Страницы

О происхождении русалок

«Русалки Земли», книга

«Русалки Земли», книга (Philip Jepsen)


Меня часто спрашивают, откуда взялась идея о русалках, кто придумал эту идею и могли ли они существовать или существовали когда-то. Ведь концепция русалок так распространена в человеческих культурах по всему миру. Это справедливый вопрос, и я посвятил этому вопросу главу в настольной книге «Русалки Земли».

Первое известное упоминание в истории человечества о человеческой фигуре с рыбьим хвостом относится примерно к 5000 г. до н.э., когда в вавилонской мифологии бог Эа описывал его как имеющего тело человека и рыбы. Позднее Эа был известен грекам как Оаннес, а некоторыми семитскими племенами — как Дагон.

Но ясно, что Эа/Оаннес не был русалкой.

Атаргатис

Атаргатис


Первое появление русалок в человеческой культуре, по-видимому, произошло около 1000 г. до н.э. в Ассирии (примерно эквивалент современной Сирии плюс северная часть Ирака). В мифологии Ассири и прекрасная богиня плодородия Атаргатис превратилась в русалку, бросившись в озеро.

В ассирийской мифологии есть несколько версий событий, но большинство включает в себя влюблённость Атаргатис в смертного пастуха и рождение от него дочери (легендарной сирийской царицы Семирамиды ), после чего она бросается в озеро (от стыда или от горя по ненароку убив своего любовника, который не пережил божественного занятия любовью). Ее красота такова, что она не может ни умереть, ни полностью превратиться в рыбу, поэтому она сохраняет свою женскую форму и красоту выше талии, но вместо ног у нее рыбий хвост. Она тесно связана с сирийским обычаем не есть рыбу.

Атаргатис становится известна грекам как Афродита Деркето , с похожими историями, и включена в греческую мифологию.

Затем греческая мифология значительно расширяет концепцию русалок, включая частично Нереид, Тритонов, Сирен и Фессалонику (сестру Александра Македонского).

Вот общие черты этой греческой мифологии, касающиеся русалок:

Нереиды, Тритон и русалки

Нереида Амфитрита, Каймановы острова

Нереида Амфитрита,
Каймановы острова


Нереиды были морскими нимфами и иногда изображались с рыбьими хвостами, а иногда с ногами. Было 50 нереид, дочерей Нерея и Дориды , населявших Эгейское море со своими родителями. Выдающейся нереидой была Фетида , мать великого гомеровского героя Ахиллеса. Другой выдающейся нереидой была Амфритита, вышедшая замуж за Посейдона и родившая Тритона.

Скульптура Тритона и Нереиды в Мексике

Скульптура Тритона и Нереиды в Мексике


Нерей, отец Нереид, был одним из титанов и старшим сыном Понта (Море) и Геи (Земли). Его считали Морским Стариком и изображали в виде человека с длинным рыбьим хвостом. Его жена Дорис была дочерью Океана и Тефии, оба из которых были детьми Урана (Неба) и Геи. Когда Титаны были свергнуты Зевсом и его братьями и сестрами, Нерея сменил на посту правителя морей Посейдон.

Амфитрита и Посейдон были родителями Тритона, водяного, у которого, как у нереид, хвост рыбы. Тритон по существу унаследовал морское царство от Посейдона, который унаследовал его от Нерея. Современные дети узнают в Тритоне отца Ариэль, Русалочки, из диснеевского фильма.

Тритоны — потомки Тритона, водяные и русалки.

Генеалогическое древо немного необычно, но вот как оно выглядит на схеме:

Генеалогическое древо

(Гея была матерью Понта и Урана. От них обоих у нее тоже были дети, и эти дети были титанами. У Нерея и Дориды (оба титаны) было 50 дочерей-нереид. Одна из них - Амфитрита – становится женой Посейдона (сын двух Титанов), и у них есть Тритон, водяной, который становится отцом и королем русалок и водяных.)

Сирены

Мифология сирен достаточно запутана, но сирены в греческой мифологии изначально были женщинами с нижней частью тела и крыльями птицы, которые заманивали моряков на смерть пением неописуемо красивыми голосами. Затем в какой-то момент они потеряли свои перья в певческом состязании с Музами (богинями литературы, науки и искусства) и, потеряв способность летать, бросились в океан, где либо погибли, либо превратились в русалок, в зависимости от того, какую легенду вы читаете.

Римляне приняли сирен в римскую мифологию как женщин с рыбьим хвостом, и это стало наиболее предпочтительной интерпретацией в более поздние времена. Сирены предположительно были дочерьми речного бога Ахелоя, и это придает некоторый вес рыбьему хвосту. Более поздняя римская мифология сделала сирен чрезвычайно красивыми и соблазнительными, но такими же смертоносными.

Еще позже греческая и римская мифологии о сиренах смешались с местными мифами, легендами и верованиями других культур.

Сегодня во многих языках слово «сирена» является синонимом русалки. На испанском, французском, итальянском, польском, румынском, португальском и филиппинском языке русалка обозначается соответственно Sirena, Sirène, Sirena, Syrena, Sirenă, Sereia и Sirena.

Салоники

Салоники на острове Тасос

Салоники на острове Тасос


Совершенно отдельная легенда — о Фессалониках. Она была сестрой Александра Македонского и была увековечена, когда Александр достал фляжку с водой из Фонтана Бессмертия и вымыл ей волосы этой бессмертной жидкостью.

Когда Александр умер, Фессалоника была убита горем и прыгнула в море, чтобы покончить с собой. Будучи бессмертной, она не могла умереть и вместо этого превратилась в русалку. В таком виде Фессалоники веками бороздили Эгейское море, часто спрашивая проплывающих мимо моряков, жив ли еще Александр. Если они уверят ее, что он все еще жив и правит, она пропустит их. Если им не удавалось ее успокоить, она превращалась в чудовище и отправляла их на дно морское.

Легенда увековечена на греческом острове Тасос этой статуей русалки. На основе стихотворение греческого поэта Никоса Казандзакиса, которое переводится примерно так:

Это был не остров.
.Это был зверь, лежащий
в море.
Это была Русалка,
сестра Александра Македонского,
Которая оплакивала
и волновала море.

Поздние мифы и легенды о русалках

В шотландской мифологии есть Ceasg (горничная волны), которая имеет форму женщины выше талии и хвоста лосося ниже талии. Ceasg может исполнить три желания тем, кто их поймает.

И в Ирландии, и в Шотландии есть рассказы о Мерроу , которые выше пояса человека, имеют рыбий хвост внизу и перепончатые руки. Они доброжелательны и время от времени вступают в брак с людьми, принимая человеческий облик на суше. В море они носят красную шапочку, которая позволяет им дышать под водой, и если вы спрячете от них эту кепку, они останутся с вами на суше.

На острове Мэн есть Бен-варри, русалки, которые могут быть как опасными, так и полезными.

В Шотландии и на Фарерских островах есть легенды и мифы о селки , которые живут в океане в форме тюленей, но могут сбрасывать свою тюленью кожу и жить как люди. Они могут оказаться в ловушке на суше, если их любовник или муж-человек спрячет их тюленью шкуру, и есть ряд историй о трагедиях, связанных с такими отношениями. По одной из версий, селки — бывшие люди, которые утопились.

В континентальной Европе есть фольклор о Мелюзине , пресноводной русалке (иногда так же с крыльями, иногда со змеиным хвостом вместо рыбьего, а иногда с двумя хвостами — как на логотипе Starbucks ). Она вышла замуж за человека, но раз в неделю, принимая ванну, превращалась в русалку. Когда ее муж нарушил соглашение никогда не входить в ее купальню, пока она купалась, он увидел ее в образе русалки, и она навсегда покинула его. История Мелюзины существует в нескольких местных легендах - в частности, в городе Люксембург есть легенда о том, что граф Зигфрид Арденнский, основавший Люксембург в 963 году, женился на Мелюзине. Как и в других легендах, она исчезла после того, как он нарушил свое обещание и увидел, как она принимает ванну в образе русалки.

В отдельной легенде Мелюзина выходит замуж за принца Раймондена Пуату и вместе с ним составляет королевский дом Лузиньянов. Это почти наверняка происхождение иллюстраций, изображающих русалку в короне, и, таким образом, оригинал русалки Starbucks.

Фонтан Ундина в Бадене, Австрия

Фонтан Ундина в Бадене, Австрия


Немецкие легенды включают Ундину , пресноводную фею, которая бессмертна, но не имеет души. Она может получить душу, выйдя замуж за человека и родив ему ребенка. Легенда гласит, что она выходит замуж за человека и рожает ему ребенка, после чего у нее появляется душа и она начинает стареть. Затем ее муж изменяет, и она проклинает его и возвращается к воде. Позже известная история об Ундине , написанная Фридрихом де ла Моттом Фуке . в 1811 году рассказывается, что Ундина рождается русалкой, но речной бог обменивает ее в детстве на человеческое дитя. Она выходит замуж за человека и таким образом получает бессмертную душу. Позже ее муж отвергает ее, и Ундина возвращается в море к своей семье русалок, но предупреждает мужа, что он должен оставаться ей верным, иначе она будет обязана убить его. Он не прислушивается к этому разумному предупреждению и безрассудно женится на человеческой женщине, после чего Ундина убивает его, несмотря на свою любовь к нему.

В то время как легенды о Мелюзине вдохновили миф и историю об Ундине, похоже, Ундина вдохновила сказку «Русалочка », написанную Гансом Христианом Андерсеном в 1836 году. Это история о русалочке, которая влюбляется в человеческого принца и дает голос и хвост, чтобы стать человеком и получить человеческую душу. В диснеевской версии она выходит замуж за принца и живет долго и счастливо, но в оригинальной истории принц женится на другой, и русалочка растворяется в морской пене, а затем ее спасают в последние мгновения... Вам просто нужно прочтите оригинальную историю , вдохновившую на создание всемирно известной статуи Русалочки в Копенгагене, а также вдохновившую многих других произведений искусства.

Русалки имеют некоторые черты сирен и русалок, но без рыбьего хвоста. Это призраки или останки нежити женщин или девушек, которые трагически или насильственно умирают и живут на дне рек и озер. Они могут быть соблазнительными и опасными, затягивая молодых людей в воду. У них постоянно мокрые волосы, так как они умрут, если их волосы высохнут, и часто носят с собой расческу, которая позволяет им вызывать воду, находясь на суше. Они часто выходят ночью из воды и поют на деревьях или лугах.

В Китае есть сказки о русалках с перепончатыми ногами и руками, а в Камбодже и Таиланде хорошо известны легенды о золотой русалке Суваннамакча , принцессе-русалке, которая влюбляется в человеческого принца и родит от него ребенка.

Африканский Мами Вата — водяной дух, которого часто изображают в образе русалки. А на Карибах ходят легенды об Айкайе и Ла Сирене, русалках.

Мьенгу (множественное число от Дженгу) в Камеруне обычно называют красивыми, похожими на русалок фигурами с длинными пушистыми волосами и щербатыми улыбками. Они живут в реках и морях и приносят удачу тем, кто им поклоняется.

В Бразилии есть фольклор об Иаре, которая является русалкой, водяной нимфой или сиреной в зависимости от контекста или истории. Иара означает что-то вроде Леди Озера или Водной Королевы. По легенде Иара – это бессмертная пресноводная нимфа в образе красивой молодой женщины с зелеными волосами и светлой кожей, которая сидит на камне у реки, расчесывая волосы или дремлет под солнцем. Когда она чувствует мужчину рядом, она поет, чтобы нежно заманить его к себе, прожить с ней свою жизнь под водой.

