Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Архитектура Ассирии (Часть - 2)

Ворота Ниневии. Реконструкция

Дворец Синахериба в Ниневии

В последний и наиболее блестящий век су­ществования Ассирии столицей вновь стала древняя Ниневия (VII в. до н. э.). Название Ниневия встречается в клинописных текстах еще в конце III тысячелетия до н.э. в форме знака «Нина-А» или «Нину-А», означающегоселение, окружающее рыбу,так как считалось, что его божество-покровитель – Нина – была богиней рыболовства. Есть предположение, что ассирийское слово «нун», что значит рыба, также имеет отношение к происхождению имени города.

Многие ученые утверждают даже, что библейская история Ионы в чреве кита есть отражение религиозных концепций, связанных с поклонением богине Нина. Подлинный расцвет Ниневии связан с годами правлениясына Сар­гона II, царя Синахериба (705-681 гг. до н. э.), который сделал город своей постоянной резиденцией. Прежде всего, он заново перепланировал и отстроил весь город, украсив его великолепными зданиями дворцов и храмов, садами и цветниками.
«Ниневия, – провозглашал он одном из клинописных документов, – благородная крепость, любимый город богини Иштар, откуда издавна мои отцы, правившие до меня, осуществляли власть над Ассирией и управляли подданными Энлиля, из года в год постоянно получая доходы в виде дани от князей со всех четырех стран света. Но ни один из них не подумал о том, что дворец, эта царская обитель, стал слишком тесен.… Они не думали о том, чтобы улучшить облик города, прокладывая новые улицы и расширяя площади, прорывая каналы и сажая сады…».
Синахериб обстраивает ее с невиданной роскошью. Он окружает город стеной протяже­нием около 12 км, с 15 воротами, и отводит русло реки Тебильту от Куюнджикского холма, на котором он строит себе огромный, дворец. О размерах этого дворца говорят следующие цифры: в нем было 27 монументальных порта­лов с фигурами крылатых быков и львов; най­денные здесь алебастровые плиты с рельефами занимают по протяжению около 3 км. Возле дворца был разбит большой парк с искусствен­ными озерами и павильонами, в котором царь собирал редкие экземпляры деревьев, цветов и животных, привозимые им из победоносных походов.

Примечательно, что греческие и римские историки не знали подлинное имя создателя города и приписали это деяние мифическому правителю Сирии Нину, супругу Семирамиды («Они оба стали владыками всей Азии»). Столицей Ассирии считался Вавилон, а столицей Сирии – Нин (Ниневия) [Страбон, Книга XVI, 2, с. 737] [47, С. 684]. О том же самом пишет историк Диодор Сицилийский (ок. 90-21 гг. до н. э.):
«Собрав отовсюду рабочих и доставив все необходимое к реке Евфрату, Нин строил хорошо защищенный город в виде продолговатого четырехугольника. Более длинные стороны измерялись ста пятьюдесятью, более короткие – девяноста стадиями… Таким образом, вся окружность города была равна четыремстам восьмидесяти стадиям. Надежда его не обманула, ибо никто впоследствии не построил такого большого города и с такими внушительными стенами. Стена ведь имела в высоту сто футов, а ширина ее позволяла проехать трем колесницам в ряд. Башен было общей сложности тысяча пятьсот, а в высоту они имели двести футов… В новом городе Нин поселил множество ассирийцев, притом из наиболее могущественных, а из других племен он позволил селиться желающим. Городу он дал свое имя Нин и отвел жителям большой участок прилегающей к городу земли…» [Диодор, II, 3, 2-4].
Знаменит канал, который Синахериб про­вел с гор, чтобы снабдить Ниневию хорошей питьевой водой. Он имел ложе (20 м шириной) из каменных плит, местами шел через тоннель, местами пересекал низины по акведуку на сплошном основании. Длина его превышала 50 км. В своей надписи Синахериб говорит, что он «щедро кормил и одевал строителей этого канала».

Берега норовистого Тигра укрепили дамбами, призванными уберечь растущую столицу от разрушительных весенних па­водков.По обе стороны городской стены Синахериб заложил тенистые сады и парки. Недовольный грязной водой из Тигра и Хосра, он отыскал у подножия горных хребтов несколько источников кристаль­ной чистоты.

