Страницы

Королевство Куш

Кушитские лучники

Художественное представление кушитской армии, к которой принадлежат лучники на переднем плане, в бою. Королевство Куш, расположенное в Северной Африке, процветало между ок. 1069 г. до н.э. и 350 г. н.э. (Из компьютерной игры Total War: Rome II - Desert Kingdoms от Creative Assembly)


Куш был королевством в Северной Африке в регионе, соответствующем современному Судану. Более крупный регион вокруг Куша (позже названный Нубией) был заселен ок. 8000 г. до н.э., но Королевство Куш возникло намного позже. Культура Керма, названная так в честь города Керма в регионе, засвидетельствована еще в 2500 г. до н.э., а археологические свидетельства из Судана и Египта показывают, что египтяне и жители региона Куш находились в контакте с раннего династического периода в Египте (ок. 3150 - ок. 2613 г. до н.э.) и далее. Более поздняя цивилизация, определяемая как «кушитская», вероятно, произошла от этой более ранней культуры, но находилась под сильным влиянием египтян.

Хотя история страны в целом довольно древняя, Королевство Куш процветало между ок. 1069 г. до н.э. и 350 г. н.э. Новое Египетское царство (ок. 1570-1069 гг. до н. э.) находилось на завершающей стадии упадка ок. 1069 г. до н.э., который уполномочил кушитский город-государство Напата. Кушитам больше не нужно было беспокоиться о вторжениях на их территорию со стороны Египта, потому что у Египта теперь было достаточно проблем с самоуправлением. Они основали Королевство Куш со столицей в Напате, и Куш стал властью в регионе, в то время как Египет барахтался.

Кушитские цари стали фараонами 25-й династии Египта, а кушитские принцессы доминировали на политическом ландшафте Фив в положении Божьей жены Амона. Кушитский царь Кашта (ок. 750 г. до н.э.) первым взошел на египетский престол и назначил свою дочь Аманиренас I первой женой кушитского бога Амона. За ним последовали другие великие кушитские цари, правившие до ассирийского вторжения в Египет Ашшурбанипала в 666 г. до н.э.

В 590 г. до н.э. Напата был разграблен египетским фараоном Псамметиком II (595-589 гг. до н.э.), а столица Куша была перенесена в Мероэ (Королевство Куш продолжало существовать со столицей в Мероэ до вторжения аксумитов 330 г. н.э.), который разрушил город и сверг королевство. Однако чрезмерное использование земли уже истощило ресурсы Куша, и города, скорее всего, были бы заброшены даже без аксумского вторжения. После этого события Мероэ и сокращающееся Королевство Куш выжили еще 20 лет до его конца 350 г. н.э.

🔵 Название

Этот регион был известен египтянам как Та-Сети («Земля лука»), в честь опытных кушитских лучников, ко времени Древнего царства Египта (ок. 2613–2181 гг. До н.э.), а северная область, граничащая с Египтом, называлась Вават. Как в то время называли Куш его жители, неясно; возможно, он всегда был известен как Куш — или какой-то его вариант — поскольку в египетских надписях он также упоминается как Куш, Кас и Каш. Название «Куш», по-видимому, является местным, в то время как более позднее название того же региона, Нубия, скорее всего, пришло от египтян с севера.

Регион Куш был основным источником золота для египтян, и считается, что «Нубия» происходит от египетского слова «золото» «нуб». Однако существует другая теория, согласно которой «Нубия» происходит от поселившихся там людей, известных как ноба или нуба. Египтяне также знали эту землю как Та-Нехси («Земля черных людей»). Греческие и римские писатели называли этот регион Эфиопией («Земля обгоревших лиц») в связи с черной кожей коренных народов, а арабские племена знали его как Билад аль-Судан («Земля черных»). Однако следует отметить, что эти обозначения могли относиться или не относиться ко всему региону.

🔵 Керма и Ранний Куш

Город Керма был основан в Куше ок. 2400 г. до н.э. и был достаточно мощным, чтобы угрожать Египту, о чем свидетельствуют египетские надписи и форты, построенные для отражения набегов с юга. Тем не менее, цари Кермы и Египта установили прибыльную торговлю для обеих сторон, и Египет полагался на Керму для импорта золота, черного дерева, благовоний, экзотических животных и слоновой кости среди других предметов роскоши.

Город был сосредоточен вокруг структуры, известной как деффуфа, укрепленного религиозного центра, созданного из сырцового кирпича и поднимающегося на высоту 59 футов (18 метров). Внутренние проходы и лестницы вели к алтарю на плоской крыше, где проводились церемонии, но что влекло за собой эти службы, неизвестно. Самая крупная деффуфа (термин означает «куча» или «масса») известна сегодня как Западная деффуфа, к востоку есть меньшая, а третья еще меньше. Считается, что они образовали триаду религиозного центра, вокруг которого затем вырос город и был обнесен стенами.

Западный храм Деффуфа, Керма

Храм из сырцового кирпича Западной Деффуфа, Керма (современный Судан), период Средней Кермы («Керма Мойен») c. 2050–1750 гг. до н. э., что соответствует 11–13 династиям Среднего царства Египта .


Считается, что культура Керма процветала между ок. 2400 - ок. 1500 г. до н.э. Египетский царь Ментухотеп II завоевал этот регион в начале Среднего царства (2040-1782 гг. до н.э.), но Керма оставалась процветающим мегаполисом и была достаточно могущественной ко времени Второго промежуточного периода Египта (ок. 1782 - ок. 1570 г. до н.э.), чтобы угрожать Египту вместе с людьми, известными как гиксосы, которые зарекомендовали себя как политическая и военная сила в северной части Египта в районе Дельты.

Кушиты Кермы и гиксосы вели торговлю с египтянами в Фивах, пока Яхмос I (ок. 1570–1544 гг. До н.э.) не изгнал гиксосов из Египта, а затем двинулся на юг, чтобы победить кушитов. Египетские походы в Куш продолжались во время правления Тутмоса I (1520-1492 гг. до н.э.) и Тутмоса III (1458-1425 гг. до н.э.). Конец периода Кермы обычно обозначается как c. 1500 г. до н.э., когда Тутмос I напал на город. Затем Тутмос III основал город Напата после своих кампаний, которые укрепили власть Египта в регионе.

🔵 Напата

Напата с самого начала явно находился под влиянием египетской культуры . Правители были похоронены под пирамидальными гробницами с египетским инвентарем , что затрудняло датировку некоторых могил, поскольку относительно недавняя могила кушитского царя могла содержать предметы, датированные 200 годами до его правления. Отсутствие письменного отчета также затрудняет положительное свидание. Ученый Дерек А. Уэлсби отмечает, что «изучение Королевства Куш похоже на детективную историю, в которой ряд разрозненных и часто явно противоречащих друг другу фактов должен быть вплетен в последовательное и правдоподобное повествование о событиях» (9). Тем не менее, ясно, что Напата был религиозным центром региона и стал богатым городом благодаря торговле.

Тутмос III построил великий храм Амона под близлежащей горой Джебель-Баркал, который останется самым важным религиозным местом в стране до конца ее истории, а более поздние египетские фараоны, такие как Рамсес II (1279-1213 гг. до н.э.), добавили храм Амона и город. Жрецы Амона довольно быстро получили такую ​​же политическую власть над кушитскими правителями, какую они имели над египетскими царями со времен Древнего Царства .

Когда Новое Царство пришло в упадок c. Однако в 1069 г. до н.э. Напата стала сильнее как политическая единица, независимая от Египта. Жрецы Амона в Египте неуклонно набирали еще большую власть в Фивах, и ко времени Третьего промежуточного периода Египта (ок. 1069–525 до н. Э.) Первосвященник в Фивах правил Верхним Египтом, а фараон правил Нижним Египтом из города Танис.

