Страницы

«Откровение Иоанна Богослова»: Часть – 2-3. Апокалипсис в картинках: Про Престол Сатаны и зажаренного в медном быке

Святой Иоанн на Патмосе
Боттичелли Сандро [собственно Алессандро ди Мариано Филипепи, Alessandro di Mariano Filipepi] (1445, Флоренция — 17 мая 1510, Флоренция),
Еще подробности самой гипнотической и труднопонимаемой книги в европейской культуре. Образы и словосочетания, которые образованному человеку необходимо знать -- например, чтобы понимать тексты многих англоязычных рок-групп, особенно хэви-металл!
Читаем вместе со мной и разглядываем жуткие картинки от классиков мирового искусства.
В прошлый раз мы читали в "Апокалипсисе" про семь светильников и альфу и омегу (см. Главу 1), теперь же переходим к более скучным подробностям: после ударного вступления автор, как это бывает часто с текстами, немного дал слабину. Картинки, тем не менее, все равно за два тысячелетия нарисовали люди любопытные и, что самое главное, без текстов в них не разберешься.

 В этой главе Бог силами Иоанна отправляет послания группам верующих в семи важных региональных центрах Малой Азии.

Глава 2

(современный перевод, потому что самая скучная глава в книге,
синодальный перевод вообще не осилить)
 
1 Ангелу Церкви в Эфесе напиши:

„Вот что говорит Тот, кто держит в правой руке семь звезд, кто шествует среди семи золотых светильников:

Этель Исадора Браун. "Видение Иоанна на Патмосе". 1898.
Изображено видение 7 светильников, которое мы обсуждали в прошлый раз.
 

2 Я знаю твои дела, твой тяжкий труд и стойкость. Знаю, что ты не переносишь порочных людей: ты испытал тех, которые зовут себя апостолами, не будучи ими, и обнаружил, что они лжецы.
Испанские "беатусы" - самые потрясающие рукописи апокалипсиса.
Именно ими персонажи "Имени розы" так восхищаются. 
Особенно полезно изучать их дизайнерам -- 
такое потрясающее там искусство упрощения и ярких красок
 

3 Ты стоек, ты много вынес ради Моего имени и не изнемог. 4 Но есть у меня и кое‑что против тебя: ты забыл свою первоначальную любовь. 5 Помни, с какой высоты ты пал, и раскайся, делай те дела, что делал раньше. Если же нет — Я приду к тебе и уберу твой светильник с его места, если ты не раскаешься.

( "Уберу светильник" в переносном смысле означает "прекращу существование твоей региональной церкви".)

Семь церквей Азии. Витраж, Йоркский собор, 15 век.
(Витражи этого собора -- одна из полнейших визуализаций Апокалипсиса,
но увы, в сети целиком не нашла)

6 Но одно у тебя есть — то, что ты ненавидишь дела николаи́тов, которые и Я ненавижу. 7 У кого есть уши, пусть услышит то, что говорит Дух Церквам! Победителю Я дам есть плоды с дерева жизни, что растет в раю у Бога".

Иоанн пишет в Смирну.
Миниатюра из греческого "Elizabeth Day McCormick Apocalypse", 17 век.
Тут мы видим Прохора, что отличает от католических рукописей.

8 Ангелу Церкви в Смирне напиши:
„Вот что говорит Первый и Последний, который умер и снова живет:

9 Я знаю о твоих страданиях и бедности, но ты богат! Знаю и об оскорблениях тех, кто называет себя иудеями, но в действительности они — собрание Сатаны. 
10 Не бойся предстоящих тебе страданий. Вот, дьявол скоро бросит некоторых из вас в тюрьму, чтобы испытать вас, и десять дней вы будете терпеть муки. Будь верен до смерти, и Я дам тебе венок жизни! 11 У кого есть уши, пусть услышит то, что говорит Дух Церквам! Победителю не грозит вторая смерть".