Чтобы доставить эту воду в Ниневию, царь приказал построить мо­щенный камнем канал длиной свыше 80 километров, а через глубокие провалы и ущелья перебросить белокаменные акведу­ки. Но конечно, самое пристальное внима­ние уделил Синахериб строительству цар­ского дворца. К

ак и его предки в Нимруде, царь распорядился снести до основания прежние дворцовые здания и возвести на их руинах новый просторный ансамбль, достойный его величия и славы.
«В один счастливый месяц и в один прекрасный день, – сообщает он, – построил я, по же­ланию своего сердца, дворец из алебастра и сирийского кедра... Я возобновил и закон­чил этот дворец от самого основания до верхушки…»
Реконструкция дворца Сеннахериба в Ниневии
(гравюра XIX в.)
Размах строительной деятельности Синахериба в Ниневии был под стать его необузданному и сильному характеру. Чело­век, который без малейших колебаний от­дал приказ стереть с лица земли великий Вавилон, теперь терпеливо и заботливо пестовал новую столицу, стараясь придать ей величие и блеск, достойные могущества Ассирийской империи. Город был окружен двойным кольцом стен – внешней, каменной, и внутренней, из сырцового кирпича. Последняя имела до 10 метров в ширину и 24 метра в высоту(рис. 6.18). Про нее говорили с почтением:
«Та, которая своим ужасным сиянием отбрасывает врагов». 
Вокруг стены вырыли ров шири­ной 42 метра, наполнявшийся водой из ре­ки Хоср. Старые узкие улицы, где ранее не могли разойтись и два нагруженных вьюками осла, были расширены и спрямлены. Их вы­мостили камнем. Главный проспект города, залитый асфальтом и украшенный статуями богов, – Царская улица – имел 26 метров в ширину.

Дворец занимал территорию около трех гектаров и имел, помимо комнат для челя­ди, еще 80 покоев и парадный зал. Входы в царскую резиденцию охраняли 27 пар крылатых «гениев» и чудовищ. Стены дворцовых помещений были украшены бесчис­ленными каменными плитами, рельефны­ми картинами, надписями. Древние масте­ра запечатлели на сером мосульском мра­море самые значительные сцены из жизни ассирийских царей: победоносные походы в соседние страны, охоту на львов, пиры, общение с богами, перевозку статуи ги­гантского крылатого быка из горных каме­ноломен в Ниневию.
«Самая поразительная и характерная черта орнаментации эпохи Синахериба, – отмечает Г. Роулинсон, — это яркий реализм... Везде изобра­жены горы, скалы, деревья, дороги, реки, озера, притом с явным старанием придать отличительные черты каждой данной мест­ности настолько правдиво, насколько поз­воляли искусство художника и материал, над которым он работал. Указан род дере­вьев. Сады, нивы, пруды, тростник тща­тельно изображены; попадаются дикие жи­вот- ные: олени, антилопы, кабаны; птицы летают с дерева на дерево или стоят над гнездами и кормят птенцов, которые к ним тянутся: рыбы резвятся в воде: рыбаки за­нимаются своим промыслом, поселяне – полевыми работами; каждая сцена, так ска­зать, снята фотографически, во всех по­дробностях…».
Золото, серебро, медь, алебастр, слоно­вая кость, самшит, кедр, кипарис, сосна, дуб – все нашло свое место при отделке внутренних покоев дворца. Сверкали голу­бой эмалью изящные изразцы, матово бе­лели оштукатуренные потолки, причудли­выми складками спускались вниз тонкие занавеси, подвешенные на серебряных крючках.

Вокруг блиставшего великолепием цар­ского дворца, вознесенного на высокую площадку цитадели (современный холм Куюнджик), был разбит большой тенистый сад, куда были доставлены диковинные ку­старники, деревья и цветы из всех подвла­стных Ассирии стран.

Дома горожан строились из глины и кирпича и имели обычно не более двух этажей. Особой заботы хозяев требовал купальный бассейн с дном, покрытым ас­фальтом. Вместо выгребных ям с каждого двора шли сточные канавы, которые вели в большой, проложенный под мостовой канал. Верх зданий обыкновенно пред­ставлял собой террасу с плотно утрамбо­ванной землей.

От жары спасались в под­вальных помещениях, стены которых по­ливали водой. Ниневия оставалась столицей Ассирии и при последующих царях.

Ашшурбанипал (668-626 гг. до н. э.) отстроил заново дворец своего деда Синахериба. При этом он снес ряд обветшавших построек, заменив их новыми, более обширными и великолепными.

