Страницы

«Откровение Иоанна Богослова»: Часть – I. Апокалипсис в искусстве: альфа и омега, а также семь светильников и меч изо рта

"Откровение Иоанна Богослова", оно же "Апокалипсис" -- самая сложная и галлюциногенная книга Нового Завета. Слово "глючно" вот прямо подходит - книга написана целиком на основе видений, которые посещали Иоанна во время его пребывания на островке Патмос.

Глава 1 (синодальный перевод)

1 Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав оное через Ангела Своего рабу Своему Иоанну, 2 который свидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа и что он видел.
3 Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко.

Ангел вручает Иоанну Откровение. Бамбергский Апокалипсис (11 век). С этой сцены часто открываются рукописи «Апокалипсиса». Иоанн принимает Книгу покрытыми руками, потому что голыми руками брать Священное было нельзя.

4 Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его, 5 и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных.


Семь Церквей в семи городах на территории современной Турции. Семь церквей в семи городах на западе Малой Азии символизируют полноту Церкви. Предположительно они выбраны потому, что эти города являлись почтовыми центрами и были расположены на расстоянии от 40 до 80 км друг от друга по кольцевой дороге. Или потому что были лучше всего знакомы автору «Откровения».

Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею 6 и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь.

7 Се, грядет с облаками,
и узрит Его всякое око
и те, которые пронзили Его;
и возрыдают пред Ним все племена земные.
Ей, аминь.


«Семь церквей и семь ангелов». Гобелен «Анжерский Апокалипсис"» (фрагмент), 14 век.
Число 7 из раза в раз будет повторяться в «Откровении», также и потому, что это древнее священное число, означающее полноту чего-либо.
8 Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель.
или со строчной "о" 

«Христос во славе», эмаль, Франция, 13 век. Греческие буквы-символы - по сторонам головы.  
Альфа и Омега — первая и последняя буквы греческого алфавита; 
здесь они олицетворяют полноту и завершенность
«Распятие». Мозаика из базилики св. Аполлинария, Равенна, 6 век.
Буквы по сторонам перекладины.

9 Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа.

10 Я был в духе в день воскресный, и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний; 
11 то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию.

Тициан. «Св. Иоанн Евангелист на Патмосе». 1544.
Святого сопровождает гигантский орел –
традиционный спутник этого евангелиста.

12 Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников  13 и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом: 14 глава Его и волосы белы, как белая вулна, как снег; и очи Его — как пламень огненный;15 и ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его — как шум вод многих.

16 Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его — как солнце, сияющее в силе своей.

Matthias Gerung. Ottheinrich-bible. 1530-е.

17 И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний, 18 и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти. 19 Итак напиши, что ты видел, и что есть, и что будет после сего.

20 Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников есть сия: семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей.


Дюрер. 1498.
7 светильников = 7 церквей = символически обозначают всю полноту верующих.
7 звезд = 7 ангелов церквей, также со звездами (Плеядами) в руках 
на монетах изображали императора.

Даю два последних абзаца еще раз, в новом современном переводе Российского библейского общества, для лучшего осмысления.
12 Я повернулся, чтобы увидеть, чей это голос говорил со мною, и, повернувшись, увидел семь золотых светильников, 13 а посреди светильников словно бы Человека — в длинном одеянии и опоясанного по груди золотым поясом.
Gebhard Fugel (1933)

14 Голова Его и волосы были белы, как белая шерсть, как снег. Глаза Его как пылающий огонь, 15 а ноги словно сверкающий металл, раскаленный в горне, и голос Его словно грохот водопада. 16 В правой руке у Него семь звезд. И из уст Его исходит обоюдоострый меч. Весь облик Его словно палящее солнце в зените.
Опять Бамбергский апокалипсис.
«Меч от уст» очень трогательный. И звездочки вокруг пальца

17 И когда я увидел Его, Я пал к Его ногам как мертвый, но Он положил на меня Свою правую руку и сказал: «Не бойся! Я — Первый и Последний, 18 Я тот, кто живет. Я был мертв, но вот Я снова живу во веки веков, и у Меня ключи от смерти и ада. 
Джованни да Милано. «Христос Откровения». 1365-9.
В руках звезды и ключи, но нет светильников в этот раз

19 Итак, запиши, что ты увидел: то, что есть, и то, чему суждено свершиться потом.

20 Вот тайна семи звезд, которые ты увидел у Меня в правой руке, и семи светильников: семь звезд — это ангелы семи Церквей, а семь светильников — это семь Церквей.
Мозаика в Сан Марко, Венеция: 7 ангелов и 7 церквей.


Наталья Гончарова. "Старец с семью звездами". 1910.

"Альфа и Омега" -- плитка для церкви, Пенсильвания, 19 век

Friedrich Greiner (1937)

Современная мозаика в Германии.
Тут и светильники, и буквы. А вот звезд кажется многовато. И меча от уст нет.


Барочная фреска в Австрии


Маттео Джованетти. 1340-е. Фреска в авиньонском папском дворце.
Светильники почти стерлись, и поэтому работа смотрится еще более визионерски.


Manuel Panselinos, фреска в афонском монастыре, 13 век.
Иоанн и Прохор - традиционно считается, что именно этот ученик помогал ему записывать "Откровение".


Греческая икона (вроде с Патмоса).
Вообще в православии эта иконография очень редка, потому что заимствованна.

Франческо дель Косса. Ок. 1480


Shakko_Kitsune

«Откровение Иоанна Богослова»: