Страницы

«Откровение Иоанна Богослова»: Часть – 6-б. День гнева: луна сделалась как кровь и небо свилось в свиток



В первой половине этой главы рассказывалось о снятии первых четырех печатей, где поочередно появлялись 4 всадника Апокалипсиса. Теперь дело -- за оставшимися тремя печатями, причем со снятием каждой Земле становится все хуже и хуже. Иоанн как сочинитель набрал темп, и дальше все будет круче и круче, страшнее и страшнее...
 
Глава 6, продолжение (синодальный перевод)

9 И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели.
Души мучеников под алтарем (на котором стоит Агнец) -- христианские первомученики, в том числе погибшие во время резни 64 года в Риме при Нероне. Души находятся именно под алтарем, потому что это символизирует их гибель за того, кому принадлежит этот алтарь.
Бамбергский апокалипсис, ок. 1000 года. Посмотрите какая игра с асимметричным расположением цветных квадратов.

10 И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?
Здесь, в отличие от предыдущей иллюстрации, души мучеников изображены обнаженными -- согласно традиционной иконографии (это символизирует то, что они мертвые). Они уже вышли из-под алтаря и вопиют.
Фреска в Anagni

11 И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число.
Душам, находящимся под алтарем, дают белые одежды -- символ их праведности. Душам этих мучеников говорят успокоиться, потому что Мессия не явится до тех пор, пока не родятся все до одной души, которые должны родиться.
Douce Apocalypse, ок. 1265-70

12 И когда Он снял шестую печать, я взглянул, и вот, произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь. 
Howard Finster, AND THE MOON BECAME AS BLOOD, 1976

13 И звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои.
Обычно этот стих иллюстрируют подобием падения метеоритов.
Василий Корень. "Библия для бедных", 1690-е

14 И небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих.
Небо, свернувшееся в свиток. В иллюстрациях к Апокалипсису из раза в раз поражает это стремление буквалистски иллюстрировать метафоры.
Фреска в церкви Хора, Стамбул

15 И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор, 16 и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца;  17 ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?
Землетрясения и извержения жителям Средиземноморья той эпохи были хорошо знакомы: в 79 году был Везувий, например. Ряд извержений был и на греческих островах, включая архипелаг, куда входил остров Патмос.
Джон Мартин. "Великий день Божественного гнева". 1853.

Песня про падение звезд и про души под алтарем от моей любимой, бодренькой немецкой группы Primal Fear (берегите ушки). Текст


Теперь просто картинки.

 Нашла получше реконструкцию вида свитка с 7 печатями, чтобы было понятней, как они могли поочередно быть снятыми, и свиток развертывался медленно, поочередно.

... свиток развертывался медленно, поочередно ...

Снятие пятой печати:

Души под алтарем.
Витраж Сен-Шапель (фрагмент розы), 15 век

Души мучеников получают от ангелов белые одеяния.
Витраж Сен-Шапель (фрагмент розы), 15 век

Сюжет этой картины Эль Греко меня всегда интриговал, потому что c известными мне в рамках общей эрудиции видениями Иоанна он не совпадал. Оказалось -- действительно крайне редкий для живописи сюжет, иллюстрация фрагмента выше. Изображены в виде обнаженных людей души мучеников, вылезшие из-под алтаря, и им даются одежды -- белые (на данной картине и других цветов).

Снятие шестой печати:

Ted Larsen (диджитал-артист времен диал-апа).
Снятие шестой печати

Иллюстрация из потрясающей "Книги Чудес" середины 16 века, посвященной целиком странным астрономическим явлениям (поэтому Апокалипсиса там много)

Здесь кара небесная изображена не в виде падения метеоритов, а как исполнение воли Божьей непосредственно руками ангелов.
Наталья Гончарова. Ангелы, мечущие камни на город, 1911.

Более виртуозное истолкование темы землетрясения и спрятавшихся царей. Луна, ставшая как кровь, изображена символически, солнце = власяница. 7-рогого и 7 глазого Агнца с книгой с 7 печатями помним из предыд. выпусков.
Douce Apocalypse, ок. 1265-70

А в этой миниатюре совмещено снятие 5-й и 6-й печати
Matthias Gerung. Ottheinrich-bible. 1530-2

Здесь в верхней части снятие 5-й печати и мученикам дают белые одеяния.
А в нижней части 6-я печать и падение звезд.
Альбрехт Дюрер. Ок. 1500


Shakko_Kitsune

«Откровение Иоанна Богослова»: