Римские дороги (Romea Via) изначально строились в военных целях и потому назывались viae militares. По мере освоения римлянами окраин своей империи дороги играли всё более значительную экономическую роль — именно они позволяли ассимилировать значительные территории и способствовали созданию римского мира (Pax Romana).
Первые упоминания о римских дорогах можно найти в таком источнике как Законы двенадцати таблиц (Leges duodecim tabularum), составленном в 451–450 годах до н.э. — в этом документе устанавливались и регламентировались размеры и юридический статус дорог. Было установлено, что ширина дороги на прямых участках должна составлять 8 футов (2,45 м), на поворотах — 16 футов (4,9 м). Собственников придорожных участков обязали огораживать дорогу в том случае, если её не мостили камнем (в ином случае путники могли передвигаться, где пожелают).
Участок Аппиевой дороги |
Первая известная нам мощённая камнем дорога была построена цензором Аппием Клавдием Цеком в 312 году до н.э., проходила она из Рима до города Капуя, имела 195 км в длину и строилась с военной целью. После подавления восстания Спартака в 71 году до н.э. вдоль Аппиевой дороги было распято шесть тысяч захваченных в плен рабов. Диодор Сицилийский писал, что изначально на более чем половине протяжённости дорогу вымостили массивными камнями, и что на это была потрачена почти вся государственная казна.
Так как многие сферы жизни Римской империи носили упорядоченный характер, на основе источников можно дать точную классификацию её дорог. Основой будут служить произведения землемера Сикула Флакка и юриста Домиция Ульпиана. Согласно их классификации, в империи имелось три типа дорог:
Классификация
Так как многие сферы жизни Римской империи носили упорядоченный характер, на основе источников можно дать точную классификацию её дорог. Основой будут служить произведения землемера Сикула Флакка и юриста Домиция Ульпиана. Согласно их классификации, в империи имелось три типа дорог:
- viae publicae (consulares, praetoriae или militares);
- viae privatae (rusticae, glareae или agrariae);
- viae vicinales.
Участок Постумиевой дороги,
построенной консулом Спуриусом
Постуминусом в 148 году до н.э.
|
Viae privatae являлись частными дорогами. Зачастую они сооружались владельцами поместий для собственного удобства и хозяйственного использования. Ширина составляла от 2,5 до 4 м — всё зависело от пожеланий хозяина и его финансовых возможностей.
Viae vicinales — наиболее распространённый тип римских дорог. По сути, речь шла о просёлочных дорогах, соединявших городки и деревни в одной местности.
Viae vicinales — наиболее распространённый тип римских дорог. По сути, речь шла о просёлочных дорогах, соединявших городки и деревни в одной местности.
Участок римской дороги, Испания.
|
Технологии
постройки
Процесс прокладки дороги начинался с того, что римские землемеры (mensor) производили разметку. До нас дошли названия и чертежи некоторых инструментов, которыми они пользовались в своих измерениях. Грома — аналог угломера, позволявший проводить перпендикулярные прямые; хоробат — устройство для определения уклона; диоптр служил для установки направления на объект. В целом римляне старались делать дороги как можно более прямыми, а на поворотах увеличивали их ширину, чтобы встречные повозки могли разъехаться.
Вопреки расхожему мнению, гласящему, что постройкой дорог и прочих инфраструктурных объектов в Древнем Риме занимались рабы, эту работу зачастую производили легионеры. Это подтверждают многочисленные письменные свидетельства и изображения на триумфальных арках. С учётом особенностей рельефа римские дороги не строились по единому плану. Даже на одной дороге обычно имелись участки с разным качеством покрытия.
Легионеры прокладывают дорогу,
современный рисунок
|
Методы дорожного строительства были довольно прогрессивными даже с точки зрения наших дней. Сначала на местности выкапывалось углубление, и производился водоотвод, а затем начиналась укладка слоёв. Обычно использовались материалы, добытые из местных источников. В основание, как правило, укладывали крупные каменные блоки (statumen — подпора, устой), затем насыпался слой гравия (rudus — обломки камней, щебень) и завершающий слой (summum dorsum верхняя поверхность). Последний слой состоял из песка, земли и мелкого камня, который хорошо утрамбовывался. Мощёные пути составляли относительно небольшую часть от общей протяжённости дорожной системы. Общей чертой римских дорог была выгнутая поверхность, способствовавшая тому, что дождевая вода стекала в дренажные канавы, не задерживаясь на поверхности.
Римская дорога в разрезе
|
Во время постройки дорог большое внимание уделялось возведению переправ через реки.
Хорошо сохранились многочисленные каменные мосты той эпохи — зачастую это настоящие произведения инженерного искусства, превзойдённого только в XX веке.
Хорошо сохранились многочисленные каменные мосты той эпохи — зачастую это настоящие произведения инженерного искусства, превзойдённого только в XX веке.
Строительство дороги,
изображённое на колонне Траяна.
|
Для упрощения определения расстояний и ориентации вдоль дорог устанавливались мильные камни (miliarium). Они располагались не на определённом расстоянии друг от друга, как это делают сейчас. Обычно на таких камнях просто указывалось расстояние до ближайшего населённого пункта. Сами камни обычно были довольно массивными — их вес мог достигать нескольких тонн, а размеры варьировались от 1,5 до 4 м в высоту. Кроме указания расстояний, на камне высекали имя императора, в чьё правление он был установлен.
Мильный камень
|
В 20 году до н.э. император Октавиан Август установил в Риме так называемый «Золотой мильный камень» (Milliarium Aureum), представлявший собой колонну из позолоченной бронзы. На нём были отмечены названия крупнейших городов империи и расстояния до них.
По сути, император Август зародил традицию вести отсчёт расстояний от «нулевого километра».