Слабость Египта была силой Куша, и Королевство Куш впервые датируется ок. 1069 г. до н.э., когда кушитские цари смогли править без страха и ссылки на египетских монархов или политику. Напата была выбрана столицей нового королевства, которое продолжало торговать с Египтом, но теперь могло расширить свою торговлю с другими народами. Сначала королей все еще хоронили в Керме, но со временем королевский некрополь был основан в Напате. Царство неуклонно росло, пока не стало достаточно могущественным, чтобы брать из Египта все, что ему заблагорассудится, и все же, когда это время пришло, они вошли в Египет не как завоеватели, а как правители, стремящиеся сохранить египетскую культуру.

🔵 25-я династия

Третий промежуточный период в Египте, хотя и не такой хаотичный и темный, как утверждали ранние египтологи, характеризовался общим падением богатства и международного престижа нации. В то же время Куш процветал, и первый кушитский царь, известный по имени Алара, объединил королевство и объединил религиозные обряды с центром в Напате. Его даты неизвестны (хотя многие предполагали возможность), и он станет легендарной фигурой для народа Куша за свое долгое и процветающее правление, но его существование подтверждается древними надписями и открытием того, что, скорее всего, является его могилой .

Его преемник, Кашта, очень восхищался египетской культурой, импортируя артефакты с севера и «египтизируя» Напату и Королевство Куш. По мере того, как Египет приходил в упадок, а власть в Нижнем Египте все меньше и меньше доходила до Верхнего Египта, Кашта незаметно назначил свою дочь Аманиренас I женой Бога Амона в Фивах. Он, без сомнения, был в состоянии сделать это из-за отношений между жрецами Амона в Напате и в Фивах, хотя никакие документы не свидетельствуют об этом. Положение Божьей жены Амона, впервые установленное во времена Среднего царства, приобрело значение до такой степени, что ко времени Кашты женщина, занимающая это положение, была женским эквивалентом первосвященника Амона и обладала огромным богатством и политическо1 властью..

Мумия Аменирдис

Мумия Аманиренас,
конец XXII-XXV династии (800-664 гг. до н.э.), Фивы.
(Музеи Ватикана, Рим)


Аманиренас I взяла под свой контроль Фивы, а затем просто провозгласила власть над Верхним Египтом. Князья Нижнего Египта в это время были вовлечены в собственные конфликты друг с другом, поэтому Кашта прибыл в Фивы и объявил себя царем Верхнего и Нижнего Египта. Не собрав армию и не инициировав какого-либо конфликта с египтянами, он основал 25-ю династию Египта, при которой страной правила кушитская монархия. Однако Кашта прожил недолго после своего успеха, и ему наследовал его сын Пие (747–721 гг. До н. Э.).

Нет никаких сведений о реакции князей Нижнего Египта на заявление Кашты, но они категорически возражали против усилий Пие по укреплению кушитского правления в стране. Пийе не стал вести переговоры с теми, кого он считал мятежными князьями, и двинул свою армию на север, завоевав все города Нижнего Египта, а затем вернулся в Напату. Он позволил побежденным королям сохранить свои троны, восстановить свою власть и продолжать жить так, как они это делали раньше; они просто должны были признать его своим господином. Пие никогда не правил Египтом из Фив и, похоже, не особо задумывался об этом после своей кампании.

