Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Допотопная география (часть - 2)

Нерпа

Это нерпа. Три похожих вида этого тюленя водятся соответственно в Северном Ледовитом океане, Байкале и Каспийском море. Песня не о них, но все же каким образом родственные виды, имевшие общим предком такую же нерпу с ластами, не приспособленную ни бегать по земле, ни летать, смогли расселиться по трем водоемам, отделенным друг от друга тысячами километров суши с тайгой, степями и водоразделами – причем один из этих водоемов ныне изолированный, а другой высокогорный? Загадка природы.

Отгадка же проста и становится понятной, если взглянуть на эту карту:

20 000 – 15 000 лет назад.
Крестиками отмечены «материковые» памятники эпохи палеолита
На пиках оледенения запертыми ледником стоками Оби, Енисея и Лены затапливалась вся Западно-Сибирская низменность. При максимальном подъеме воды этого моря находили выход через Тургайскую ложбину в Аральское море, из него в Каспийскую низменность, потом через то место, где ныне находится Волго-Дон, сливались в Черное море и далее последовательно заполняли каскад соленых озер с узкими проливами, в которые во время максимальных похолоданий превращалось Средиземное море. Сила этого потока с учетом увеличивавшегося из-за таяния льдов и вечной мерзлоты стока рек Восточной Европы была немаленькой – уровень воды мог подниматься со скоростью до 1–2 м/год, береговая линия двигалась при этом до 10–20 км/год или 30–60 м/день.

Каскад Понто-Каспийских бассейнов 17-15 тысяч лет назад
Последний раз такой каскад образовывался 16–15 тыс. лет назад и, то пересыхая, то вновь обретая силу, существовал около 2 тыс. лет. Потом уровень Каспия поднимался еще не раз, однако воды было слишком мало, чтобы переливаться в бассейны Черного и Средиземного морей. Эвксинское, Эгейское, Адриатическое и Лигурийское озера снова мелели, по их берегам селились и кочевали люди, пока 11,5 тысяч лет назад начавший подниматься с потеплением уровень моря не заставлял их снова отступать от надвигающейся воды

(Кстати, Платон, говоря о гибели Атлантиды, дает ссылку на Солона, который в свою очередь ссылался на египетских жрецов, утверждавших, что катастрофа произошла 9000 лет тому назад. Сам Солон жил в 6 веке до нашей эры. Прибавим ко всему этому два тысячелетия с начала нашей эры и получим примерно то же время – 11,6 тыс. лет назад.)

В общем, если остальные земли затапливались либо при потеплении, либо при похолодании, то Средиземноморский бассейн топило в обоих случаях. А в промежутках между наводнениями обнажившиеся земли смело могли бы именоваться Средиземьем, ибо соединяли воедино Африку, Европу и Азию, заселяясь выходцами со всех трех континентов. Очередной катаклизм выдавливал уцелевших жителей побережья в соседние районы – племена, этносы и расы перемешивались самым причудливым образом. А главное, перемешивались культуры, перенимая друг у друга разные полезные штуки.

Рельеф дна Средиземного моря
Постоянная угроза наводнений заставляла людей приспосабливаться к беспокойному соседству воды, становиться легкими на подъем и придумывать новые средства быстрого передвижения: приручать лошадей и развивать судоходство. Последнее и было проделано аж не менее 9000 лет назад. Для судоходства здесь, на всем каскаде внутренних морей, были лучшие условия на всей планете – отделенность акватории от просторов Мирового океана делала приливы и отливы практически незаметными, а в море невозможно было заблудиться: в какую сторону ни поплыви, обязательно упрешься в берег. Причудливо изогнутая береговая линия с многочисленными бухтами и островками предоставляла возможность укрываться от шторма и врагов.


Стоимость перевозки груза по морю в те далекие времена была в сотни, если не в тысячи раз меньше стоимости перевозки той же массы груза на то же расстояние по суше. Поэтому на побережье в торговый оборот издавна были вовлечены значительные объемы товаров массового потребления, в отличие от материка, где торговля велась в первую очередь предметами роскоши, которая почти не влияла на жизнь подавляющей части населения. И торговля велась все больше напрямую, а не по цепочке от племени к племени. А каждая народность Средиземья, а позже Средиземноморья знала и могла поддерживать отношения не с одним-двумя соседями, а с десятками иных этносов и культур.

На этой благодатной почве в итоге и вырос целый букет знаменитых античных цивилизаций, а уж чем славны античные цивилизации, думаю, рассказывать не нужно…


Нaritonoff
______________________________