Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Церковь Марии Монгольской


Церковь Богоматери Панагиотиссы (греч. Παναγία τῶν Μογγολίων или греч. Παναγία Μουχλιώτισσα; тур. Kanlı Kilise или Meryem Ana Rum Ortodoks Kilisesi) — единственная сохранившаяся с византийских времён церковь Стамбула, которая никогда не служила мечетью и в которой всегда совершалась божественная литургия. Её внутренние стены покрыты свезёнными со всего города иконами, некоторые из которых византийского происхождения. В настоящее время богослужение совершается в отдельные дни, в частности 15 августа (Успение — храмовый праздник) и во вторник Светлой седмицы. (Википедия)

ЖЕНА ИЛЬХАНА

Раньше на месте этой церкви был монастырь. Правда, разобраться в том, какой и когда – сложно. По одной версии, женская обитель была устроена здесь еще в VII веке двумя святыми – Евстолией и Сосипатрой. Причем одна из них была дочерью византийского императора Маврикия, однако кто именно – неизвестно. По другой версии, мужской монастырь появился на этом месте лишь в XI веке и, по преданию, был основан выходцами с Афона.

Как бы то ни было, монастырская жизнь замерла здесь после захвата Константинополя крестоносцами в 1204 году. Рыцари Четвертого крестового похода, разграбившие византийскую столицу, создали Латинскую империю, продержавшуюся 57 лет. За это время многие православные монастыри и церкви Константинополя по понятным причинам пришли в полный упадок.

Великолепные мозаики Музея Карие привлекают немало туристов
В 1261 году Константинополь был отвоеван у латинян основателем династии Палеологов, возродившим Византийскую империю и вошедшим в историю как Михаил VIII Восстановитель. С этого момента начинается новая жизнь многих константинопольских храмов и обителей. И на месте будущей Кровавой церкви одним из родственников Михаила VIII был воссоздан женский монастырь, посвященный Богородице Панайотиссе. По некоторым данным, уже к 1266 году церковь этого монастыря была расписана.

А годом ранее из Константинополя в Персию отправилась юная внебрачная дочь императора Михаила VIII Мария, предназначенная в жены Хулагу – внуку Чингисхана. Пока представительное посольство с невестой добиралось до далекой Персии, Хулагу скончался. Так что в итоге Мария вышла замуж за его сына и наследника Абагу – второго ильхана государства Хулагуидов. Некоторые хронисты утверждают, что условием этого брака было обращение Абаги в христианство и что, крестившись, ильхан принял имя Николай. Но так ли это было на самом деле – неизвестно. Зато точно известно, что Абага состоял в переписке с римскими папами Климентом IV и Николаем III, которых он убеждал организовать крестовый поход против египетских султанов.

О жизни Марии в Персии практически нет никаких сведений. Можно только предположить, что вряд ли она была счастливой: ведь внебрачная дочь византийского императора не стала в гареме старшей женой, а Абага не знал меры в пьянстве, от чего и скончался в 1282 году. Тогда же Мария вернулась в Константинополь вместе с дочерью Арахантлун, которую с этой поры стали звать исключительно Феодорой. Империей к тому моменту правил сводный брат Марии – Андроник II Палеолог.

ГОСПОЖА МОНГОЛОВ

Нет сведений и о том, что, вернувшись домой, Мария увлеклась политикой и погрузилась в полную хитроумных и жестоких интриг жизнь императорского двора. Скорее, следует сделать противоположный вывод. Потому что практически сразу после возвращения она выкупает и расширяет территорию монастыря Богородицы Панайотиссы, а затем строит в нем новый храм, который в народе начинают называть церковью Марии Монгольской. Что, кстати, удивительно: ведь Мария не была канонизирована, а сама церковь посвящена Богородице и именуется «Панагия Мухлиотисса». Еще одна загадка – это слово «Мухлиотисса» в названии храма: историки не могут прийти к согласию в вопросе о том, как оно произошло и что означает...

Район Фанар, в котором живет сегодня немногочисленная греческая община,
считается одним из самых бедных в Стамбуле
В итоге Мария принимает постриг в патронируемом ею монастыре и становится инокиней Меланией. Казалось бы, рассказ на этом можно закончить, лишь пожалев о том, что нам так мало известно о внебрачной дочери одного из самых популярных византийских императоров. Однако история часто преподносит сюрпризы. И еще какие!

Да, нам неизвестны многие перипетии судьбы Марии, зато мы можем увидеть, как выглядела эта удивительная женщина. Для этого нужно всего лишь дойти до Музея Карие, что расположен в полутора километрах от Кровавой церкви.

По сути, Музей Карие – это все, что осталось от некогда большого и богатого монастыря в Хоре. Надо сказать, осталось не так уж много: церковь Христа Спасителя в Полях, знаменитая своими роскошными мозаиками, благодаря которым музей и получил статус Всемирного наследия ЮНЕСКО. Причем не так давно: после того, как в 1453-м Константинополь был завоеван османами, церковь была превращена в мечеть Карие-Джами, а общедоступный музей в ней был открыт лишь в 1948 году. Но о сохранившихся великолепных мозаиках Карие европейцы узнали намного раньше. Первым исследователем Карие-Джами, подробно описавшим богатое убранство храма, был русский искусствовед Федор Шмит. В конце XIX века ему удалось получить разрешение султана на работу в мечети. А уже в 1906 году Русский археологический институт в Константинополе выпустил 300-страничное фундаментальное исследование Шмита «Кахрие-Джами. История монастыря Хоры. Архитектура мечети, мозаики нарфиков» с приложением – на 92 листах были изданы чертежи и рисунки Карие, с поразительной тщательностью выполненные русским художником-реставратором Николаем Клуге.

Именно здесь, в Карие, на восточной стене нартекса церкви, можно увидеть великолепную мозаику «Деисус», в самом низу которой Христу поклоняются два человека. Слева – император Исаак Комнин, а справа – коленопреклоненная монахиня в черном клобуке. Надпись поясняет, что перед нами «<Сестра> Андроника Палеолога, Госпожа монголов, инокиня Мелания». Правильный овал лица, тонкие губы, изящно изогнутые брови и большие темные глаза... Похоже, в молодости Мария была красавицей...

После 1453 года стены церкви Марии Монгольской
всегда красят в кроваво-красный цвет
Мозаика эта создавалась при жизни Марии–Мелании, делавшей богатые вклады в монастырь в Хоре. Кстати, известный российский византолог Сергей Иванов не исключает, что инокиня Мелания могла быть похоронена именно здесь.

ДВЕ ЦЕРКВИ

Монастырь в Хоре и церковь Марии Монгольской связывает не только жизнь внебрачной дочери императора Михаила VIII. Общим в их судьбе стал один из самых трагических дней в истории Константинополя – 29 мая 1453 года, когда великая столица империи была завоевана турками-османами под предводительством султана Мехмета II.

...В тот день, когда осаждающие ворвались в город, монастырь в Хоре оказался у них на пути одним из первых. Греки защищали обитель с крайним ожесточением: ведь именно сюда во время осады был перенесен палладий Царьграда – знаменитая чудотворная икона Богородицы Одигитрии, не раз спасавшая Константинополь. 
«В последние дни Константинополя нашей обители суждено было сыграть опять видную роль, – пишет в своем исследовании Федор Шмит. – Монастырь, который при иконоборцах так самоотверженно защищал священные изображения, в котором <...> религиозное искусство Византии праздновало один из самых блестящих своих триумфов, – Хора и в трагическом финале цареградского великолепия остается верна своим вековым традициям. Величайшая святыня Константинополя, чудотворная икона Божией Матери Путеводительницы (Одигитрия), в момент взятия города находилась в церкви Хоры. Здесь, после отчаянного сопротивления, были перебиты защитники иконы, здесь и сама она погибла: янычары разрубили богато изукрашенный образ на четыре части и по жребию поделили между собою драгоценную добычу».
А на другом конце горящего города шел еще более ожесточенный бой у стен церкви Марии Монгольской. Никто из византийских историков не оставил нам подробного описания именно этих событий, но сохранилось весьма любопытное предание. Согласно ему, бесстрашные защитники храма пали все до последнего, но смерть их далась дорогой ценой захватчикам: якобы именно здесь погибло не менее тысячи турецких солдат и янычар. И якобы султан Мехмет II лично приехал сюда, чтобы своими глазами увидеть маленькую церковь, за которую так стойко сражались константинопольцы. Возможно, он первым и назвал церковь «Кровавой». По крайней мере, именно с тех пор за ней закрепилось это название. По легенде, с тех же времен стены храма с внешней стороны всегда красят в кроваво-красный цвет...

По этой лестнице можно подняться к Кровавой церкви
Но уникальность Кровавой церкви даже не в этом. Дело в том, что церковь Марии Монгольской – это единственный храм Константинополя, в котором никогда – вплоть до сегодняшнего дня – не прекращалась православная литургия (все остальные были либо разрушены, либо превращены в мечети.). Все та же легенда дает два объяснения этому феномену. Согласно первой версии, султан Мехмет II выдал клиру церкви охранный фирман в знак уважения к стойкости защитников храма. По второй, все тот же документ, защищающий Кровавую церковь, султан передал своему архитектору – некому греку Христодулу, построившему для нового владыки Царьграда несколько мечетей...

Крохотный дворик Кровавой церкви
Иконостас церкви Марии Монгольской
При султанах Селиме I и Ахмеде II церковь пытались обратить в мечеть, но этим планам не суждено было сбыться. Церковь Марии Монгольской остаётся приходским храмом греческой общины района Фатих вплоть до наших дней. Причину этого верующие видят в том, что сам Мехмед II якобы передал храм на попечение матери греческого зодчего Христодула в благодарность за возведение им мечети Фатих. Церковь пострадала во время Стамбульского погрома 1955 года, но была восстановлена.

Церковь Марии Монгольской на карте Стамбула