Одним из величайших храмов, построенных в нововавилонский период (626-539 гг. до н.э.), золотой век города Вавилона, был Храм Нинмах. Храм был построен рядом со знаменитой Дорогой процессий и воротами Иштар, главными воротами, ведущими в город Вавилон, и являлся свидетельством божественного благоговения и архитектурного мастерства.
Внутри внутреннего святилища Храма Нинмах была зона, предназначенная исключительно для женщин, где верующие собирались, чтобы принять участие в ритуальных обрядах омовения и помолиться за своих детей и брак. Культ Нинмах отличался тем, что в центре его внимания была женщина, а храм Нимах отражал глубокое почитание богини, создавшей человечество. В наше время люди аналогичным образом стремились создать новые формы разума, параллельно божественному действию Нинмах в формировании человечества.
⛺ Исследование храма Нинмах
в контексте золотого века Вавилона
В этих ранних эпосах Нинмах изначально стояла рядом с главными божествами шумерского пантеона, включая Энлиля, Ана и Энки. Тем не менее, похоже, что ее известность пошла на убыль во втором тысячелетии до нашей эры, вероятно, под влиянием изменения богословских тенденций в пользу мужских божеств во время правления Хаммурапи Вавилона , который правил с 1792 по 1750 год до нашей эры.
Непреходящая древность сказаний о Нинмахе заставляет предположить, что Храм Нинмах, возведенный в нововавилонский период, мог черпать вдохновение из гораздо более древнего святилища. Тем не менее, понимание причины рвения нововавилонских царей возродить свое шумерское и аккадское наследие требует глубокого погружения в исторический контекст.
Сам город Вавилон, корни которого уходят в 23 век до нашей эры, превратился из провинциального форпоста Третьей династии Ура в грозную столицу аморейского царства в 1894 году до нашей эры, основанного царем Сумуабумом, первым из династии аморреев в Вавилоне. Тем не менее, Вавилон по-настоящему процветал как политическая держава под руководством царя Хаммурапи (1792–1750 гг. до н. э.), во время правления которого город получил статус политической столицы южной Месопотамии.
В 1595 году до нашей эры Вавилон подвергся набегу хеттов , что привело к почти тысячелетнему иностранному правлению ряда империй, прежде чем местный контроль над городом был восстановлен в нововавилонский период. Несмотря на постоянные иностранные вторжения, Вавилон сохранил свою привлекательность, служа центром сменяющих друг друга империй до своего возрождения в нововавилонскую эпоху.
В 626 г. до н. э. Вавилон пережил возрождение под руководством халдейского лидера по имени Набополассар, который сделал Вавилон столицей своего царства после смерти ассирийского правителя Ассурбанипала. При его сыне Навуходоносоре II (605–561 гг. до н. э.) Вавилон стал имперским городом и центром Нововавилонской империи.
Этот период, возможно, был золотым веком Вавилона, отмеченным строительством таких знаковых достопримечательностей, как Ворота Иштар и Дорога Процессий. Оба были возведены как заметные элементы главного входа в город, символизируя величие и культурное богатство Вавилона, и были украшены яркими рельефами из глазурованного кирпича с изображением львов, быков и драконов. Львы были символом богини Иштар, богини любви, сексуальности и олицетворения планеты Венера.
Среди этих архитектурных чудес выделялся Храм Нинмах, стратегически расположенный рядом с Дорогой Процессий и Воротами Иштар, что подчеркивало его значимость в городском узоре Вавилона. Отражая консервативный дух нововавилонских правителей, эти конструкции были проникнуты почтением к наследию предков Вавилона, отдавая дань уважения не только таким божествам, как Нинмах, но и предкам, которые превратили Вавилон в маяк величия.
⛺ Прослеживание истории храма до Нинмах
Храм Нинмах представлял собой двор, окруженный комнатами, включая священную комнату, в которой находилась статуя Нинмах. Судя по всему, храм также был своего рода общественным центром, где люди собирались, чтобы обсудить важные вопросы и посоветоваться со священниками. Таким образом, это был политический и культурный центр города, а также религиозный или культовый центр.Во внутреннем дворе храма находился святой колодец, один из нескольких святых колодцев, расположенных на священных территориях вокруг города Вавилон. Внутреннее святилище храма Нинмах было предназначено только для женщин, которые использовали воду из колодца для совершения ритуального омовения. Здесь также женщины возносили молитвы за свой брак, за потомство и успех в родах.
