истины. В схоластической философии, с ее стремлением до
мельчайших подробностей обсудить каждый вопрос, все отчетливее звучит тенденция
к определению собственных отличительных свойств каждого из этих понятий.
Сравнительно с предшествующим
столетием в 13 веке гораздо шире и определеннее обсуждается вопрос о разных
целях практической деятельности в земной сфере отношений, в том числе и
деятельности, не имеющей целью прямой пользы, но создающей произведения для удовольствия,
для наслаждения их красотой.
Конечно, аристотелевская теория
практической деятельности и ее целей осмысливается в духе метафизики 13 века,
связывается цепью отношений и подобий, приводящих к идее познания бога как
основной цели всякой человеческой деятельности. Однако, взятый сам по себе,
данный факт весьма показателен, свидетельствуя о новом отношении к труду.
В связи с толкованием вопроса о
материальной красоте внимание некоторых мыслителей 13 века одинаково привлекает
вопрос красоты произведения искусства. Естественно, что он обсуждается по
аналогии с высшей метафизической красотой.
Деятельность художника,
скульптора, архитектора представляется рассматриваемой не только как
практическая деятельность человека, но и как деятельность, имеющая целью
создание красоты. Конечно, эти два представления, в недрах которых скрывается
зародыш будущего различия художника и мастеров других специальностей, в эпоху
готики с трудом разделимы. Красота материальных предметов идентифицируется с их
пользой, подобно тому, как отождествляются благо и сверхчувственная красота
Распятие
Бонавентура Берлингьери
|
Фома Аквинский, приводя примеры
из практической деятельности, часто употребляет термин artifex, имея в виду то
художника или архитектора, то кузнеца или ножовщика.
Его теория творчества относится
одинаково к художнику и ремесленнику любой другой профессии. Одновременно этот
термин применяется и специально по отношению к создателям произведений
искусства, в частности архитекторам.
Подобно различному употреблению
термина "artifex" в общем и специальном смысле, художественное
творчество рассматривается не только наравне с другими видами практической
деятельности при обсуждении целей познания и трудов человека, но (гораздо реже)
как собственно художественная деятельность, искусство в смысле, близком тому,
который придало этому термину Новое время.
Последняя проблема раскрывается в
сочинениях Бонавентуры, одаренного особым эстетическим чувством, чуткого к
разнообразным проявлениям красоты, увлеченного интерпретатора метафизики строя,
порядка, пропорции и числа, определяющих мировую гармонию.
Естественно, вопрос о
художественной деятельности человека и красоте созданных им произведений
искусства трактуется Бонавентурой, как обычно, связанным с обсуждением общих
вопросов творчества и красоты. Однако Бонавентура особенно любил прибегать к
примерам из области изобразительного искусства, что позволяет прекрасно
представить себе его концепцию творчества художника по аналогии с божественным
творением.
Кроме того, философ уделял
большое внимание толкованию системы человеческих знаний, включая практические искусства,
в их отношении с теологией как главной дисциплиной и посвятил этому вопросу
сочинение "De Reductione Artium ad Theologiam".
Хотя в рассмотрении искусств
Бонавентура не отделяет изобразительное искусство от других практических
знаний, он охотно апеллирует к примерам изобразительного искусства, когда речь
идет о характере творческого процесса, о замысле и исполнении, а не конечных
целях в реальной пользе работы.
Berlinghiero Berlinghieri.
Crocifisso di Fucecchio, detail,
1230-35,
Private collection
|
Большое значение в теории
Бонавентуры имеет представление об образе как выражении: conformatio expressa -
"образом называется то, что выражает и подражает"
[4].
Применительно к художественной
деятельности это представление позволяет оценить произведение искусства не
только как подражание, но и как выражение. Произведение искусства прекрасно не
только в той мере, в которой в нем отразилась модель, но и в той, в какой в нем
выразился идеал - идеальное представление о модели, составленное художником.
Художник воспринимается как посредник между природой и своим произведением,
создание которого - искусство - есть "habltus cum ratione factivus" -
"занятие, исполняемое с помощью разума". Идей может быть много, на
искусство их воплощения - одно [5].
Произведение соотносится как с
идеалом, который создал художник, так и с моделью, послужившей образцом этому
идеалу, так и со способностями человека при помощи знания или любви воспринять
произведение таким образом, что душа украшается созерцанием и познанием
прекрасного предмета [6].
Творение понимается как выражение
идеала художника, что предусматривает формирование этого идеала как подобия
некой модели, как выражение способностей художника передать этот идеал и как
имитация этой модели. В связи с этим и вопрос о красоте произведения искусства
может быть поставлен двояким образом: "ведь образ называется прекрасным,
когда он хорошо написан, равно как называется прекрасным и тогда, когда хорошо
изображает того, чей он образ" [7].
Интерьер собора (Пиза)
|
Оценивая красоту художественных
произведений, Бонавентура следует за своим учителем Александром Гэльским,
различая в искусстве прямое копирование природы, как в изображении человека
("кто видит изображение Петра, следовательно, видит и Петра") [8],
так и изображения фантастические, являющиеся плодом воображения художника ("изображение
дьявола называют прекрасным, когда оно хорошо изображает сущность дьявола,
между тем сама сущность остается гнусной") [9].