Николя Пуссен. Иоанн Евангелист на Патмосе. 1640
Редкая, но весьма логичная трактовка сюжета -- святой пишет,
находясь среди развалин языческих, древнегреческих храмов.
Это еще и аллегория -- эти храмы развалились из-за появления
истинной Церкви, которую он представляет.

12 Ангелу Церкви в Пергаме напиши:
„Вот что говорит Тот, у кого обоюдоострый меч:
13 Я знаю, ты живешь там, где стоит престол Сатаны

"Престол Сатаны", стоящий в Пергаме -- возможно, алтарь Зевса, возвышавшийся над городом, или храм Асклепия, носившего титул спасителя и имевшего своим символом змею, где множество людей искали исцеления.

Пергамский алтарь, знаменитый, помните? Возможно, это редкое упоминание конкретного произведения искусства в Новом Завете.
Фрагмент Пергамского алтаря. 2 век до н.э.
 

Но ты твердо придерживаешься Моего имени, ты не отрекся от веры в Меня даже в те дни, когда у вас, там, где живет Сатана, был убит Мой верный свидетель Анти́па.
14 Однако есть у Меня и кое‑что против тебя: у тебя есть те, кто придерживается учения Валаа́ма, который подучил Вала́ка поставить западню для сынов Израилевых, соблазняя есть пищу, посвященную языческим богам, и развратничать. (т.е., к "христианам" это вообщене НЕ имеет никакого отношения!!! - прим. Louiza)  😇😇😇

Священномученик Антипа Пергамский
был заживо сожжен в металлической "корове".
Предположительно, именно о нем идет речь в тексте.
Греческая фреска в Метеорах.


Мученичество св. Антипы, гравюра 17 века

15 Есть у тебя также и те, кто придерживается учения николаитов. 16 Так раскайся! Если же нет — Я скоро приду и поведу с ними войну мечом уст Моих.

17 У кого есть уши, пусть услышит то, что говорит Дух Церквам! Победителю Я дам сокровенной манны и дам ему белый камешек и написанное на этом камешке новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получит его".

Послания в Пергам и Триатиру. Миниатюра из Бамбергского Апокалипсиса.
Обратите внимание на переливающийся золотой фон этой репродукции -- это потому что в сеть выложили нормальные новые сканы этой рукописи. Ниже даю старые сканы -- там фон коричневый оттенка какао, и не узнать, что это за прелесть (слоган "не стоит верить интернетам").
 

18 Ангелу Церкви в Тиатире напиши:
„Вот что говорит Сын Бога, у которого глаза словно пылающий огонь и ноги словно сверкающий металл:

19 Я знаю твои дела и любовь, веру, служение, стойкость. Знаю, что твои последние дела больше даже первых. 
20 Но вот что Я имею против тебя: ты терпишь у себя эту женщину, Иезавель, что называет себя пророчицей, и учит, и вводит в заблуждение слуг Моих: учит их развратничать и есть пищу, посвященную языческим богам.

Гирландайо. Св. Иоанн на Патмосе. 1490-е.
Это самый нейтральный вариант изображения святого в данной ситуации -- не написано никаких видений, никаких ангелов, есть только орел, да и тот скорее как опознавательный знак -- беседу с Иоанном он не ведет. Или как темное пятно для уравновешивания перламутрово-розовой композиции.

21 Я дал ей время раскаяться, но она не хочет раскаяться в своем разврате.22 И вот Я сделаю так, что она сляжет, а тех, кто с ней развратничал, ввергну в великую беду, если они не раскаются в ее делах. 23 И детей ее поражу смертью. Тогда узнают все Церкви, что Я — Тот, кто знает все сокровенное в сердцах и умах, и каждому из вас Я воздам по делам его.

Иоанн пишет послание в Тиатир. "Трирский апокалипсис", 800-850-е гг.
Вообще эта и следующая глава -- самые не увлекательные 
в "Апокалипсисе", в том числе и по иллюстрациям, 
в тексте явные следы каких-то местечковых разборок и интриг,
смысл которых утрачен.

24 Но остальным в Тиатире, тем, которые не следуют этому учению и кто не постиг так называемых бездн Сатаны, — вам Я говорю:, Не возложу на вас иного бремени — 25 если только вы сохраните то, что у вас есть, до тех пор, пока Я не приду́. 26 А победителю, который до конца исполняет все, что Я велю, Я дам власть над народами, как Я сам получил ее от Моего Отца.

27 Он будет пасти их
железным жезлом —
как из глины горшки,
разобьет на куски их!

28 И Я дам ему утреннюю звезду. 
29 У кого есть уши, пусть услышит то, что говорит Дух Церквам!"

Страница из "Apocalipse do Lorvão", 1189.
На верхней иллюстрации Бог из видения, где 7 звезд,
а рядом на палке то ли 7 светильников,
то ли 7 церквей уменьшенных.
Внизу Иоанн передает послание Ангелу Эфеса.

 
Синодальный перевод давать не буду, лежит вот тут, например.
 
Не ставлю его, потому что к этой главе картинок что-то нарисовали маловато, безОбразная она практически.

В следующей главе, которую даю тут же, по логике повествования, продолжается послание к оставшимся из 7 церквей, причем она вышла пободрее и поинтересней. К автору явно постепенно возвращается вдохновение и он вводит интересные яркие образы. Они, кстати, вошли в культуру, поэтому на этот раз даю синодальный перевод, ради узнаваемых "языковых штампов".

Семь церквей. Мастер Бертрам фон Минден.
Триптих Апокалипсиса (фрагмент). Ок. 1380.
Ангелы изображены в католических епископских митрах.

Глава 3
(синодальный перевод)

1 И Ангелу Сардийской церкви напиши:
так говорит Имеющий семь духов Божиих и семь звезд: знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв. 
2 Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим. 3 Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя.

Иоанн пишет в Сардис. Douce Apocalypse, Англия, 13 век

4 Впрочем у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих, и будут ходить со Мною в белых [одеждах], ибо они достойны. 5 Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его.6 Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам.

Иоанн пишет Сардису и Филадельфии. Бамбергский апокалипсис, 11 век. 
Вот этот фон цвета какао -- не умели раньше позолоту репродуцировать, увы.
К ангелу явно напрашивается пузырь в стиле "Страдающего средневековья" -- А вот еще я забыл сказать! Не, подожди!

7 И Ангелу Филадельфийской церкви напиши:
так говорит Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет — и никто не затворит, затворяет — и никто не отворит: 
8 знаю твои дела; вот, Я отворил перед тобою дверь, и никто не может затворить ее; ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего.

Что такое "ключ Давидов" -- неясно никому,
у Каббалы и Таро были свои версии.
Гравюра 1646 года
 

9 Вот, Я сделаю, что из сатанинского сборища, из тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, но не суть таковы, а лгут, — вот, Я сделаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя.

10 И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле.
11 Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего. 12 Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон; и напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Мое новое.13 Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам.

Миниатюра из Beatus d'Osma‎, 1086.
Тут 7 звезд из предыдущей главы и меч из уст (и светильники вид сверху?),
а также ключ, которым Бог открывает уши Иоанну.
Внизу в арочках перечислены 7 церквей Азии.
Под ними на коричневом едва различимы ввергнутые в ад.
 

14 И Ангелу Лаодикийской церкви напиши:
так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия:
15 знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! 16 Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. 

Мы привыкли воспринимать это выражение как мощную аллегорию. Однако комментаторы портят ощущение, пишут, что в 10 км от Лаодикеи рядом с городом Иераполем были целебные горячие источники. Когда вода дотекала до Лаодикеи, она становилась еле теплой и противной на вкус, возможно, этим объясняется стих 16.

17 Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. 18 Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть. 19 Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся.

20 Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною.

Уильям Холман Хант. "Светоч мира". 1853-4.
Изображен именно момент этого апокалиптического стука в дверь.
 

21 Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его.22 Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам.
Немецкая гравюра 19 века


Shakko_Kitsune

«Откровение Иоанна Богослова»: