Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Корабль Жизни. Легенда о Ноевом ковчеге

Как известно, Ковчег был построен любителями, а профессионалы сконструировали «Титаник». Может быть, судно-заповедник библейского Ноя — и не самый известных из бороздивших мировой океан кораблей, зато мотив потопа и спасения человечества возникает чуть ли не во всех мифологиях мира. А полвека назад в Турции нашли то, что при желании можно принять за остатки Ковчега... Так все-таки легенда или история?

Правда необычнее вымысла, потому что вымысел должен держаться в рамках правдоподобия, а правда — нет.
Марк Твен


Древнегреческий «Арго», немецкий линкор «Тирпиц», реконструированный плот индейцев «Кон-Тики», печально известный «Титаник», героический «Варяг», и «Черная жемчужина» из «Пиратов Карибского моря» — имена этих кораблей вошли в историю и не требуют особых пояснений. Однако самый известный в мире корабль был построен тысячи лет назад. О нем вспоминают нечасто. Он был крупнее большинства вышеназванных «знаменитостей» и, если верить легенде, именно благодаря ему мы с вами смогли появиться на свет.

«Ноев ковчег» — понятие, которое ассоциируется с чем-то невероятно далеким и старым. На слух его можно спутать с «Ковчегом Завета» — проще говоря, переносным саркофагом, в котором хранились каменные скрижали Моисея с десятью заповедями. В том, что корабль назвали «ковчегом», нет ничего странного: ведь он был призван сохранить величайшую ценность на Земле — жизнь. Что такое «Ноев ковчег» глазами современного исследователя? Какие факты могут быть скрыты в запутанных библейских текстах?

Очищение

Эта история рассказана в Ветхом Завете (шестая глава Книги Бытия). Через некоторое время после того, как люди были изгнаны из Эдема, человеческий род пал жертвой множества пороков. Бог решил очистить его от скверны, причем сделать это в буквальном смысле слова — при помощи воды. Единственными на всей планете людьми, заслуживавшими спасения, было семейство патриарха Ноя.

Три сына Ноя.
Если перед потопом их отцу исполнилось 600 лет,
то "мальчики" были уже явно взрослыми.
По предельно точным инструкциям Бога Ной построил корабль огромных размеров и посадил на него свою жену, сыновей — Сима, Иафета и Хама вместе с их женами, а также пары разного пола «от всякой плоти» — 7 пар чистых животных, 7 пар нечистых и 7 пар птиц (некоторые переводы Библии не упоминают числа 7, а говорят просто о животных и птицах). Кроме того, на борт были взяты продукты и семена растений.

Ковчег на карте созвездий астронома Кристофа Келлера
(Андреаса Целлариуса), 1661 год.

Ковчег на звездной карте Юлиуса Шиллера, 1627 год.
Когда Ной строил ковчег, ему было 600 лет (в те времена люди могли жить гораздо дольше, не утрачивая физическую силу и здоровье). Всемирный потоп начался 1656 лет спустя после сотворения Адама. Дождь шел 40 дней, а вода покрывала землю в течение 150 дней.
Арарат. Снимок из космоса.
Незадолго до окончания потопа ковчег Ноя пристал к горе Арарат и оставался там до тех пор, пока вода не схлынула. Мудрый старец решил разведать обстановку — из окна ковчега он выпускал на волю сперва ворона, а потом голубя, до тех пор, пока последний не вернулся со свежим масличным листом в клюве.

Ной и голубь.
В старину матросы определяли близость земли
по появлению в небе "сухопутных" птиц.
Ной вышел из ковчега и устроил Богу жертвоприношение (в Библии не уточняется, откуда он брал жертвенных животных — вероятно, в ход пошли те же «счастливцы», которых он спас). Увидев праведность Ноя, Бог пообещал больше не изничтожать род человеческий, «поскольку все зло от юности его», а также снабдил людей первым Заветом.

У жертвенного алтаря.
Человечеству теперь предоставлялось право пользоваться природой по своему усмотрению, однако не есть никого живьем («плоти с душой, кровью ее не ешьте»). Бог также установил простейший принцип «не убий» (кровь за кровь), и закрепил свой Завет радугой, появившейся в облаках.

Радуга - один из главных мотивов иллюстраций легенды о Ное.
Согласно Библии, Ной был первым человеком, посадившим виноград и сделавшим из него вино. После спасения человечества старец прожил еще 350 лет.
Чертежи ковчега

Бог велел Ною построить ковчег из дерева гофер. Что это такое — неизвестно. В Библии данное слово употребляется только один раз. Можно предположить, что оно произошло от древнееврейского «кофер» — смола. Вероятно, ковчег был сделан из некоего дерева, обработанного смолой.

Исследователи считают, что в древности в средиземноморском регионе наиболее популярным корабельным материалом был кипарис. Его использовали и финикийцы, и даже Александр Македонский. Он популярен среди конструкторов лодок даже в наши дни, ведь кипарис хорошо сопротивляется влаге и гниению.
Некоторые современные переводы Библии упоминают «кипарис» вместо «гофер». Это неправильно. На древнееврейский язык «кипарис» переводилось как «ерец» — слово, явно не имеющее ничего общего с «гофер».
Создание огромного корабля силами всего 3 мужчин –
 еще один слабый момент в легенде.
На картинах чаще всего изображают гораздо больше строителей.
Проектные данные ковчега были детально описаны Богом. Судно имело 300 кубитов в длину, 50 в ширину и 30 в высоту. Внутри имелось две дополнительных палубы — ковчег был «трехэтажным». Несмотря на подобную аккуратность, точные размеры ковчега определить сложно. Дело в том, что Библия не сообщает, какой именно кубит имеется в виду. Если измерять ковчег египетскими кубитами, то он был 129 метров в длину, 21,5 метра в ширину и 12,9 метра в высоту.

"Королева Мария 2" и чуть меньшая "Королева Елизавета 2" в Нью-Йорке.
Получается, ковчег не достигал даже половины длины суперлайнера «Королева Мария 2» (345 метров) — крупнейшего лайнера на Земле, однако для своего времени корабль Ноя был не просто супергигантом, а чем-то вообще невероятным и немыслимым. Если измерять его в шумерских кубитах, то ковчег будет еще больше: 155,2х25,9х15,5 метра.



Многие художники рисуют ковчег похожим на ванну.
Однако он все же был кораблем, а не плавучим ящиком.
Даже по самым скромным подсчетам объем пространства внутри ковчега мог достигать 40000 кубических метров. Судно имело такое же водоизмещение, как и легендарный «Титаник» — сравнение не совсем корректное, но наглядно иллюстрирующее колоссальные размеры ковчега.

Ни одно из судов античного времени не могло даже приблизиться размерами к такому великану. Две палубы значительно усиливали прочность всей конструкции и предоставляли полезную площадь примерно в 8900 квадратных метров.


Деревянная модель ковчега в разрезе. Судя по всему, дно плоское?
Соотношение длины и высоты ковчега (6 к 1) до сих пор используется кораблестроителями как оптимальное. Оно придает кораблю максимальную устойчивость (в отличие от кубического ковчега вавилонян, описанного в «Эпосе о Гильгамеше»).

Художники обычно изображают ковчег как очень большой корабль (скорее даже мега-лодку) традиционной конструкции с одинаковыми по форме носом и кормой. Иногда на него помещают нечто вроде здания — вероятно, потому, что иудейские тексты используют в описаниях ковчега слово «тебах» (коробка), — но чаще всего верхняя палуба ковчега открыта, что абсолютно не соответствует действительности, особенно учитывая 40-дневный дождь, под которым он плавал.

Дом посреди корабля?
Выглядит интересно, но не более.
Художник Эдвард Хикс (1780-1849).
В Библии сказано, что ковчег имел дверь в одном из своих бортов, а также окно на крыше. Древнееврейское слово «цохар» (окно) буквально означает «отверстие для света». Имело ли оно ставни от дождя, служило ли как вентиляционная шахта — неизвестно. Бог велел «в кубит свести его вверху» — то есть диаметр окна был около полуметра.
Другой Ной
  • Скептики шутят, что Ноев ковчег был плавучим роддомом. За 150 дней наводнения на судне должно было появиться множество новых животных (к примеру, беременность крольчихи длится около 30 дней).
  • Согласно иудейской мифологической традиции, на ковчеге Ноя был еще один пассажир — великан Ог, король племен аморитов из Аравии. Он сидел на крыше судна и регулярно получал от Ноя еду через окно.
  • Англиканский архиепископ Джеймс Ашер (1581—1656) определил, что всемирный потоп произошел в 2348 году до нашей эры. Подсчеты других церковных хронографов выдавали похожие даты, например, 2522 год до нашей эры.
  • Тысячи лет спустя после потопа Иисус Христос говорил о Ное как о реальном историческом персонаже, и приводил его своим ученикам в пример (Евангелие от Матфея, 24:37—38; от Луки, 17:26—27; первое послание Петра, 3:20)
Неподалеку от Дурупинара был найден камень –
 якобы один из якорей ковчега.

«За» и «против»

История о том, как Бог разочаровался в человечестве и решил уничтожить всех людей, кроме Ноя и его семьи, сама по себе весьма непроста и щекотлива. Атеисты критикуют ее, оперируя вопросами морали. С другой стороны, ветхозаветное видение Бога (Яхве) радикально отличается от христианских норм.

Следует иметь в виду, что Бог, описанный в первой половине Библии — это не добрый старик с длинной белой бородой, сидящий на облаке. С современной точки зрения он может вести себя крайне жестоко, однако для тех времен и условий это было едва ли не нормой.

Ковчег пристал к горе, а когда вода схлынула,
 он, по логике, должен был лечь на ее склон

Реконструкторский чертеж ковчега
с полностью закрытой палубой.
Протестантские фундаменталисты и ортодоксальные евреи верят, что всемирный потоп совершенно оправдан хотя бы потому, что он был лишь малой частью глобального плана Бога в отношении человечества.
Старинная карта, на которой обозначено место стоянки ковчега.
Воды! Воды!

Был ли всемирный потоп на самом деле? Ученые утверждают, что 8 миллионов лет назад миграция континентов закрыла пролив Гибралтар и превратила Средиземное море в пустыню. Однако 5 миллионов лет назад пролив вновь открылся, и там, куда сейчас люди ездят на отдых по системе «Все включено», началось страшное наводнение. Катастрофа аукнулась даже на Черном море — его тоже настиг потоп.

Тектонические плиты Земли
(в центре - обе Америки, Россия стоит на зеленой Евразийской плите).
В прежние времена и поныне подавляющая часть человечества живет вблизи от воды — океанов, морей или крупных рек. Так как за несколько тысяч лет до нашей эры на Земле не происходило ни одного наводнения планетарного масштаба, можно предположить, что локальные, местные потопы могли рассматриваться определенными культурами в ограниченной географической перспективе — то есть как «всемирные».

Великие цивилизации древности — Египет, Ассирия, Шумер, Вавилон — существовали на регулярно затопляемых равнинах. Это может объяснить удивительное единодушие мифов, возникших в разных концах света и рассказывающих о некоем герое, который чудесным образом спасся от всемирного потопа.
 
Весь корабль управлялся только 8 людьми.
Они 150 дней кормили тысячи животных и чистили их стойла.
И, наконец, еще одна популярная трактовка мифа о потопе — это метафора. Гибель и возрождение человечества — вымышленный (или отчасти вымышленный) сюжетный прием, имеющий вполне четкую нравственно-воспитательную функцию, а потому универсальный как для Китая, так и для Южной Америки.

Из Книги Бытия следует, что до потопа люди жили 700—900 лет, однако после потопа продолжительность жизни резко снизилась примерно до века. Сторонники реальности потопа объясняют это двумя причинами: генетические дефекты, неизбежно возникающие из-за перекрестных браков между потомками семьи Ноя (всего 8 человек), а также ухудшение условий жизни из-за экологических последствий наводнения.

Даже замерзшая древесина подвергается эрозии ветра.
Ковчег вряд ли мог бы сохраниться до наших дней.
Самая болезненная тема мифа о потопе — количество животных, которые следовало взять на борт корабля для воспроизведения фауны Земли. Современная биология насчитывает тысячи видов живых существ — все они попросту не могли бы поместиться в ковчег. Существуют и другие загадки — как все они смогли выжить 150 дней вне естественной среды обитания? Болезни, агрессивность животных по отношению друг к другу, вопросы питания хищников свежим мясом во время и первые дни после наводнения — все это вызывает очень большие сомнения в необходимости буквального истолкования «вселенского потопа».
Скептики подсчитали, что для спасения от вымирания на ковчег следовало бы погрузить около 100 миллионов животных. Еще один довод «против» — ограниченный генетический фонд популяции из двух особей привел бы к мутациям и быстрому вымиранию их потомков. В то же время известны и обратные случаи — например, для восстановления популяции черного дрозда на островах архипелага Чатем (Новая Зеландия) оказалось достаточно лишь одной самки, спаривавшейся с обычными дроздами.
Каким образом разные виды спасенных животных оказались на разных континентах? Сумчатые характерны только для Австралии, а, например, лемуры — только для Мадагаскара и ближайших островов. Поднятие уровня моря обязательно привело бы к засолению пресных водоемов, а это погубило бы почти всех их обитателей. И, наконец, большинство растений не пережило бы затопления и лишения солнечного света на 150 дней.

Сторонники мифа имеют свои возражения. Во-первых, из всех классифицированных ныне видов живых существ около 60% составляют насекомые, которые не требовали бы много места на судне. Во-вторых, библейская терминология («всякой твари по паре») допускает, что в ковчег брались не «виды» животных, а наиболее распространенные представители их отрядов или даже семейств. Общее количество «пассажиров» тогда бы составило лишь несколько сотен.

Хищников можно было кормить сушеным мясом или пойманными морскими обитателями (рыба, черепахи). Как показывает практика, пресная вода может долгое время «дрейфовать» отдельным слоем в соленой, не смешиваясь с ней. И, наконец, многие виды семян растений способны впадать в «спячку» на долгие месяцы и даже годы, переживая неблагоприятные периоды.



Животные покидают ковчег.
Загадка иероглифов

По легенде, китайские иероглифы были разработаны в правление легендарного Желтого Императора (2698—2596 годы до нашей эры) — приблизительно во время всемирного потопа. Чаще всего комбинации простых иероглифических пиктограмм формируют более общие понятия. Удивительный факт: иероглиф «лодка» состоит из трех иероглифов: «средство передвижения», «восемь», «человек».

Восемь+человек=лодка.
Другой Ной
Истории о всемирном потопе повторяются в мифах разных народов — почти в каждом из них есть свой ковчег и свой Ной. У вавилонян («Эпос о Гильгамеше») это бессмертный Утнапиштим, предупрежденный богом Энки о предстоящем наводнении и построивший огромный корабль (людей было решено утопить лишь потому, что они сильно шумели и мешали спать богу воздуха Энлилю). В шумерской культуре бог Хронос точно так же предупредил человека по имени Зиусудра, чтобы тот создал себе корабль и погрузил на него свою семью и по паре каждого животного.
Древние греки верили, что однажды Зевс решил утопить людей золотого века, а Прометей, узнав об этом, научил своего сына Девкалиона сделать судно. После потопа Девкалион со своей женой Пиррой пристал к горе Парнас. По наущению богов они стали кидать за спину камни. Те, что были брошены Девкалионом, превращались в мужчин, а Пиррой — в женщин.
11 таблица "Эпоса о Гильгамеше",
рассказывающая о всемирном потопе.
В норвежской мифологии ледяной гигант Бергельмир и его жена были единственными из своего рода, кто смог пережить смерть родоначальника великанов Имира. Бог Один со своими братьями убил его, и кровь гиганта залила землю. Бергельмир с супругой забрались в пустой ствол поваленного дерева, выжили в этом потопе и возродили расу ледяных великанов.

Верховное божество инков — Кон Тики Виракоча — однажды решил устроить людям, жившим вокруг озера Титикака, знаменательное событие под названием «Уну Пачакути», то есть великий потоп. Выжило только двое, причем вместо корабля их убежищем были замурованные пещеры.

По верованиям майя, бог ветра и огня Хуракан (считается, что от него пошло слово «ураган») затопил всю землю после того, как самые первые люди разгневали небожителей.

Китайский правитель Да Ю («великий Ю») в свое время провел 10 лет, работая вместе с богиней Нувой над починкой прохудившегося неба — из которого все время шел дождь, вызвавший сильный потоп.

Неожиданный всплеск интереса к ковчегу Ноя произошел в 1956 году, когда капитан турецких ВВС Ильхам Дурупинар, облетая окрестности горы Арарат, заснял на фото некий скальный объект, подозрительно напоминающий древний корабль. Позднее по фотографии были сделаны замеры — «окаменевший ковчег» действительно имел в длину около 150 метров.


Горный "ковчег" –
 съемка с воздуха экспедицией исследователей
Он находится в месте, названном по имени летчика — Дурупинар, на высоте около 2 километров. Его «нос» смотрит точно на гору Тендюрек — как будто корабль действительно швартовался около ее вершины, а когда вода ушла, сполз вниз.

К сожалению, многочисленные экспедиции и новые аэрофотоснимки (были задействованы даже американские шаттлы и военные спутники) показали, что это всего лишь скала необычной формы — хотя в нее действительно были вмурованы ракушки, свидетельствующие о былом присутствии воды.

Но современные «Индианы Джонсы» не унывают: существуют теории, согласно которым древесина корабля могла минерализоваться, превратившись в скалу, а внутренние помещения ковчега постепенно заполнились бы смесью льда, глины и камней, создав иллюзию обычной горной породы.

Существовал ли ковчег Ноя? Вероятно, мы с вами об этом так и не узнаем. Вообще, ему вовсе не обязательно существовать в действительности — эта легенда настолько стара и наделена такой внутренней силой, что уже попросту неотделима от общечеловеческой культуры, и в каком-то смысле гораздо более реальна, чем многие другие истории далекой древности.

Михаил Попов

По теме:
  • Мифология народов Мира. Потоп