Средневековому христианскому искусству в Англии не повезло. Шансов благополучно пережить XVI – XVII века у произведений религиозной живописи или скульптуры было немного.
Первой бедой, обрушившейся на британские церкви, стал разрыв Генриха VIII с Римом и главное событие английской реформации – упразднение монастырей. В английской литературе этот акт короля называется словом диссолюция (dissolution), обозначающим одновременно и «упразднение», и «растворение, расточение». Католические священники лишались права собирать церковные подати и владеть имуществом на территории Британии, монастырские общины упразднялись, принадлежавшие монастырям земли конфисковались.
Диссолюция продолжалась с 1536 по 1541 годы и проводилась королем постепенно. Еще в 1535 он разослал по стране оценщиков церковных имуществ (valor ecclesiasticus), который должны были описать не только принадлежавшее монастырям движимое и недвижимое имущество, но также оценить религиозное благочестие их обитателей. Затем в 1536 году был принят «Акт о подавлении» (Act of Suppresion), которым упразднялись малые монастыри, где обитало до 12 монахов или доход которых составлял менее 200 фунтов. Объяснялось это тем, что в небольших общинах «процветал грех и нечестие». Монахам предписывалось переселяться в крупные монастыри, где «вера правильно и благополучно поддерживается и сохраняется». Данный закон разом уничтожил треть английских монастырей.
Но большим монастырям тоже оставалось недолго. После направленного против диссолюции восстания, охватившего в 1536 году Йоркшир и Линкольншир, монастыри стали закрывать все подряд. Ценности реквизировались, статуи разбивались, здания разрушались. Здания некоторых монастырей в течение последующих лет служили королевскими каменоломнями, их разбирали, чтобы построить крепости. Свинец с крыш, водосточных труб и оконных переплетов шел в переплавку, а стропила распиливали на дрова для плавилен. Золотые и серебряные предметы тоже шли в переплавку, причем королевские эмиссары старались захватить как можно больше. В аббатстве Фанутинс в Северном Йоркшире они, например, вскрыли могилу умершего в 1524 году монаха, так как было известно, что с ним захоронены чаша и блюдо.
Так как упразднение монастырей было антикатолическим актом, особой целью королевских эмиссаров стала борьба с «суеверным почитанием» реликвий. Раки и реликварии лишались своего богатого убранства, все ценное конфисковывалось, мощи уничтожались. Ведала этим особая королевская комиссия. Только в Кентреберри было утрачено около 400 мощей. В распоряжении лорда-хранителя печати Томаса Кромвеля, подписанном в декабре 1538 года, говорится:
При Марии I этот закон был отменен, а при Елизавете реформация в Англии приняла более спокойный характер. Но тем произведениям церковного искусства, которые пережили реформацию XVI века, предстояло столкнуться с новой угрозой.
Во время Английской революции и правления Кромвеля в 1640–1650-х годах пуритане пользовались максимальным влиянием. Запрещены были яркие одежды, театральные представления, женщинам не разрешалось пудриться и завивать волосы. Что уж говорить о церковном искусстве. В храмах царили строгость и скромности, а те статуи и картины, что пережили диссолюцию, уничтожались иконоборцами XVII века. По оценкам, было во времена реформации и английской революции было разрушено до 97 % произведений религиозного искусства в Великобритании.
Тем удивительней судьба живописного панно XV века, которое недавно поступило в Музей Фицуильяма (Fitzwilliam Museum) в Кембриджском университете. Оно не только пережило все невзгоды прошлого, но и весьма достойно выглядит. Правда, последнее во многом заслуга реставраторов из Института Гамильтона Керра (Hamilton Kerr Institute).
Панно изображает сцену поцелуя Иуды. Оно написано маслом на дереве, отдельные детали выделены позолотой и серебром. Краски после реставрации очень яркие. Иисус и Иуда стоят в центре, руки Иисуса уже связаны. Рядом с ними мы видим отряд римских воинов, пришедших схватить Иисуса, а также апостола Петра с мечом. У ног Петра сидит раб, которому апостол отсек ухо (Мф. 26:51-54, Мк. 14:47, Лк. 22:49-51, Ин. 18:10-11). Под изображением сделана надпись: «Jhesu mercy and eue[r] mercy Ffor in thy mercy fully trust».
Первой бедой, обрушившейся на британские церкви, стал разрыв Генриха VIII с Римом и главное событие английской реформации – упразднение монастырей. В английской литературе этот акт короля называется словом диссолюция (dissolution), обозначающим одновременно и «упразднение», и «растворение, расточение». Католические священники лишались права собирать церковные подати и владеть имуществом на территории Британии, монастырские общины упразднялись, принадлежавшие монастырям земли конфисковались.
Диссолюция продолжалась с 1536 по 1541 годы и проводилась королем постепенно. Еще в 1535 он разослал по стране оценщиков церковных имуществ (valor ecclesiasticus), который должны были описать не только принадлежавшее монастырям движимое и недвижимое имущество, но также оценить религиозное благочестие их обитателей. Затем в 1536 году был принят «Акт о подавлении» (Act of Suppresion), которым упразднялись малые монастыри, где обитало до 12 монахов или доход которых составлял менее 200 фунтов. Объяснялось это тем, что в небольших общинах «процветал грех и нечестие». Монахам предписывалось переселяться в крупные монастыри, где «вера правильно и благополучно поддерживается и сохраняется». Данный закон разом уничтожил треть английских монастырей.
Но большим монастырям тоже оставалось недолго. После направленного против диссолюции восстания, охватившего в 1536 году Йоркшир и Линкольншир, монастыри стали закрывать все подряд. Ценности реквизировались, статуи разбивались, здания разрушались. Здания некоторых монастырей в течение последующих лет служили королевскими каменоломнями, их разбирали, чтобы построить крепости. Свинец с крыш, водосточных труб и оконных переплетов шел в переплавку, а стропила распиливали на дрова для плавилен. Золотые и серебряные предметы тоже шли в переплавку, причем королевские эмиссары старались захватить как можно больше. В аббатстве Фанутинс в Северном Йоркшире они, например, вскрыли могилу умершего в 1524 году монаха, так как было известно, что с ним захоронены чаша и блюдо.
Так как упразднение монастырей было антикатолическим актом, особой целью королевских эмиссаров стала борьба с «суеверным почитанием» реликвий. Раки и реликварии лишались своего богатого убранства, все ценное конфисковывалось, мощи уничтожались. Ведала этим особая королевская комиссия. Только в Кентреберри было утрачено около 400 мощей. В распоряжении лорда-хранителя печати Томаса Кромвеля, подписанном в декабре 1538 года, говорится:
«Забрать и препроводить в лондонский Тауэр кости, раку и прочее что сейчас в Чилчестерском соборе, некоего епископа, которого называют святым Ричардом, и проследить за уничтожением места раки со всеми прочими образами в храме, вокруг которых существуют какие-либо суеверия» (документы здесь и далее цитируются по книге Леонида Беляева «Христианские древности»).Аналогичный приказ получили в 1540 году эмиссары, действовавшие в Линкольне, где хранились мощи святых Гуго и Джона из Дальдерби:
«Забрать и препроводить в лондонский Тауэр указанную раку и извлечь поддельные мощи и ценности в Линкольнском соборе, коим преданы простые люди и коими вовлекаемы в суеверия и идолопоклонство, вместе со всеми драгоценностями блюдами и подобным».С мест поступали отчеты о проделанной работе. Из Винчестера комиссия писала о разрушении раки святого Свитуна:
«Около трех часов утра в это воскресенье покончено с ракой здесь, в Винчестере <…> Надо бы ниспровергнуть и алтарь, но это столь большая работа, что ее не могут смогут кончить до вечера понедельника или утра вторника; что мы собирались сделать <…> так это выкинуть все разложившиеся кости, которые именовались мощами; мы не можем допустить, чтобы думали, что мы присланы более за сокровищами, чем во искоренение зла идолопоклонства».Политика иконоборчества была продолжена при Эдуарде VI, что отразилось в принятом парламентом в 1549 году Акте об отмене и удалении разнообразных книг и изображений (Act for the abolishing and putting away of diverse books and images). Предписывалось уничтожать любые изображения, созданные для религиозных культов за исключением изображений на могильных плитах. Даже церковные витражи предписывалось заменять прозрачным стеклом.
При Марии I этот закон был отменен, а при Елизавете реформация в Англии приняла более спокойный характер. Но тем произведениям церковного искусства, которые пережили реформацию XVI века, предстояло столкнуться с новой угрозой.
Во время Английской революции и правления Кромвеля в 1640–1650-х годах пуритане пользовались максимальным влиянием. Запрещены были яркие одежды, театральные представления, женщинам не разрешалось пудриться и завивать волосы. Что уж говорить о церковном искусстве. В храмах царили строгость и скромности, а те статуи и картины, что пережили диссолюцию, уничтожались иконоборцами XVII века. По оценкам, было во времена реформации и английской революции было разрушено до 97 % произведений религиозного искусства в Великобритании.
Тем удивительней судьба живописного панно XV века, которое недавно поступило в Музей Фицуильяма (Fitzwilliam Museum) в Кембриджском университете. Оно не только пережило все невзгоды прошлого, но и весьма достойно выглядит. Правда, последнее во многом заслуга реставраторов из Института Гамильтона Керра (Hamilton Kerr Institute).
Панно изображает сцену поцелуя Иуды. Оно написано маслом на дереве, отдельные детали выделены позолотой и серебром. Краски после реставрации очень яркие. Иисус и Иуда стоят в центре, руки Иисуса уже связаны. Рядом с ними мы видим отряд римских воинов, пришедших схватить Иисуса, а также апостола Петра с мечом. У ног Петра сидит раб, которому апостол отсек ухо (Мф. 26:51-54, Мк. 14:47, Лк. 22:49-51, Ин. 18:10-11). Под изображением сделана надпись: «Jhesu mercy and eue[r] mercy Ffor in thy mercy fully trust».
Фрагмент «Поцелуя Иуды»
Fitzwilliam Museum
|
Дендрохронологический анализ древесины показал, что дерево было срублено на восточном побережье Балтики после 1423 года. Сама картина была написана в Англии между 1437 и 1469 годами. При исследовании в инфракрасных лучах под слоем краски был обнаружен закрашенный герб, наиболее похож на него герб одной из ветвей семейства Белгрэйв (Belgrave) из Лестершира. Панель, весьма вероятно, была частью более масштабной композиции, например, перегородки (англ. rood screen, лат. lectorium), отделявшей пространство перед главным алтарем, где располагались священники и певчие, от остальных прихожан.
Панно было приобретено Музеем Фицуильяма в 2012 году. Прежним его владельцем была церковь Девы Марии в деревне Графтон-Реджис (Нортгемптоншир). В описи церковного имущества оно впервые упоминается в 1900-х годах. У церкви не было возможности хранить хрупкую деревянную панель в надлежащих условиях, поэтому, получив разрешение епископа, церковный совет продал ее музею. Вырученные деньги были направлены на ремонт церковной крыши.
Панно было приобретено Музеем Фицуильяма в 2012 году. Прежним его владельцем была церковь Девы Марии в деревне Графтон-Реджис (Нортгемптоншир). В описи церковного имущества оно впервые упоминается в 1900-х годах. У церкви не было возможности хранить хрупкую деревянную панель в надлежащих условиях, поэтому, получив разрешение епископа, церковный совет продал ее музею. Вырученные деньги были направлены на ремонт церковной крыши.
Церковь Девы Марии в Графтон-Реджис
(Church of St. Mary the Virgin in Grafton Regis)
|
Когда панель прибыла в Институт Гамильтона Керра, состояние ее было довольно печальным. Живопись была покрыта потемневшей олифой, скопившейся за века грязью и пометом летучих мышей. Реставраторы исследовали панель в рентгеновских, ультрафиолетовых и инфракрасных лучах, чтобы определить затемненные детали, установить оригинальные краски и определить места, нуждающиеся в особом внимании. После этого они удалили грязь и потемневший лак. Обработали древесину химикатами, предохраняющими ее от насекомых. Восстановили яркость исходных красок и позолоченных деталей и, наконец, покрыли изображение новым слоем лака.
Историю панно раскрыла его оборотная часть. Когда реставраторы сняли лист фанеры, скреплявший доски сзади, и исследовали поверхность досок, то при помощи фотографии в инфракрасных лучах обнаружили следы надписи XVI века. Прочитать ее целиком пока не удалось, но ученые предполагают, что там был записан текст десяти заповедей Моисеевых. Подобные надписи разрешалось помещать в храмах даже в эпоху пуритан.
Скорее всего, кто-то из служителей или прихожан церкви в Графтон-Реджис во времена английской революции решил спасти картину, перевернув ее и сделав надпись на обратной стороне. Так началась вторая жизнь панно, когда оно висело на церковной стене, но живопись на нем не была видна прихожанам. Много позже, когда опасность миновала, панно развернули вновь. А в XXI веке началась третья жизнь этого произведения – уже в музейном зале.
Сейчас панно экспонируется в Галерее Ротшильда Музея Фицуильяма в Кембридже.
Историю панно раскрыла его оборотная часть. Когда реставраторы сняли лист фанеры, скреплявший доски сзади, и исследовали поверхность досок, то при помощи фотографии в инфракрасных лучах обнаружили следы надписи XVI века. Прочитать ее целиком пока не удалось, но ученые предполагают, что там был записан текст десяти заповедей Моисеевых. Подобные надписи разрешалось помещать в храмах даже в эпоху пуритан.
Скорее всего, кто-то из служителей или прихожан церкви в Графтон-Реджис во времена английской революции решил спасти картину, перевернув ее и сделав надпись на обратной стороне. Так началась вторая жизнь панно, когда оно висело на церковной стене, но живопись на нем не была видна прихожанам. Много позже, когда опасность миновала, панно развернули вновь. А в XXI веке началась третья жизнь этого произведения – уже в музейном зале.
Сейчас панно экспонируется в Галерее Ротшильда Музея Фицуильяма в Кембридже.