Страницы

Испанская инквизиция: правда о мрачной легенде (часть I)

Auto de Fe на Plaza Mayor, картина маслом 1683 года Франсиско Ризи

Auto de Fe на Plaza Mayor, картина маслом 1683 года Франсиско Ризи. На картине изображено ритуальное публичное покаяние, совершенное еретиками и отступниками во времена испанской инквизиции.


Испанская инквизиция, одна из самых противоречивых организаций в истории, была плохо понята широкой публикой. Этот период религиозных преследований, имевший место между 1478 и 1834 годами, исторически был окутан мифами и заблуждениями. Ибо, вопреки распространенному мнению, эта организация не была ни средневековой, ни исключительно испанской по своей природе.

Изучение корней испанской инквизиции

Смерть на костре была обычной формой наказания, восходящей к временам Римской империи. По мере прогрессивной христианизации Европы ересь рассматривалась как предательство не только государства, но и самого Бога, а значит, и изменническое преступление.

Католическая церковь создала первую инквизицию, названную Епископальной инквизицией, для борьбы с альбигойской ересью, существовавшей в то время на юге Франции. Епископальная инквизиция была учреждена папской буллой Папы Луция III под названием Ad abolendam, изданной в 1184 году в Вероне.

Примерно 50 лет спустя Папа Григорий IX усилил авторитет церкви, создав Папскую инквизицию, созданную путем издания Папской буллы Excommunicamus в 1230-х годах. По мере того как различные части Европы становились все более христианскими, идеи инквизиции укоренились в нескольких европейских христианских королевствах в средние века. На Пиренейском полуострове инквизиция процветала только в Арагонской короне.

Щит испанской инквизиции

Щит испанской инквизиции. Меч символизирует лечение еретиков и оливковую ветвь примирения с кающимися. Щит окружают слова «Exurge domine et judica causam taum. Псалом 73». Латинская фраза, означающая «Восстань, Боже, на защиту своего дела, Псалом 72».

«Мягкие» репрессии испанской инквизиции

Так называемая охота на ведьм в Испании была гораздо менее интенсивной, чем «ведьмания», имевшая место в остальной Европе, хотя и длилась дольше. Испанская инквизиция была вызвана широко распространенной охотой на ведьм, развернувшейся в Европе в конце 15 века.

Они, в свою очередь, были вдохновлены папской буллой Summis desiderantis afectibus, изданной папой Иннокентием VIII в 1484 году, а также публикацией Malleus Maleficarum 1486 года Кремером и Шпренгером, в которой прямо говорилось: Haeresis est maxima opera maleficarum non credere (что означало «худшая ересь — не верить в ведьм»). Известным случаем, который произошел из этих публикаций, был случай Логроньо и знаменитых ведьм Сугаррамурди.

В других частях Европы история была совсем другой. В юго-западной Германии, например, с 1560 по 1670 год нашей эры, согласно данным Делюме, было казнено 3229 «ведьм»; в Шотландии между 1590 и 1680 годами было убито 4400 человек, а в Лорене с 1576 по 1606 год казнено более 2000 ведьм.

Однако в Испании наказание часто было менее суровым. Гораздо более распространенное наказание было известно как отречение от леви, при котором обвиняемого предупреждали, делали выговор, штрафовали, высылали на время (не более 8 лет) и часто публично пороли.

Шабаш ведьм, Франсиско де Гойя

Шабаш ведьм, Франсиско де Гойя

Установление рекорда:
статистика испанской инквизиции

Фактически, за 400 лет существования испанской инквизиции, с момента ее возникновения в 1478 г. и до ее отмены в 1834 г., было осуждено в общей сложности 130 000 человек. Из них менее 2% — всего около 2600 человек — были фактически приговорены к смертной казни.

Долгое время число обвиняемых и осужденных на костер путали. Результатом стало распространение абсолютно абсурдных и ошибочных цифр казней , некоторые из которых утверждали, что испанской инквизицией было казнено более 100 000 человек.

Количество оправданий во время испанской инквизиции было на удивление высоким. В то время существовала тенденция делать вывод, что предполагаемые ведьмы просто были пьяны от вина и страдали сонливостью.

Испанская инквизиция предупреждала, что даже в тех случаях, когда обвиняемый сознавался в колдовстве и сговоре с дьяволом: «приступать к действиям только в том случае, если было замечено, что обвиняемый совершает преступления, потому что часто то, что, как они говорят, они видели и делали, происходит в их жизни». сны, и судить о том, что они видели и делали, как о правде, не видя обвиняемого в действии, приведет к разжиганию преследования невиновных лиц».

Auto da fé Михай Зичи, изображающий ужасы испанской инквизиции

Auto da fé Михай Зичи,
изображающий ужасы испанской инквизиции


Четких данных об осуждении за колдовство по всей Испании не сохранилось, за исключением информации по Каталонии и Валенсии. В этих двух местах наблюдается четкая структура, разделенная на пять разных фаз охоты на ведьм. Обратите внимание, что следующие цифры относятся к людям, обвиненным в колдовстве — не осужденным, не говоря уже о казненных.
  • На первом этапе, с 1560 по 1600 год, были зафиксированы очень низкие цифры, при этом в среднем за пять лет было менее 8 человек.
  • Второй этап был пиком мании ведьм в 1600-х годах, когда в Каталонии было обвинено 60 ведьм , а в Валенсии — 12.
  • Третий этап охватывает длительный период между 1610 и 1660 годами, в среднем около 15 жертв каждые пять лет в Каталонии и 12 каждые пять лет в Валенсии . Это подчеркивает тот факт, что между 1610 и 1620 годами суд Валенсии был посвящен решению проблемы мавров и последующего изгнания мусульман после Реконкисты (что означает «Повторное завоевание»).
  • Четвертый этап охватывает десятилетие между 1660 и 1670 годами, когда произошло новое усиление обвинений в ведьмах: не менее 53 в Каталонии за пятилетний период между 1665 и 1670 годами.
  • Последний и завершающий этап предполагает возврат к показателю менее 20 судебных процессов за пять лет.

Огни испанской инквизиции |
Секретные материалы инквизиции
(полный документальный фильм)


Одним из наиболее распространенных наказаний, когда подсудимого признавали виновным, была порка во время прогулки по улицам. Если они были мужчинами, их раздевали до пояса, часто садили на осла, чтобы испытать еще больший позор, и палач пороли назначенным количеством ударов плетью. Во время этого путешествия по улицам прохожие и дети выражали свою ненависть и презрение к еретику, бросая в него камни.

Хотя инквизиция была создана для предотвращения распространения ереси, она также занималась широким кругом правонарушений в Испании. Из общего числа 49 092 обвиняемых в период с 1560 по 1700 г. были осуждены следующие преступления: иудейство (5007); Мавры (11 311); лютеране (3499); Иллюминаты (149); Суеверный (3750); предложенные еретики (14 319); двоеженцы (2790); ходатайства (священников на прихожан) (1241); оскорбление Священной канцелярии (3954); прочее (2575).

«Осужденные инквизицией» Эудженио Лукаса.

«Осужденные инквизицией» Эудженио Лукаса

Подавление протестантской Реформации
с помощью испанской инквизиции

В 16 веке испанская инквизиция оказалась эффективным механизмом для подавления нескольких вспышек протестантизма в Испании. Как ни странно, большинство этих «протестантских вспышек» были еврейского происхождения.

Основные обвинения против лютеран имели место между 1558 и 1562 годами против двух протестантских общин Вальядолида и Севильи . В них было проведено несколько многолюдных судебных процессов по автодефе , некоторые из них проходили под председательством членов королевской семьи, на которых было казнено около сотни человек.

Хотя судебные процессы продолжались и после 1562 года, репрессии были сведены к минимуму, и, по оценкам, до конца 16 века заживо было сожжено всего дюжина человек. И это несмотря на то, что более 200 человек предстали перед судом.

Изгнание евреев из Испании в 1492 году Эмилио Сала

Изгнание евреев из Испании в 1492 году Эмилио Сала. На картине изображен великий инквизитор, монах Томас де Торквемада, преподносящий на подпись католикам Фердинанду II Арагонскому и Изабелле I Кастильской указ об изгнании евреев из Испании.

Испанская инквизиция, католические короли
и еврейская община

Испанская инквизиция действовала не напрямую против еврейской общины, а против новообращенных евреев. Целью испанской инквизиции было исправление ошибок в католической вере и борьба с ересью.

Католические короли изначально благосклонно относились к евреям (очевидно, у Фердинанда была еврейская кровь по материнской линии), и большая группа евреев служила при испанском королевском дворе. В Кастилии и Арагоне насчитывалось около 220 еврейских общин. Эти евреи напрямую зависели от короля: они были защищены особыми законами и вносили уникальные дани. Однако к ним относились как к гражданам второго сорта.

Как хорошо известно, сефарды, термин, относящийся к евреям испанского или португальского происхождения, были изгнаны католическими монархами в 1492 году, следуя политической линии, принятой ранее другими европейскими королевствами, такими как Англия и Франция. В частности, это было 31 марта 1492 года, всего через три месяца после завоевания мавританского королевства Гранада , когда католические короли приняли декрет Альгамбры, предписывающий изгнание евреев из всех их королевств.

Штампованная копия декрета Альгамбры

Штампованная копия декрета Альгамбры, который предписывал изгнание всех евреев из королевств Кастилия и Арагон.


Изабель и Фернандо прекрасно понимали, что их решение не будет выгодным с экономической точки зрения, так как многие евреи занимались торговлей и финансовым миром. Но как религиозные, так и социальные аспекты имели большое значение в их решении.

Они особенно опасались эффективности еврейского прозелитизма или обращения, а также хотели избежать насилия со стороны толпы против еврейских общин. В конце концов, они предоставили еврейским гражданам два варианта; либо крещение, либо принудительное изгнание, последнее выбирается подавляющим большинством.

Сефардские евреи в Испании жили в специальных кварталах. Четвертый Латеранский собор 1215 г. призвал их использовать внешний знак, чтобы отличить их от христиан, но эта идея не пользовалась популярностью и не прижилась по всей стране. Эта идея имела религиозную, а не строго дискриминационную цель.

Марраны Моше Маймона

Марраны Моше Маймона, изображающие тайный еврейский ритуальный ужин испанской семьи, известный как седер.


Число евреев, покинувших Испанию, неизвестно, но текущие оценки Генри Камена показывают, что около 80 000 евреев, около половины всего населения, выбрали эмиграцию. Испанские евреи иммигрировали в основном в Португалию (откуда они также были изгнаны в 1497 г.) и в Марокко.

В 1691 году в ходе судебных процессов на Майорке 36 ксуэтов (обращенных евреев Майорки) были сожжены за иудаизм. На протяжении 18 века количество новообращенных, обвиняемых испанской инквизицией , значительно сократилось. Последним судебным процессом против иудаизма был суд над Мануэлем Сантьяго Виваром в Кордове в 1818 году.




(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)



Источник:

By Mariló TA,
«The Spanish Inquisition: The Truth behind the Dark Legend (Part 1)»

🔹 🔹 🔹 🔹 🔹

По теме:

  • Испанская инквизиция: правда о мрачной легенде (часть-2)