Страницы

Испанская инквизиция: правда о мрачной легенде (часть 2)

«Мученик фанатизма» Хосе де Брито

«Мученик фанатизма»
Хосе де Брито изображает молодую женщину,
которую пытали во время испанской инквизиции


Испанская инквизиция, одна из самых противоречивых организаций в истории, была плохо понята широкой публикой. Этот период религиозных преследований, имевший место между 1478 и 1834 годами, исторически был окутан мифами и заблуждениями. Ибо, вопреки распространенному мнению, эта организация не была ни средневековой, ни исключительно испанской по своей природе.



Погрузка на корабль морисков в Валенсии, Pere Oromig.

Погрузка на корабль морисков в Валенсии, Pere Oromig.

Обращение с маврами во время испанской инквизиции

Испанская инквизиция была темной главой в истории, когда преследовались не только новообращенные евреи, но и мориски , термин, используемый для крещеных мавров. Эти мавританские новообращенные из ислама были сосредоточены в основном в королевствах Гранада, Валенсия и Арагон и подозревались в тайном сохранении своей старой веры, несмотря на то, что приняли крещение.

Однако политика в отношении мавританского сообщества отличалась от той, которая проводилась в отношении евреев. Мавры, составлявшие значительную часть знати как в Валенсии, так и в Арагоне, представляли собой серьезную проблему для испанской инквизиции, поскольку преследование их означало бы идти против экономических интересов правящих классов. Тем временем в Гранаде испанская инквизиция опасалась разжигания восстания в то время, когда турки господствовали в Средиземноморье.

Напряженность достигла точки кипения во время правления Филиппа II в середине 16 века, в результате чего ранее мирная христианизация мавров превратилась в насилие с жестоким подавлением восстания Альпухаррас. Казни и депортации мавров резко возросли, и мавры стали основной целью преследований во время испанской инквизиции, как задокументировано известным историком Генри Каменом.

«С 1570-х годов в Арагоне и Валенсии мавры составляли основную часть преследований инквизиции, — объяснил Камен. «В суде самой Гранады мавры представляли 82% обвиняемых между 1560 и 1571 годами».
Изгнание мавров, Габриэль Пуч Рода

Изгнание мавров, Габриэль Пуч Рода

Изгнание мавров из Испании

9 апреля 1609 года Филипп III издал решительный указ об изгнании всех морисков , вызвавших потрясение по всему королевству. Это смелое решение было реализовано поэтапно между 1609 и 1613 годами, начиная с мавров в Королевстве Валенсия, а затем распространившись на Андалусию, Эстремадуру, Кастилию, Арагон и Мурсию . В целом около 300 000 мавров были вынуждены покинуть свои дома, при этом Валенсия и Арагон потеряли соответственно треть и шестую часть своего населения.

Причины этого исторического решения были многочисленны и сложны, но основная причина была ясна. Несмотря на более чем 50 лет насильственного обращения в христианство, мавританская община по-прежнему отказывалась интегрироваться с остальным населением. Восстание в Альпухаррасе только подогрело подозрения, и из-за рецессии, вызванной сокращением ресурсов, поступающих из Америки, христианское население стало негодовать на богатых мавров.

Вымышленное изображение предполагаемой инквизиционной камеры пыток во времена испанской инквизиции.
Вымышленное изображение предполагаемой инквизиционной
камеры пыток во времена испанской инквизиции.

Распространение мрачной легенды испанской инквизиции

В конце 16 века испанские политические изгнанники, такие как Гонсалес Монтано и печально известный Антонио Перес, бывший секретарь Филиппа II, разожгли пламя Черной легенды. Европейские СМИ упивались нашумевшей антииспанской пропагандой. Испанский ученый Генри Камен объяснил распространение этой клеветы ожесточенным морским соперничеством Испании с Великобританией и Францией, а также желанием Нидерландов и северной Италии положить конец политическому господству Испании. В 18 веке запоминающиеся гравюры французского художника Бернара Пикара изображали инквизиционные пытки и вызывали возмущение по всей Европе, хотя они отображали лишь часть террора, происходящего на Пиренейском полуострове.

Методы пыток, использовавшиеся испанской инквизицией, были более чем жестокими и предназначались для причинения сильной физической боли обвиняемым с целью получения признательных показаний. Хотя признание избавило обвиняемого от смертной казни в случае ереси, инквизиция остается темной главой в испанской истории.

Мусульмане, о которых забыли в Испании -
Изгнание морисков

Пытки и наказания во время испанской инквизиции

Испанская инквизиция была печально известна своими жестокими методами пыток, которые включали в себя шкив, ткань и дыбу. Шкив был методом пыток, при котором обвиняемых жертв подвешивали к потолку за запястья и придавливали гирей к лодыжкам. Это могло вызвать сильную боль или даже вывих, так как они внезапно поднимались и опускались.

Также известная как пытка водой , ткань заключалась в том, что жертву привязывали к наклонной лестнице так, чтобы ее голова была ниже ног, и заставляли ее глотать воду, вылитую из кувшина. Это создавало впечатление тонущего. Это можно было повторить с восемью ведрами воды. Между тем, дыба была жестоким методом пыток, при котором запястья и лодыжки жертвы связывались и скручивались все туже и туже с помощью рычага.

На самом деле испанская инквизиция применяла пытки реже, чем другие современные европейские суды. Испанские ученые, такие как Генри Чарльз Ли и Генри Камен, использовали четкие статистические данные, чтобы подтвердить, что пытки применялись только в 1% или 2% случаев в самые трудные времена испанской инквизиции до 1530 года и только в самых загруженных судах.

Эпоха Просвещения 18 века увековечила испанскую «черную легенду», и Хуан Антонио Льоренте, бывший секретарь Священной канцелярии в Мадриде, стал одним из самых выдающихся ее распространителей. В своей работе «Критическая история испанской инквизиции» Льоренте пролил свет на некоторые важные элементы, хотя и наряду со статистическими неточностями.

Печально известная Черная легенда инквизиции уже давно связана со случаями пыток и издевательств, а также с обогащением суда за счет конфискации обвиняемых. Хотя это правда, что активы были конфискованы для покрытия расходов на арест и судебное разбирательство, ученые Рамон Каранде и Фернан Бродель утверждали, что Священная канцелярия никогда не работала как бизнес. Они признали случаи жестокого обращения с новообращенными евреями между 1480 и 1725 годами.

Портрет Антонио Понца бывшего секретаря Филиппа II Антонио Переса

Портрет Антонио Понца бывшего секретаря Филиппа II Антонио Переса, который способствовал распространению Черной легенды об испанской инквизиции в Англии и Франции.

Факты и вымыслы в статистике испанской инквизиции

Испанская инквизиция окутана неправильными представлениями о количестве жертв, которые она вызвала. Однако важно отметить, что казнь за ересь была не единственной формой наказания во времена инквизиции. Тюремное заключение, штрафы и другие наказания также были обычным явлением, не говоря уже о длительной стигме, с которой сталкивались семьи обвиняемых. Вот почему концепция «чистоты крови» или отсутствия еврейского или мавританского наследия так высоко ценилась в Испании в 17 веке.

Первые статистические данные о жертвах испанской инквизиции поступили от Пульгара, Паленсии и Бернальдеса, которые утверждали, что между 1481 и 1488 годами в Андалусии было казнено около 2000 человек — в основном крещеные евреи, отрекшиеся от своей новой веры. Эти цифры с тех пор были опровергнуты. Позже, в 19 веке, утверждение Х. А. Льоренте о том, что 9,2% обвиняемых в колдовстве были казнены во время испанской инквизиции, также оказалось ложным.

«Трибунал инквизиции», изображенный Франсиско де Гойя

««Трибунал инквизиции», изображенный Франсиско де Гойя


В 1986 году эксперты Контрерас и Хеннингсен опубликовали результаты исследования 50 000 инквизиционных дел с 1540 по 1700 год — время значительного влияния испанской инквизиции . Они пришли к выводу, что только 1,9% подсудимых были приговорены к смертной казни колом. Между тем Эсканделл утверждал, что с 1478 по 1834 год (восстановление и в конечном итоге упразднение инквизиции) только 1,2% обвиняемых были приговорены судами к смертной казни.

Хотя многие историки согласны с тем, что испанская инквизиция была одним из самых мрачных периодов в истории Испании, длившимся с конца 15 века до начала 19 века, также важно отметить, что используемые методы не были исключительно жестокими или нетерпимыми для своей эпохи.

Фактически они были сопоставимы с теми, которые использовались судами в других европейских странах, таких как Германия, Италия, Португалия, Англия или Франция. Инквизицию также нельзя обвинить в предполагаемой «культурной отсталости» Испании в 16-17 веках. Действительно, многие ученые назвали этот период золотым веком испанской культуры.




(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)



Источник:

By Mariló TA,
«The Spanish Inquisition: The Truth behind the Dark Legend (Part 2)»

🔹 🔹 🔹 🔹 🔹

По теме:

  • Испанская инквизиция: правда о мрачной легенде (часть I)