Брат Пие, Шабака (721-707 гг. до н.э.), сменил его и продолжал править из Напаты. Однако королевская власть Нижнего Египта снова восстала, и Шабака победил их. Он установил твердый контроль кушитов по всему Нижнему Египту вплоть до района Дельты. Ученые начала 20 века н.э. утверждают, что это было «темное время» для Египта, когда нубийская культура вытеснила традиционные египетские ценности, но это никоим образом не может быть подтверждено. Так называемая нубийская культура к тому времени была сильно египтизирована, и, кроме того, Шабака восхищался египетской культурой так же сильно, как его брат и отец. Он продолжал наблюдать за политикой Египта и уважал египетские верования. Его сын Харемахет был назначен верховным жрецом Амона в Фивах, что фактически сделало его правителем Египта. и приступил к реализации ряда строительных проектов и реконструкции по всей стране. Шабака не только не разрушил египетскую культуру, но и сохранил ее.

Младший брат (или племянник) Шабаки Шебитку (707–690 до н. э.) сменил его и начал хорошо, пока не вступил в конфликт с ассирийцами. Египтяне сохраняли буферную зону между своими северными границами и областью Месопотамии , которая к тому времени была утрачена. Такие царства, как Иудея и Израиль, теперь восстали против господства ассирийцев в Месопотамии, а Шабака предоставил убежище лидеру повстанцев Ашдоду, восставшему против ассирийского царя Саргона II (722–705 гг. до н. э.). 25-я династия продолжала поддерживать эти царства против ассирийцев, и это привело ассирийскую армию в Египет под командованием их царя Асархаддона в 671 г. до н.э.

Асархаддон встретился с кушитским царем Тахаркой (ок. 690-671 гг. до н.э.) в битве, победил его, захватил его семью и других кушитских и египетских дворян и отправил их обратно в Ниневию в цепях. Самому Тахарке удалось бежать и бежать в Напату. Ему наследовал Тантамани (ок. 669–666 до н. э.), который продолжал враждовать с ассирийцами и потерпел поражение от Ашшурбанипала, завоевавшего Египет в 666 г. до н. э.

🔵 Великий город Мероэ

25-я династия закончилась с Тантамани, и ассирийцы заменили его марионеточным царем, известным как Нехо I. Сын Нехо, Псамметик I (также известный как Псамтик I, ок. 665-610 до н.э.), сбросил ассирийское правление и основал 26-ю династию Египта. Псамметик I и его преемник Нехо II правили хорошо, но преемник Нехао II, Псамметикус II, чувствовал, что ему нужна славная военная кампания в соответствии с великими фараонами Нового царства. Поэтому он возглавил экспедицию против Куша, разрушив города, храмы, памятники, стелы и, наконец, город Напата, прежде чем ему наскучила кампания и он вернулся в Египет.

В это время с. 590 г. до н.э. столица королевства Куш в целях безопасности переместилась дальше на юг, в город Мероэ. Цари Мероэ продолжали подражать египетским обычаям и моде и следовать египетской политике и религиозной практике до правления царя Аркамани I (также известного как Эргамен , 295–275 гг. до н. э.). Жрецы Амона долгое время держали власть над кушитской монархией, выделяя каждому королю определенное время для правления, и когда их бог указал им, что время истекло, царь должен был умереть, и жрецы выбрали другого.

Пирамиды Мероэ

Вид с воздуха на пирамиды в Мероэ,
Республика Судан, 2001 год


По словам историка Диодора Сицилийского (1 век до н.э.), Аркамани I получил образование в области греческой философии и отказался подчиняться суевериям священников. Он привел группу людей в храм, приказал убить всех священников и положил конец их власти над монархией. Затем он ввел новую политику и практику, в том числе отказ от египетской культуры с упором на кушитскую культуру. Аркамани I отказался от иероглифического письмав пользу другого, известного как мероитский, который до сих пор не расшифрован. Мода людей Мероэ во время его правления смещается от египетской к отчетливо меройской, и боги египтян ассимилируются с кушитскими божествами, такими как Апедемак. Традиция хоронить королевских особ в Напате также была забыта, и с тех пор короли хоронили в Мероэ.

Еще одним интересным нововведением правления Аркамани I было учреждение женщин-монархов в Мероэ. Эти королевы, известные как Кандакес (также Кандаке, /Кентаке/), правили между ок. 284 г. до н.э. - ок. 314 г. н.э. Хотя на публичных церемониях у них был мужской эскорт, они не подчинялись мужскому господству. Самая ранняя зарегистрированная царица - Шанакдахете (ок. 170 г. до н. Э.), Которая изображена в полных доспехах, ведущая свои войска в бой. Считается, что титул Кэндис означает «Королева-мать», но что именно это означает, неясно. Первоначально это могло означать «королевская женщина» или «мать короля», но королевы, носившие этот титул, появляются как монархи, которые не определяются своими отношениями с мужчинами. Одна из этих цариц, Аманиренас (ок. 40-10 гг. до н. э.), успешно провела свой народ через меройскую войну между Кушем и Римом .(27-22 г. до н.э.) и смог договориться о выгодных условиях мирного договора с Августом Цезарем .

🔵 Заключение

Мероэ на берегу Нила был сельскохозяйственным и промышленным комплексом, а также столицей королевства Куш, и разбогател благодаря своим металлургическим заводам и торговле. Зерно и злаки экспортировались вместе с железным оружием и инструментами, а скот бродил по полям вокруг города. Мероэ был настолько богат, что стал легендой, и говорят, что персидский царь Камбис II (525–522 гг. до н. э.) даже организовал экспедицию, чтобы разграбить его. Если указанная экспедиция когда-либо и была организована, она так и не достигла города, и легенда утверждает, что армия Камбиса II потерпела поражение из-за негостеприимной местности, которую им пришлось пересечь, и погоды. По ту сторону плодородных полей, окружавших город, которые орошались каналами Нила, росли большие леса. Высший класс жил в больших домах и дворцах, которые выходили на широкие проспекты со скульптурами, в то время как низшие классы жили в глинобитных домах или хижинах. Согласно древним надписям, даже самый бедный житель Мероэ жил лучше, чем кто-либо в другом месте. Сообщается, что храм Амона в центре города был его жемчужиной и не уступал более раннему храму в Напате.

В 330 г. н.э. аксумцы вторглись в Мероэ и разграбили его. Хотя город просуществовал еще 20 лет, он был фактически разрушен аксумцами. Однако даже если бы вторжения не произошло, Мероэ был обречен и сам навлек это на себя. Металлургическая промышленность требовала огромного количества древесины для производства древесного угля и топлива для печей для производства железа, что привело к вырубке некогда густых лесов. Поля были чрезмерно выпасены скотом и чрезмерно использовались для посева, истощая почву. Еще до прибытия аксумцев Мероэ, должно быть, был в упадке, и его все равно пришлось бы покинуть. Когда последний из людей ушел из города c. 350 г. н.э. королевству Куш пришел конец.



Литература:

  • Bunson, M. The Encyclopedia of Ancient Egypt. Gramercy Books, 1991.
  • Bauer, S. W. The History of the Ancient World. W. W. Norton & Company, 2007.
  • Van De Mieroop, M. A History of Ancient Egypt. Wiley-Blackwell, 2010.
  • Nubia vs. Kush by Sally-Ann AshtonAccessed 22 Feb 2018.
  • Scarre, C. & Fagan, B. M. Ancient Civilizations, 3rd edition. Routledge, 2007.
  • Welsby, D. A. The Kingdom of Kush. Markus Wiener Publishers, 1996.
  • Shaw, I. The Oxford History of Ancient Egypt. Oxford University Press, 2006.
  • Emberling, G. Nubia: Ancient Kingdoms of Africa. Princeton University Press, 2011.



(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)




Источник:

By Joshua J. Mark*,
«The Kingdom of Kush»




* Джошуа Дж. Марк — бывший профессор философии в Колледже Марист в Нью-Йорке, Джошуа Дж. Марк жил в Греции и Германии и путешествовал по Египту. Он преподавал историю, письмо, литературу и философию. (Примеч. Louiza Smith)