«Портрет папы Иннокентия Х» —
известная картина испанского
художника Диего Веласкеса
|
Портрет Папы Римского Иннокентия X, созданный около 1650 года, выдающимся испанским художником Диего Веласкесом считается одним из самых известных изображений несущих в себе всю глубину психологического образа изображенного человека.
Многие из видевших портрет лично, утверждали, что его действительно невозможно забыть так как с холста на них будто бы подозрительно смотрит живой человек.
Но как же художнику удалось создать столь проникновенный шедевр?
Считается, что портрет был создан во время второй поездки художника в Италию, в период с начала 1649 по середину 1651 года. До наших дней сохранилось даже документальное подтверждение того, что Папа Римский пригласил Веласкеса на аудиенцию в августе 1650 года (и вероятней всего не просто так).
Но почему же именно этого испанского живописца понтифик выбрал для увековечения своего образа?
Считается, что портрет был создан во время второй поездки художника в Италию, в период с начала 1649 по середину 1651 года. До наших дней сохранилось даже документальное подтверждение того, что Папа Римский пригласил Веласкеса на аудиенцию в августе 1650 года (и вероятней всего не просто так).
Но почему же именно этого испанского живописца понтифик выбрал для увековечения своего образа?
Дие́го Родри́гес де
Си́льва-и-Вела́скес (автопортрет) —
испанский художник, крупнейший
представитель мадридской школы времён золотого века испанской живописи,
придворный живописец короля Филиппа IV.
|
Некоторые историки считают, что знакомство художника и будущего Папы Римского произошло еще в 1625 году, во время визита обоих в Мадрид.
Однако эта версия не имеет за собой документального подтверждения и официально принято считать, что талантливый художник был лишь рекомендован кем-то из приближенных понтифика, как наиболее подходящий мастер.
Одним из достоинств, Веласкеса считалось то, что он был в состоянии изобразить весь внутренний мир человека и показать даже те аспекты, что скрытые в самой глубине личности.
Однако эта версия не имеет за собой документального подтверждения и официально принято считать, что талантливый художник был лишь рекомендован кем-то из приближенных понтифика, как наиболее подходящий мастер.
Одним из достоинств, Веласкеса считалось то, что он был в состоянии изобразить весь внутренний мир человека и показать даже те аспекты, что скрытые в самой глубине личности.
Особенно удивителен тот факт, что при создании шедевра Веласкес лишь пару раз встречался с Иннокентием, а большая часть работы была сделана исключительно по памяти.
По воспоминаниям художника, Папа Римский произвел на него впечатление крайне жестокого и подозрительного человека.
Сложности образу главы Церкви добавляла и невозможность создания традиционного изображения, слишком уж исключительным статусом обладал персонаж.
Художник постарался передать через картину весь внутренний мир Иннокентия Х, по примеру своего любимого мастера - Тициана, изобразившего Папу Римского Павла III.
Художник постарался передать через картину весь внутренний мир Иннокентия Х, по примеру своего любимого мастера - Тициана, изобразившего Папу Римского Павла III.
Павел III —
Папа Римский с 13 октября 1534 года
по 10 ноября 1549 года.
(Худ. Тициан) |
Однако в отличии от Тициана, Веласкес выбрал крайне рискованный спектр цвета - красное на красном.
На фоне красной драпировки понтифик изображен в красном облачении сидящим в красном кресле. Однако все изобилие красного не сокрушает силу самого образа.
Примечательно, что Веласкес не идеализирует лицо Папы, придавая ему перламутровый оттенок (как это часто было принято в портретных работах эпохи Возрождения), а опять же добавляет красный цвет, наиболее соответствующий реальному облику понтифика.
На фоне красной драпировки понтифик изображен в красном облачении сидящим в красном кресле. Однако все изобилие красного не сокрушает силу самого образа.
Примечательно, что Веласкес не идеализирует лицо Папы, придавая ему перламутровый оттенок (как это часто было принято в портретных работах эпохи Возрождения), а опять же добавляет красный цвет, наиболее соответствующий реальному облику понтифика.
Считается, что, когда Иннокентий увидел законченный портрет, то растерялся и воскликнул: Troppo vero! (слишком правдиво!), так как был просто поражен качеством работы.