По сути, император Август зародил традицию вести отсчёт расстояний от «нулевого километра».
«Золотой мильный камень», Рим.
|
В ходе строительства обычно создавалась и прочая инфраструктура, сопутствующая дорогам.
Вдоль пути возводились многочисленные почтовые станции, постоялые дворы и склады. На каждых 10–15 км пути римляне старались разместить почтовую станцию (mutatio), где можно было сменить лошадей. На несколько небольших станций (в 30–50 км друг от друга) приходилась одна крупная (mansio), где можно было не только сменить лошадей, но и остановиться на ночлег, обычно здесь же располагались харчевня и кузница.
Интересной особенностью, которая в ряде стран дошла до наших дней, было то, что крыши зданий на крупных станциях красились в красный цвет. Дороги также служили немаловажным подспорьем для курьерской службы (Cursus publicus) — благодаря налаженной дорожной системе гонцы могли преодолевать до 80 км пути за день.
Вдоль пути возводились многочисленные почтовые станции, постоялые дворы и склады. На каждых 10–15 км пути римляне старались разместить почтовую станцию (mutatio), где можно было сменить лошадей. На несколько небольших станций (в 30–50 км друг от друга) приходилась одна крупная (mansio), где можно было не только сменить лошадей, но и остановиться на ночлег, обычно здесь же располагались харчевня и кузница.
Интересной особенностью, которая в ряде стран дошла до наших дней, было то, что крыши зданий на крупных станциях красились в красный цвет. Дороги также служили немаловажным подспорьем для курьерской службы (Cursus publicus) — благодаря налаженной дорожной системе гонцы могли преодолевать до 80 км пути за день.
Римский мост в Мериде
|
Вдоль дорог в Римской империи размещались различные культовые сооружения, зачастую на выезде из города со временем образовывались большие участки захоронений.
По мере развития древнеримской дорожной сети возникла необходимость создания карт.
Картография
По мере развития древнеримской дорожной сети возникла необходимость создания карт.
Обычно карты рисовались на свитках, местность на них была изображена в крайне искажённом виде, законы перспективы и масштабирования не применялись. Бо́льшую часть информации можно было получить из описаний-итинерариев (itinerarium), где указывались длина участков дорог, расстояния между городами, места размещения постоялых дворов и различные препятствия, возникающие на пути.
В 44 году до н.э. Юлий Цезарь и Марк Антоний поручили составить итинерарий географам Зенодоксу, Феодоту и Поликлиту. Их работа длилась более 25 лет и не прерывалась даже тогда, когда в Римской республике полыхало пламя гражданской войны.
В 44 году до н.э. Юлий Цезарь и Марк Антоний поручили составить итинерарий географам Зенодоксу, Феодоту и Поликлиту. Их работа длилась более 25 лет и не прерывалась даже тогда, когда в Римской республике полыхало пламя гражданской войны.
Пейтингерова скрижаль,
фрагмент с Италией и Римом.
|
Результат работы был выгравирован на каменной плите и выставлен возле Пантеона в Риме. Кроме того, современным историкам известен итинерарий Антонина (Itinerarium Antonini Augusti), составленный во времена правления императора Каракаллы (211–217 годы н.э.).
Наиболее известной картой империи является Пейтингерова скрижаль (Tabula Peutingeriana) — пергаментная копия древнеримской карты, сделанная в XIII веке и состоящая из одиннадцати листов. Длина карты составляет 6,75 м, ширина — 0,34 м, на ней отмечены римские дороги, города, географические особенности местности.
Исходя из Пейтингеровой скрижали, теоретическая длина дорог составляла более 200 000 км.
Наиболее известной картой империи является Пейтингерова скрижаль (Tabula Peutingeriana) — пергаментная копия древнеримской карты, сделанная в XIII веке и состоящая из одиннадцати листов. Длина карты составляет 6,75 м, ширина — 0,34 м, на ней отмечены римские дороги, города, географические особенности местности.
Исходя из Пейтингеровой скрижали, теоретическая длина дорог составляла более 200 000 км.
Оригинальная карта создавалась между I и V веками н.э. (предположительно, для императора Октавиана Августа), на протяжении веков в неё вносили правки и дополнения.
Римские дороги в Британии
|
Дороги являлись скелетом древнеримского государства, связывая между собой части империи, позволяя быстро перебрасывать войска в нужную точку и способствуя экономической экспансии римлян в завоёванных провинциях. Римские легионы нередко прокладывали дороги даже на вражеских территориях.
Литература:
- Laurence, Ray. The roads of Roman Italy: mobility and cultural change. – Routedge, 1999
- Ле Боэк Я. Римская армия эпохи ранней империи / Пер. с фр. М., 2001
- Ливий Тит. История Рима от основания города / Пер. с лат. под ред. М. Л. Гаспарова и Г. С. Кнабе, т. I-III. М., 2002
- Тацит Корнелий. Анналы. Малые произведения. История / Издание подготовили А. С. Бобович, Я. М. Боровский, Г. С. Кнабе и др. М., 2003
- Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Переводчики – В. В. Латышев, М. Е. Сергеенко, В. М. Строгецкий, О. П. Цыбенко, А. Г. Алексанян, И. А. Алексеев, Г. А. Таронян, О. А. Васильева, М. Огинский, В. В. Вертоградова, Д. В. Мещанский, Agnostik. – Самиздат, 2012
Александр Сергиеня
_________________________
- Пластинчатые доспехи римской армии: lorica segmentata
- «Военная машина»: организация древнеримской армии
- Римская армия в походе
- Доходы и расходы римского легионера
- Римская армия.Подготовка к бою
- Словом и копьём
- Пограничные укрепления Древнего Рима
- Все дороги ведут в Рим