Русалки и водяные также являются частью филиппинского фольклора, известных как Сирена и Сиёкой соответственно. Они человеческие выше талии и имеют рыбьи хвосты. Они могут быть добрыми или злыми, иногда топят моряков, заманив их в воду своими завораживающими песнями, а иногда пытаются спасти тонущих моряков.

На Яве существует множество древних легенд, саг, мифов и фольклорных историй о яванской королеве русалок Ньи Роро Кидул . Она связана со многими членами королевской семьи в истории Явы и считается королевой Южного моря (Индийского океана) и контролирует гигантские волны и цунами, которые там возникают. Известно, что она заманивает красивых молодых мужчин в море с рыбацких лодок или даже с пляжа. Она цвета морской волны, и это часть местных поверий, что цвет морской волны - священный цвет, и что ношение этого цвета разозлит ее.

Русалка Синджики, остров Геомундо, Южная Коре

Русалка Синджики,
остров Геомундо, Южная Коре


На острове Геомундо в Южной Корее местная легенда повествует о русалке Синджики со светлой белой кожей и длинными черными волосами. Она появляется в основном яркими лунными вечерами или ранним утром, чтобы предупредить рыбаков о приближающихся штормах или тайфунах, бросая камни в скалу или издавая предупредительные звуки.

Другая местная легенда встречается в Нейпире, Новая Зеландия, где Паниа с рифа является центральным персонажем легенды маори о морской девушке, которая выходит замуж за сына вождя племени и рожает с ним сына, проводя с ней ночи на суше. муж и ребенок, и дни в море с ее людьми русалки. Она убегает обратно в океан, когда он пытается навсегда сделать ее человеком.

Есть бесчисленное множество других подобных местных легенд по всему миру, со многими из тех же элементов истории.

Наблюдения за русалками

Существует теория, что легенды о русалках возникли в результате (предположительно, очень пьяных и очень одиноких) моряков, принявших ламантинов или дюгоней (морских родственников ламантинов) за привлекательных женщин с рыбьими хвостами. В то время как ламантины могут быть очень грациозными в воде, они обычно весят более 1000 фунтов, и их лица нелегко спутать с женскими. Тем не менее, три вида ламантинов и один вид дюгоней образуют отряд животных Sirenia, названный так в честь теории «пьяного и одинокого моряка» о происхождении русалок.

Может быть, «пьяный и одинокий моряк» слишком резок. Христофор Колумб сообщил, что видел трех русалок, хотя «не таких красивых, как их изображают». А знаменитый английский пират Черная Борода (Эдвард Тич) сообщил, что видел русалок.

Теория водных обезьян

Другая теория происхождения русалок (и людей) состоит в том, что довольно продвинутые приматы, живущие в морской воде и питающиеся морскими животными, приспособились к жизни в воде, став в значительной степени безволосыми и двуногими. Было высказано предположение, что некоторые из этих водных обезьян превратились в современных людей, а другие превратились в русалок. Теория эволюции человека водных обезьян не получила широкого признания в научном сообществе, и, похоже, нет никаких научных доказательств теории эволюции русалок водных обезьян (или существования русалок вообще).

Вывод

Русалки были частью человеческой культуры на протяжении тысячелетий, и наибольшее влияние на них оказала греческая и римская мифология. Но также большое влияние оказали многие другие культуры по всему миру, как до, так и после греков и римлян.

Русалки с самого начала считались силами как добра, так и зла, и эта традиция продолжается и по сей день, хотя общая тенденция в современной культуре состоит в том, чтобы рассматривать их в основном как доброкачественных, красивых, привлекательных, независимых и интересующихся людьми. И они превратились в символы сохранения океана, сохранения морских видов и ответственной и устойчивой заботы об экологии океана.

Так каково происхождение русалок? Возможно, у моей внучки Сиены есть самый простой ответ:

«Русалки просто есть, как слоны, киты и динозавры».



(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)



Источник:

By Philip Jepsen,
«On the Origin of Mermaids»

🔹 🔹 🔹 🔹 🔹