За свою историю Храм Нинмах претерпел несколько циклов разрушения и реконструкции. Археологические находки выявили уникальную закономерность: с каждой перестройкой храм возводился на несколько метров выше своего предыдущего воплощения. Такой поэтапный подход к реконструкции привел к сохранению некоторых оригинальных стен из белой известково-гипсовой штукатурки из более ранних версий храма.
Археологи также обнаружили, что не все этапы строительства храма пришлись на нововавилонский период. Например, нынешний мощеный пол храма относится не к нововавилонскому периоду, а к парфянскому периоду (247 г. до н. э. – 224 г. н. э.). Хотя прямых исторических свидетельств о его разрушении нет, храм Нинмах, вероятно, был разрушен или, по крайней мере, поврежден после восстания против персидского царя Ксеркса I в 482 году до нашей эры, когда укрепления города и его храмы были разрушены персидскими войсками.
Храм Нинмах, возможно, также был перестроен или отремонтирован после 331 г. до н.э., когда Александр Македонский захватил Вавилон и приказал восстановить его храмы. Перед своей смертью в 323 г. до н. э. Александр Македонский намеревался сделать Вавилон столицей своей новой империи. Продолжающееся использование храма в парфянский период, о чем свидетельствуют мощеные полы храма парфянской эпохи, позволяет предположить, что культ Нинмах был важной частью вавилонской культуры и религии еще в III веке до нашей эры, если не позже.
Храм Нинмаха впервые был раскопан в наше время археологической экспедицией Колдевея, проходившей с 1899 по 1914 год. В 1980-х годах он был реконструирован с помощью иракских археологов по приказу тогдашнего президента Ирака Саддама Хусейна в рамках попытки раскопок. восстановить славу вавилонского прошлого Ирака в целях наследия.
Несмотря на популярность и реконструкцию, Храм Нинмах подвергся деградации из-за повреждения водой из-за повышения уровня грунтовых вод и осаждения переносимых водой минеральных солей, а также других проблем с обслуживанием. Несмотря на это, Храм Нинмах остается непреходящим наследием месопотамского искусства, религии и культуры.
⛺ Нинмах в вавилонской мифологии
Нинмах играет важную роль в нескольких ранних шумерских эпосах как шумерская богиня-мать, богиня деторождения, плодородия и создательница человечества. В одном из ранних шумерских рассказов Энки и Нинмах богиня Нинмах и Энки соревнуются в создании существ из глины, кульминацией чего является создание людей. Мотивацией этого конкурса является создание существ, которые будут выполнять ручной труд, от которого устали боги.Роль Нинмаха как создателя человечества развивается в более позднем эпосе « Атрахасис» (18 век до н.э.), истории аккадского потопа. Согласно эпосу Атрахасис, низшие боги служат высшим богам, роя каналы и выполняя другой ручной труд. В конце концов низшим богам надоело, что с ними обращаются как с чернорабочими, и они восстают против высших богов. Они штурмуют дом великого бога Энлиля, требуя изменить ситуацию. Божественное собрание в ответ поручает богине Нинмах, которую в эпосе называют Нинту, Мами или Белет-или, создать человечество.
Нинмах в сотрудничестве с другими богами создает человечество из грязи и крови убитого бога. Это божественное происхождение наполняет человечество священной сущностью, несмотря на то, что оно, по сути, было создано для выполнения грязной работы богов. По мере того как человечество процветает и умножается, их шум и присутствие становятся все ощутимее, нарушая спокойный порядок божественного царства. Столкнувшись с растущим «шумом» человечества, боги принимают судьбоносное решение: провести катастрофическую чистку, стремясь стереть человечество с лица земли.
Единственный выживший - человек по имени Атрахасис и его семья, которые строят лодку для себя и животных, которых хотят спасти. Самая известная версия этой истории – это, конечно же, библейский рассказ о Ноевом потопе. После потопа боги все еще обеспокоены ростом населения, поэтому они причиняют человечеству опасные деторождения, чтобы контролировать численность населения. Нинмах отвечает за наблюдение за человеческими родами или, точнее, за контролем над рождаемостью.