В этом дворце, как известно, и была найдена часть ниневийской библиотеки. Огромное здание возвышалось на обширной искусственной террасе высотою в тридцать метров и площадью свыше десяти гектаров. Туда не долетали бесчисленные рои насекомых и не доходили вредные болотные испарения.

Возле дворца был разбит парк из редких деревьев. Для этого пришлось в кирпичной террасе оставить глубокие гнезда и наполнить их жирной землей. По искусственным каналам сюда подводилась вода, заполнявшая пруды, в которых плавали лебеди. Во дворце насчитывалось более восьмидесяти обширных зал, комнат и коридоров. У его входа были поставлены огромные каменные изваяния крылатых человеко-львов и быков. Они как бы охраняли подступы к царской обители. Некоторые из этих фантастических существ обладали удивительным свойством. Они, казалось, не спускали глаз с посетителя, разглядывали его со всех сторон. А когда он входил в дворцовые ворота, – делали стремительный шаг вперед.

Могучие желтые стены Ниневии и ее зубчатые башни величаво отражались в во­дах широкого Тигра. Незыблемо, как ска­ла, возвышалась царская цитадель, откуда повелитель Четырех Стран Света направ­лял грозные указы во все концы своей не­объятной империи. Как и прежде, склоня­лись перед мощью Ассирии далекие и близкие соседи. И в назидание непокор­ным у восточных ворот, за дворцом Синахериба, сидели в железных клетках плененные Ашшурбанипалом цари и толкли в ка­менных ступках вырытые из могил кости своих предков.

Бесконечные вереницы пленников, подгоняемых стражей, тяну­лись с утра на городские базары, чтобы быть там распроданными к вечеру; мужей навсегда разлучали с женами, отцов и мате­рей – с их детьми. И казалось, что так бу­дет продолжаться вечно.

Но дни Ниневии были сочтены: 
«Город Нин был разрушен тотчас после падения Сирийского царства…» [Страбон, Книга XVI, 3, с. 737] [47, С. 685]
В 612 году до н. э. к ее стенам подошла объединен­ная армия мидийцев и вавилонян. Мидийский царь Киаксар (ок. 625 г. до н. э.), командовавший союзниками, быстро сумел свести на нет все преимущества грозных укреплений ассирийской столицы. Осаждающие на плотах подтянули под самые ниневийские стены огромные стенобитные машины и поочередно проломили как внешнюю, так и вну­треннюю линии обороны. Отряды обезу­мевших от предвкушения богатой добычи воинов ворвались в город. Начались по­вальная резня и грабежи.

Последний пра­витель Ассирии – Синшаришкун, не же­лая попасть в руки победителей, поджег свой роскошный дворец и бросился в пла­мя. Очевидец гибели Ниневии (видимо, один из пленников, приведенных туда ра­нее ассирийскими солдатами) так описал последние мгновения жизни великого го­рода:
«Горе тебе, город кровавый, исполнен­ный обмана, преступлений и грабежей! Всадники мчатся, меч сверкает, секира блестит! Убитых множество, груды трупов! Ниневия разрушена! Кто станет жалеть о ней? Все, кто слышат о тебе, радуются судьбе твоей: ибо кто же не испытывал не­престанно на себе злобы твоей?…».
Ненависть победителей к павшей сто­лице была столь велика, что они разруши­ли ее почти до основания. Ниневия так и не возродилась вновь. И когда спустя мно­го лет уцелевшие жители вернулись на пе­пелище, они не стали там селиться, а ос­новали новый город за рекой, напротив старого, назвав его Меспилой (Мосулом).

Так сбылось мрачное предсказание од­ного иудейского пророка того времени, предрекавшего гибель ненавистного города от гнева божьего:
«Он протянет руку свою на север и уничтожит Ассирию; и сделает Ниневию заброшенной и сухой, словно пустыня. И стада будут лежать в центре ее, и все звери, и пеликан и дикобраз, будут жить под колоннами; их голоса будут слышны в окнах, одиночество будет за порогами.… Этот веселый город, который жил беззаботно и твер­дил себе, что я есть, а, кроме меня, нет ни­чего, станет пустыней, стойлом для живот­ных! Все, кто будут проходить мимо, будут свистеть и махать руками…».
Правительство Ирака предприняло ряд мер по восстановлению Ниневии. Был восстановлен километр каменных укреплений. Но на фоне куда более внушительной внутренней ниневийской стены из сырцового кирпича, от которой остались до наших дней лишь высокие крутые валы, стена-новодел выглядит как-то уж очень декоративно и несерьезно.

Общая протяженность стен древней ассирийской столицы составляла 12 километров. В стенах имелось 15 башен-ворот, названных в честь важнейших ассирийских богов: ворота Машки, Нергала и Адада.

Даже без недавних широкомасштабных реконструкций Ниневия производит сильное впечатление на любого зрителя. Это подлинный и хорошо различимый древний город с укреплениями и четким внутрен­ним делением (цитадель холма Куюнджик, цитадель холма Наби-Юнис). Повсюду, на откосах валов, в ямах и впадинах видны обломки древней глиняной посуды, статуэток. И не нужно большого воображения, чтобы представить себе Ниневию в эпоху её наивысшего расцвета, когда победоносные ассирийские цари спешили истратить полученную в далеких походах добычу на украшение и развитие новой столицы.

Особенности монументально-декоративного искусства Ассирии

Декоративное искусство Ассирии знаменито своими изразцами, рельефными панно (ортостатами) и круглой скульптурой. Рассмотрим их по порядку.

Изразцы– глазурованные кирпичи с яркими многоцветными изображениями розеток, «лотосов и «деревьев жизни» (стилизованных изображений финиковых пальм). Они находили широкое применение в украшении карнизов, арок, зубцов крепостных стен, обрамлений окон.

Каменные ортостаты– огромные плиты, которыми облицовывали нижнюю часть стен, входы в здания. На плитах обычно изображались сюжеты царской охоты, бега колесниц, осады вражеских городов, шествия пленных и т. д.(рис. 6.20).

В этих композициях нередко использовались «трафареты» в изображении природного антуража («река», «горы», «лес» и т.п.), крепостных укреплений, человеческих фигур. Для передачи движения применялось также совмещение в одной и той же фигуре двух проекций – спереди и сбоку.

Сцена взятия урартской крепости. Справа – Тиглатпаласар III.
Ассирийский рельеф, середина VIII в. до н. э.
Особенно известны сцены львиной охоты из дворцов Ашшурбанапала IIв Нимруде, СаргонаIIв Дур-Шаррукине, Синаххериба в Ниневии. Охота на львов вообще была одной из любимых царских забав. Тиглатпаласар I (1115-1077 гг. до н. э.), например, похвалялся тем, что лично убил тысячу львов, огромное количество диких быков, страусов и т. д. На рельефах позы охотников довольно статичны, резко контрастны по сравнению с фигурами хищников, умирающих под градом стрел.
 


Изображения царской охоты. Ассирия, VII в. до н. э.
Фрагменты «львиных охот». Рельеф из дворца Ашшурбанипала.
Ниневия, VII в. до н. э.
Рельефы обычно раскрашивались. Лошади были сине-голубыми, одежда всадников – красной, волосы и бороды – черные, открытые участки тела – темно-коричневые, почти черные. Одежды иногда украшали ювелирные изделия – кольца, серьги и т.п. Нередко использовалась позолота.

Коленопреклоненная фигура (Нимруд, IX в. до н. э.).

Царская охота (Ниневия, VII в. до н. э.)
Круглая скульптура Ассирии представлена статуями пятиногих крылатых человекобыков (шеду, ламассу). Эти существа считались духами-охранителями царских резиденций. Высота статуй от трех до пяти с половиной метров. Пятая нога была необходима для передачи иллюзии движения каменного чудовища.

Вырезались статуи из монолитной известняковой глыбы с тщательной проработкой анатомических деталей. Возможным проообразом крылатого человекобыка является мифологический царь-бык Гопат-шах, который служит богам на морском берегу в обетованной земле Эран Веж. Стояли эти статуи около входов и во внутренних покоях царских дворцов.

Ученым удалось установить, что это были статуи четырех астраль­ных ассирийских богов: Мардук изображался в виде крылатого быка, Набу – в виде крылатого человека, Нергал – крылатого льва, Нинурта – человеко-орла.
«Эти крылатые человеко-львы не были про­сто случайным плодом, порожденным че­ловеческой фантазией. Их внешний вид внушал то, что они должны были символи­зировать, – благоговение. Они были созда­ны в назидание поколениям людей, жив­ших за три тысячелетия до нас. Сквозь ох­раняемые ими порталы несли свои жертво­приношения правители, жрецы и воины задолго до того, как мудрость Востока рас­пространилась на Грецию, обогатив ее ми­фологию издавна известными ассирийцам символическими изображениями. Они бы­ли погребены под землей еще до основания Вечного города, и об их существовании никто не подозревал. Двадцать пять столетий были они скрыты от взоров людей и вот по­явились вновь во всем своем величии…» (А. Лэйярд).
Приятное исключение составляют лишь недавно отреставрированные центральные покои дворца Ашшурназирпала II.

Кры­латые гении – ламассу – гигантские ка­менные статуи человеко-быков и челове­ко-львов, как и прежде, стерегут главные ворота и внутренние проходы царской ре­зиденции. Их размеры поражают и подав­ляют. Стоя рядом с ними, человек средне­го роста едва дотягивается рукой до туло­вища этих чудовищ.

Удивляет и то, что у, них не четыре, а пять ног. Это делалось древним мастером для того, чтобы зритель, с какой бы стороны он ни смотрел, видел непременно четыре ноги.
«Если смотреть сбоку, – поясняет М.В. Никольский, – то крылатое чудовище идет; если смотреть спереди, то оно стоит…».
Эффект движения пятиногого шеду
Несмотря на то, что достижения ассирийцев в изобразительном искусстве были невелики, они оказали немалое влияние на искусство Урарту и Древнего Ирана.