В деятельности художника
Бонавентура различает три стороны: egressus - выхождение, воплощение идеи
будущего произведения, effectus - исполнение и fructus - его результат [10].
Особенно важным представляется толкование egressus как выражения идеи, как
метода ее воплощения:
"Если рассмотрим egressus, - пишет Бонавентура, - увидим, что осуществление произведения исходит из обдуманного художником подобия, существующего в уме, поскольку художник придумал образ прежде, чем исполнил и потом исполнил его по тому, как расположил в уме. Исполняет же художник внешнее произведение, уподобляя его внутреннему образцу насколько можно лучше. Если бы художник мог создать такое произведение, которое могло бы любить, познавать и могло бы познать своего создателя, это было бы сделано по обдуманному подобию, на основании которого работает художник" [11].
Таким образом, метод художника
заключается в том, чтобы как можно лучше следовать избранному образцу, который
в свою очередь представляет собой некое подобие, сохраняемое в уме
художника.
Распятие,
Калифорния. 1220,
теперь в Национальном музее Вилла
Гвиниджи в Лукке.
|
Проблема красоты обсуждается в 13
столетии, как и прежде, в метафизическом аспекте. Красота идентифицируется с
понятиями блага и истины. В схоластической философии, с ее стремлением до
мельчайших подробностей обсудить каждый вопрос, все отчетливее звучит тенденция
к определению собственных отличительных свойств каждого из этих понятий.
Рассматривая effectus - осуществление, Бонавентура намечает основные качества,
которые художник стремится реализовать в будущем произведении, которые
необходимы художнику для исполнения работы:
"Каждый художник намеревается создать произведение красивым, полезным, прочным (stahile) ... Знание (scientia) делает произведение красивым, воля (желание, voluntas) делают его полезным, упорство (perseverantia) делает его прочным. Первое содержится в одаренности" [12].
Таким образом, в создании
произведения концентрируются основные способности человека - знание, желание,
мужество и дерзость, то есть та "ненависть" к материи, преодолеваемой
художником в стремлении воплотить свой идеал [13], из-за которой он испытывает
к своему произведению любовь в той мере, в какой ему удалось создать подобие
своего идеала. Работа мила и приятна творцу, если она отвечает всем трем
перечисленным выше качествам [14].
Что же касается fructi - плодов выполненной работы, то
Бонавентура, следуя за Аристотелем, рассматривает созданное произведение как
дело чести и славы художника, полезности или приятности. Одновременно,
продолжая августиновскую традицию, Бонавентура сравнивает возможность трех
творческих сил универсума - бога, природы и человека. Бог творит ех nihilo, а природа - благодаря данным
ей первопричиной движущим силам, искусство человеческое создается на основании
творчества природы и с помощью созданных природой материальных средств; так,
архитектор "не камни изготовляет, но дом из камней" [15].
"Способ исполнения в искусстве (per artem) согласовывается со способом исполнения в природе (per naturam) в том, что и то и другое производит подобие, но и различается, потому что в природном произведении создаются подобия в субстанции и качестве, в искусстве же производятся подобия по образцам, созданным разумом, в действительности разнящиеся с субстанцией и качеством" [16].
Искусство дополняет то, что
сделано природой, оно может отнимать, прибавлять или изменять элементы, уже
созданные природой [17].
Эстетическая теория Бонавентуры
показывает, как велико было стремление мыслителей 13 века проникнуть в суть
красоты универсума. Оно отражает одновременно глубокий интерес францисканских
кругов к проблемам красоты мироздания. В сочинениях Бонавентуры вопрос о
художественной деятельности человека, о путях и характере творческого процесса
впервые в средневековой мысли получает глубокое и обоснованное
толкование.
Источники:
- S. Bonaventura. Breviloquium, II, 12, Opera omnia, vol. Y. Firenze, 1891.
- Цит. по: Bruyne Е. de., vol.
- р. 180. 3. lbid.
- Ibid., vol. 3, р. 220.
- См.: Commentarii in 1 Liber. Sententiarum, d. 35, а. un. q. 4, Opera omnia, vol. 1. Firenze, 1883, р. 608.
- Ibid., d. 3, р. 2, а 1, q. 2; Opera omnia, vol. 1, р. 83.
- Цит. по: История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. Т. 1. М., 1962, с. 286.
- Commentarii in 1 Liber Sententiarum, d. 3, р. 2а, 1, q. 2; Opera omnia, vol. 1, р. 83.
- Ibid., 1, d. 31, р. 2, а. 1, qu. 3.
- См.: De Reductione Artium ad Theologiam, 11, Opera omnia, vol. V, 332.
- Ibid., II, Opera omnia, v. V, 322.
- Ibid.
- См.: In Sapientiae. Opera omnia, vol. VI р. 183.
- См.: De Reductione Artium ad Theologiam, Орега omnia, vol. V, р. 322.
- Commentarii in 1 Liber Sententiarum, 7, р. 2, q. 2; Opera omnia, vol. II, р. 202.
- Ihid., d. 2, а. un. qu. 4; Opera omnia, vol. 1, р. 58.
- См.: vol, d. 7, р. 2, а. 2, q. 2; Opera omnia, vol. 11. р. 202.