Страницы

Священное искусство Древнего Египта (часть - 8)


Сет-Маат – город мастеров

Древнее название - Сет-Маат (с древнеегипетского - "Место Истины").

Имя города связано с богиней Маат - богиней мирового порядка, гармонии и красоты, справедливости и истины.

Принципы, заключенные в понятии "Маат", отражают вселенские законы гармонии и Природы. Это ключевое понятие в мировоззрении и философии древних египтян. Законам Маат должен был следовать каждый, начиная с простого смертного до владыки Древнего Египта - фараона. Принципы Маат были смыслом жизни и долгом чести каждого египтянина.

Уже в названии города отражено его высокое для Древнего Египта значение. Не случайно город находился под непосредственным управлением фараона и содержался за счет государства.

Современное название - Дейр эль-Мединэ (с арабского - "Монастырский город"). Имя связано с храмом, построенным Птолемеями. Во времена хеттов в нем расположился монастырь.

Местоположение - западный берег Нила в районе Фив. Город расположен в небольшой долине между западным склоном горы Фивы и невысоким холмом Курнет-Мурай. Рядом находится Долина царей, Долина цариц и Долина знати с десятками величественных гробниц эпохи Нового царства (XV-XI вв. до н.э.), высеченных в склонах гор.

Исторические сведения о городе

Время создания города точно не известно. Некоторые источники говорят о фараоне Аменхотепе, фараоне XVIII династии (1527-1506 гг. до н.э.), как об основателе города. В более поздние времена мастера Сет-Маат поклонялись ему как божеству.

Известно, что при его приемнике Тутмосе I (1506-1493 гг. до н.э.) была возведена первая стена из кирпичей с печатью царя, окружавшая ранние постройки. Город временно покинут в период правления Рамсеса XI (1098-1069 гг. до н.э.). Жители переехали в Мединет Абу.

Город ожил во времена Птолемея IV (222-205 гг. до н.э.), благодаря реконструкции храма, посвященного Хатхор и Маат.

Планировка города

Во времена Рамсеса II размеры города составляли 132 м в длину и 50 м в ширину. Количество зданий насчитывало 70 домов внутри и около 50 домов за городской стеной. Город был разделен центральной улицей на восточную и западную части. Кроме этого, долина, в которой располагался город, тоже имела деление. Восточная часть - это сам город, а западная - некрополь, где находились гробницы мастеров. Выход из города был один - на север, к храму Хатхор-Маат.

Центр города - храм. Это единственный, ныне известный, храм, посвященный богине Маат.
Маат присутствует везде, где ты находишься,
и сопровождает тебя, куда бы ты ни шел,
так что ты переполнен ею...
Одежда, укрывающая твое тело, - Маат...
Вдох и выдох твоих ноздрей - Маат...
Хлеб, который ты принимаешь в пищу, - Маат...
Эти слова древнеегипетского мудреца Аменемопе говорят о том, что Маат присутствует и живет во всем, что существует в мире.

Жители

В городе жили высококвалифицированные мастера: архитекторы, чертежники-рисовальщики, скульпторы-резчики, художники, каменотесы,гипсоделы, инструментальщики (медники), а также их семьи и, очевидно, администрация (писцы, руководители работ, руководители охраны).

Мастера Сет-Маат имели разные имена "Слуги Великого места", "Послушные призыву в Месте Истины на западном берегу Фив", "Люди (члены) команды".

Мастера создавали уникальные архитектурные ансамбли гробниц, вырубленных в скалах, и величественные храмы. Знания, которые были необходимы для этого, включают различные науки - математику, геометрию, астрономию и др. Они в совершенстве владели проектированием и строительным делом, искусством живописи и скульптуры, и, конечно, знанием правил языка и письменности.

Мастеров, живших и творивших в этом городе, называли "людьми команды". Этот термин употреблялся в Древнем Египте также в отношении команды корабля. Также как команда корабля была поделена на команду левого и правого борта, так и мастера были поделены на две бригады - "левую" и "правую". Известно, что в городе было два старших мастера, два писца, два хранителя ворот, два хранителя гробниц.

Город, также как и западный берег Фив, строго охранялся. Существовали специальные воинские подразделения, которые несли службу у стен города.

Многие внутренние дела города - административные, юридические - исполняли представители города - его жители.

Город был культурным и образовательным центром страны, своеобразной академией художеств и ремесел, где знания передавались от отца к сыну, от учителя к ученику.

Сохранились тысячи остраконов с эскизами росписей и чертежами храмов и гробниц, записями и письмами мастеров.

Археологами найдены гимны, посвященными богам, поэмы в честь фараонов и магические тексты, записанные на папирусах.

Найденная литература включает в себя моральные наставления и рекомендации в отношении морали, составленные писцами, чиновниками и даже фараонами.

Мастера владели тайнами древнеегипетского искусства. Они были хранителями Канона, который оставался неизменным на протяжении тысячелетий.

"Дома Вечности" и храмы Миллионов лет строили удивительные люди, познавшие тайны наук, искусства и магии, своими руками и своим сердцем, создававшие великие произведения искусства, победившие время. Эти художники были жрецами искусства и "воинами Красоты", подлинным Братством мастеров, служившим Маат - Гармонии и Истине, порядку и правде.

Главная улица города Сет-Маат

Гора Фивы (ныне эль-Курна).
Вид из Долины Царей

Сет-Маат - город мастеров

Храм Хатхор-Маат

Гробница мастера после реставрации

Дом мастера

Амон

Хатхор-Маат

Меретсегер и Аменхотеп II

Художник Ипуи с семьёй

Богиня Маат

Ладья Хатшепсут

Амон-Ра

Художник Инерхаа –
"Начальник работ Хозяина Двух Земель в Месте Истины"
 - перед Великим Фениксом Бену
________________________