Литература
  1. Авдиев В.И. История Древнего Востока. – М. : ОГИЗ, 1948 – 588 с.
  2. Алпатов М.В. и др. История архитектуры в избранных отрывках. – М. : Изд. Всес. академии архитектуры, 1935. – 590 с.
  3. Анисимов А.М., Гумилев Л.Н. и др. Искусство стран Востока. – М.: Просвещение, 1986 – 303 с., ил.
  4. Афанасьева В., Луконин В., Померанцева Н. Малая история искусств. Искусство Древнего Востока. – М.: Искусство, 1976 – 375 с.
  5. Бецольд К. Ассирия и Вавилония: Пер. с нем. изд. Г.Г. Генкеля. – СПб.: 1904 – 143 с.
  6. Блаватский В.Д. Архитектура древнего мира. – М. : Изд. Всес. Академии архитектуры, 1939 – 164 с.
  7. Брунов Н.И. Очерки по истории архитектуры, в 2-х тт. – Т. 1. Доклассовое общество, восточные деспотии. – М..: Центрполиграф, 2003 – 400 с., ил.
  8. Бунин А.В., Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства, в 2 т., Т. 1. Градостроительство рабовладельческого строя и феодализма. – Изд. 2-е – М.: Стройиздат, 1979 – 495 с.
  9. Васильев Л.С. История Востока : В 2-х т. : Учебник по специальности «История», Т. 1. – М. : Высшая школа, 1993. – 495 с., ил.
  10. Вейс Г. История культуры народов мира. Ассирия, Вавилон, Персия. Первые сверхдержавы. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 144 с., ил.
  11. Виноградова Н.А. и др. Традиционное искусство Востока: Терминологический словарь. – М.: Эллис-Лак, 1997 – 368 с.
  12. Всемирная история, в 10 т., Т. 1. / Под ред. Ю.П. Францова и др. – М.: Госполитиздат, 1955 – 747 с.
  13. Всеобщая история архитектуры (ВИА): Учебное пособие в 2-х т., Т. 1 / Под ред. Б.П. Михайлова – М.: Госстройиздат, 1958 – С. 34-38.
  14. Всеобщая история архитектуры (ВИА), в 12 т., Т. 1 / Под ред. О.Х. Халпахчьяна и др. – М.: Стройиздат, 1970 – С. 206-211.
  15. Геродот. История в девяти книгах. / Пер. Г.А. Стратановского. – М. : Наука, 1972 – 600 с.
  16. Голенищев В. Описание ассирийских памятников. – СПб.: Имп. Эрмитаж, 1897 – 45 с.
  17. Гомбрих Э. История искусства : Пер. с англ. – М. : ООО «Издательство АСТ», 1998 – 688 с.
  18. Гуляев В.И. В стране первых цивилизаций? // Знак вопроса, 2002, № 3 – М.: Знание, 2002 – С. 3-53.
  19. Древние цивилизации. / Под ред. Г.М. Бонгардт-Левина. – М.: Мысль, 1989 – 479 с.
  20. Древний Восток: Книга для чтения. / Под ред. В.В. Струве. – Изд. 4-е. – М.: Учпедгиз, 1961. – 239 с.
  21. Древний Восток. / Сост. М.В. Воскобойников. – СПб.: Реслекс, 1998. – 463 с., ил.
  22. Искусство стран Востока. / Под ред. Р.С. Васильевского. – М. : Просвещение, 1986 – 303 с.
  23. Исследования по истории архитектуры и градостроительства : Сборник. / Под ред. А.В. Бунина, Н.И. Брунова. – Вып. 1. – М. : Высшая школа, 1964. – 282 с., ил.
  24. История древнего мира., в 3-х книгах. / Под ред. И.М. Дьяконова и др. – Изд. 2-е – М. : Наука, 1983 – 390 с., 574 с., 302 с.
  25. История древнего мира. История средних веков. / Сост. Р.Ю. Виппер, А.А. Васильев – М. : Республика, 1994 – 511 с.
  26. История искусства зарубежных стран (первобытное общество, Древний Восток, античность). / Под ред. М.В. Доброклонского – М. : Изобразительное искусство, 1979. – 407 с.
  27. Культура и искусство Вавилона, Ассирии и соседних стран: Альбом. – М.: Искусство, 1953. – 30 с., ил.
  28. Ллойд, Сетон. Археология Месопотамии (От древнекаменного века до персидского завоевания) : Пер. с англ. Я.В. Василькова и И.С. Клочкова. Послесловие Н.Я. Мерперт. – М. : Главная редакция восточной литературы изд-ва «Наука», 1984. – 280 с., ил.
  29. Лурье И. Очерки по истории техники Древнего Востока – М.-Л.: АН СССР, 1940 – 352 с.
  30. Любимов Л.Д. Искусство древнего мира : Книга для чтения. – Изд. 2-е – М. : Просвещение, 1980. – 320 с.
  31. Майер Г.Р. Государственные музеи Берлина. ГДР – М.: Изобразительное искусство, 1983 – 246 с.
  32. Малая история искусств. Искусство Древнего Востока. / Под ред. И.С. Кацнельсона – М.: Искусство, 1976 – 375 с.
  33. Мамука Н.В. Семь небес древнего мира. – М. : Алетейя, 2000. – 349, [1] с., ил.
  34. Масперо М. Древняя история. Египет, Ассирия: Пер. с франц. – СПб.: Тип. Пантелеева, 1892 – 305 с.
  35. Масперо Г. Древняя история народов Востока. – М. : 1911. – 714 с.
  36. Масперо М. Во времена Рамзеса и Ассурбанипала: Пер. с франц. – М.: Изд. М. и С. Сабашниковых, 1916 – 295 с.
  37. Матвеев К.П., Сазонов А.А. Когда заговорила клинопись – М.: Молодая гвардия, 1979 – 129 с.
  38. Михневич Н.П. История военного искусства с древнейших времен до начала XIXстолетия. – СПб. : 1895 – 563 с.
  39. Никольский Н.И. Древний Вавилон : Популярно-научные очерки по истории культуры Сумера, Вавилона и Ассура – М. : Т-во «Миро», 1913. – 434 с.
  40. Оппенгейм С. Астрономическое мировоззрение с древнейших времен по настоящее время. – М. : Берлин, 1923. – 123 с.
  41. Поляков Е.Н. Особенности изображения богов в искусстве и архитектуре Древнего Востока. // Известия вузов. Строительство, 2002, № 1-2 – С. 122-129, библиогр. 17.
  42. Поляков Е.Н. Планетарные модели Вселенной в зодчестве Ассирии и Нового Вавилона. // Известия вузов. Строительство, 2004, № 3 – С. 86-93, библиогр. 18.
  43. Рагозина З.А. История Ассирии. От возвышения ассирийской державы до падения Ниневии – СПб.: Маркс, 1902 – 500 с., ил.
  44. Разин Е.А. История военного искусства с древних времен до первой империалистической войны 1914-1918 гг., Ч. I. – М. : 1940 – 218 с.
  45. Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства. Рабовладельческий и феодальный периоды : Учебник для вузов. – М. : Стройиздат, 1984. – 376 с.
  46. Садаев Д.И. История древней Ассирии – М.: Наука, 1979 – 247 с.
  47. Страбон. География в 17 книгах. / Пер. Г.А. Стратановского – М. : Наука, 1964. – 941 с.
  48. Струве В.В. История Древнего Востока. – Изд. 2-е – М. : Госполитиздат, 1941. – 484 с.
  49. Тамамшев М.И. Очерки по истории и культуре Ассиро-Вавилонян – Б. М., 1902 – 64 с., ил.
  50. Тураев Б.А. Древний Восток: Сб. статей. – Т. 2 – М.: Наука, 1980. – 216 с.
  51. Тураев, Борис Александрович (1868-1920). История Древнего Востока. / Под ред. В.В. Струве и И.Л. Снегирева. – 2-е стереотип. изд. – Т. 1 – Л. : Соцэкгиз, 1936. – 362 с., 5 л. ил.
  52. Фоссе, Шарль. Ассирийская магия : Системное исследование магических текстов : Пер. с франц. – СПб. : Евразия, 2001. – 334 с., ил.
  53. Хрестоматия по истории Древнего Востока : Учебное пособие в 2-х частях, Ч. 1. / Под ред. М.А. Коростовцева, И.С. Кацнельсона и др. – М. : Высшая школа, 1980 – 328 с.
  54. Черняк В.З. Семь чудес света и другие – М.: Знание, 1983 – 208 с.
  55. Шуази, Огюст. История архитектуры, в 2-х томах : Пер. с франц. – 4-е изд. – М. : Издательство В. Шевчук, 2005. – Том 1 – 592 с.
  56. Andrae W. Der Anu-Adad-Tempel in Assur. – Leipzig: Hinrich, 1909 – 95 p., 34 blatt-ill.
  57. Andrae W. Die Festungswerke von Assur. Tafelband. – Leipzig: Hinrich, 1913 – 108 blatt-ill.
  58. Babelon E. Manuel de`archeoloqie orientale. Chaldee. Assyrie. Perse. Judee. Carthage – Paris : Maison Quantin, 1888 – 318 p.
  59. Bonomi J. Nineven and its palaces. The discoveries of Botta and Layard, applied to the elucidation of holy writ. – London: Bell and Daldy, 1869 – 537 p., 4 ill.
  60. Cavaniol H. Les monuments en Chaldee en Assyrie et a Babilone d`apres les recentes decouvertes archeologiqus avec neuf planches litographiees. – Paris : Durand, 1870. – 368 p., 9 ill.
  61. Delaporte L. La Mesopotamie. Les civilizations babylonienne et assyrienne. – Paris : 1923 – 420 p.
  62. Feer H.L. Les ruines de Ninive on description des palais detruits des bords du Tigre, suive d`une description du musee assyrien du Lonvve. – Paris : Stedes ecoles du dimanche, 1864 – 319 p., 5 ill.
  63. Fergusson J., Burgess J. The palaces of Nineven and Persepolis restored an assay on ancient Assyrian and Persian architecture. – London: Murray, 1851 – 368 p., 6 ill.
  64. Frankfort H. Tell Asmar, Khafaie and Khorsabad. Second preliminary report of the Jraq expedition – Chicago : The University of Chicago press, 1933 – 102 p., ill.
  65. Heinrich, Ernst. Von der Entstehung der Zikkurate. – Vorderasiatische Archäologie. Studien und Aufsätze, Anton Moortgat zum fünfundsechzigstein Geburtstang gewidmet. – Berlin : 1964 – s. 113-125.
  66. Hoefer F. Chaldee, Assyrie, Medie, Babylonie, Mesopotamie, Phenicie, Palmyrene. – Paris : Didot, 1852. – 440 p., 30 pl., 1 carte.
  67. Jordan J. Konstructions-Elemente Assyrischen Monumentalbauten. – Berlin : Wasmuth, 1910 – 42 p., ill.
  68. Layard A.N. Discoveries in the ruins of Ninewen and Babylon. With travels in Armenia, Kurdistan and the desert, being the result of a second expedition, undertaken for the trustees of the British Museum – London : Murrey, 1853 – 686 p., 5 ill.
  69. Loud G. Khorsabad, p. 1. – Chicago: The Univ. Of Chicago press, 1936 – vol. 1 – 139 p., 12 ill.
_________________________