Хотя ей и преуменьшили значение, возможно, после правления Хаммурапи, Нинмах продолжала оставаться божеством, связанным с деторождением и плодородием. Вавилоняне, по-видимому, видели в ней доброжелательное божество, друга человечества, особенно рожениц. В этом смысле вавилонская Нинмах имеет параллели с египетской богиней Исидой, поскольку обе почитались за ее воспитательные и защитные качества.
Нинмах, как и Исида, занимала видное место как доброжелательная богиня-мать в древнем месопотамском пантеоне. Хотя ее влияние сохранялось на протяжении веков, оно постепенно ослабевало с упадком вавилонской цивилизации и появлением новых религиозных верований в эллинистический и римский периоды.
⛺ Нинмах и гуманизм
Каждая история творения раскрывает то, что культура думала о себе и о состоянии человека. В месопотамской мифологии роль человечества часто изображается как работника богов, что предполагает взгляд на человеческое существование, сосредоточенный на рабстве. Богам надоело рыть рвы, поэтому они создали людей, которые выполняли за них эту работу. После наводнения в Атрахасисе выясняется, что у человечества есть еще одна роль — кормить богов и приносить жертвы.Нинмах выделяется среди месопотамских божеств тем, что изображает человечество не просто слугами богов. Роль Нинмах, похоже, была посвящена не служению, а служению человечеству. Она несла ответственность за успешные роды и выживание потомства, подчеркивая свои воспитательные и защитные качества. Размещение ее храма рядом с храмами других главных божеств у главного входа в Вавилон предполагает, что вавилоняне осознавали ее важность. Доступ к богине Нинмах был необходим для выживания человечества, обеспечения успешного воспроизводства и продолжения поколений.
Нинмах в своей роли создательницы человечества одновременно похожа и отличается от греческого титана Прометея , создателя человечества в греческой мифологии. Нинмах и Прометей имеют общую нить в своей доброжелательности к человечеству как к своим создателям. Разница, однако, заключается в степени, в которой они выступают за гуманность. Прометей присоединяется к человечеству, украв огонь у богов и даровав его им, за что он подвергается суровому наказанию от Зевса. И наоборот, хотя Нинмах проявляет доброжелательность к человечеству, ее действия в конечном итоге служат интересам богов, особенно в регулировании численности населения посредством деторождения, даже когда женщины молят ее о помощи в вопросах деторождения и брака.
В наше время Прометея часто считают освободителем человечества. Нинмах, с другой стороны, больше похож на селекционера человечества, работающего от имени месопотамских богов, чтобы производить хороших рабов, а также не давать человеческому населению выйти из-под контроля. Это не означает, что греческие боги воспринимались как более доброжелательные, чем месопотамские боги сами по себе, но разница между греческим мифом и месопотамским мифом может указывать на разницу в теологической антропологии древних греков и теологической антропологии древних греков. Месопотамцы, в том числе вавилоняне нововавилонского периода.
Этот контраст между греческими и месопотамскими взглядами может означать, что древнегреческая богословская антропология придерживалась более оптимистичного взгляда на человеческий потенциал по сравнению с взглядами древней Месопотамии. В то время как месопотамские верования изображали людей вечными слугами богов, греческая мысль, казалось, таила проблеск надежды на эволюцию человечества за пределы рабства. Это богословское различие отражено в таких учреждениях, как Храм Нинмах, который воплощает в себе месопотамскую теологическую антропологию.
⛺ Нинмах и современный мир;
Люди стали Нинмах?
Подобно тому, как Нинмах создала людей, чтобы сократить труд, требуемый месопотамскими богами, люди создали роботов и искусственный интеллект, чтобы сократить труд, требуемый от людей. В отличие от людей из месопотамской мифологии, у которых не было надежды узурпировать власть богов, есть опасения, что искусственный интеллект сможет сделать именно это. Древним вавилонянам, вероятно, никогда не приходило в голову, что они могут заменить свою богиню-мать, но мы опасаемся, что это может произойти с нашим искусственным интеллектом и роботизированными творениями.
Человек Нинмах боится, что его заменят в ее собственном храме. Неужели люди последовали роли Нинмах только для того, чтобы вместо этого оказаться в роли Прометея? Первоначальный вавилонский храм Нинмах теперь представляет собой руины, покинутые людьми. Храм человеческой Нинмах может в конечном итоге быть заселен преемниками человечества.
(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)
Источник:
By Caleb Strom,
«Babylon’s Temple of Ninmakh, the Mesopotamian Goddess of Humankind»