Страницы

Магия Песаха (часть – I): Тайные египетские темы, скрытые в Исходе

Чарлтон Хестон в роли Моисея в фильме «Десять заповедей» (1956)

Чарлтон Хестон в роли Моисея в фильме «Десять заповедей» (1956), поднимающего руки и разделяющего воды Красного моря в классической позе египетских магов и жрецов.
Поднятые руки, символизирующие магию, на хорошо сохранившейся деревянной статуе Ка фараона Хора I, 13-я династия, 1777-1775 гг. до н.э.


Еврейская праздничная неделя Песаха снова наступила. Миллионы людей во всем мире отведают традиционную трапезу Седер и вспомнят событие тысячелетней давности. Они будут есть и пить символическую пищу в ходе ежегодного ритуала, посвященного бегству их предков из Египта и памяти человека, который привел их к свободе: Моисея. Он основал событие Пасхи в ту роковую ночь давным-давно, когда израильтяне наконец бежали из Египта.

На протяжении всей пасхальной истории пронизано неоспоримое ощущение волшебства. Моисей и его брат Аарон участвуют в магических состязаниях со жрецами фараона, превращая Нил в кровь, затмевая солнце и нанося другие ужасные язвы, такие как вши, чтобы заставить фараона позволить израильтянам бежать. Они используют свои посохи, как волшебные палочки, и Моисей даже вызывает силу Господа своим посохом, чтобы разделить воды Моря.

Чарлтон Хестон в роли Моисея в «Десяти заповедях» (1956)

Чарлтон Хестон в роли Моисея в «Десяти заповедях» (1956), поднимающего руки, когда он разделяет воды Красного моря в классической позе египетских магов и жрецов.


Слово «Пасха» происходит от еврейского слова pesach, которое, по мнению большинства ученых, означает «защита». Это относится к «переходу» или защите израильских домов от Ангела Господня во время последней казни, «смерти первенца Египта». Во время чумы Моисей повелел своему народу помазать кровью своих ягнят дверные косяки своих домов, чтобы выделить их и защитить от Ангела Божьего. В Исходе 12:12-13 мы читаем:

«В ту же ночь Я пройду через Египет и поражу всех первенцев людей и животных, и произведу суд над всеми богами Египта. Я Господь. Кровь будет для вас знамением на домах, где вы находитесь, и когда Я увижу кровь, то пройду мимо вас».
«Ангел смерти и первая Пасха»,

«Ангел смерти и первая Пасха»

«Иллюстраторы библейских картинок 1897 года и чему они нас учат» Чарльза Фостера, 1897 г.


Недавний научный консенсус, кажется, смещается обратно к мнению, что Пасха и Исход на самом деле были реальными историческими событиями, которые произошли где-то в позднем бронзовом веке. Это точка зрения таких ученых, как Кеннет Китчен, Манфред Биетак, Джеймс К. Хоффмайер и Ричард Эллиотт Фридман, которые в своей последней книге «Исход» (2017 г.) ближе подходят к допущению его исторической реальности, чем большинство библеистов за последние десятилетия.

Предполагая, что Пасха и Исход действительно имели место, мы можем начать лучше понимать мир магии, в котором жил Моисей. Песах — это праздник магического потенциала, полный древних историй, полных трепета и удивления. Это было известно еще 2000 лет назад, когда мы читаем слова мученика Стефана в Деяниях 7:36 о Моисее: «Он вывел их из Египта и совершил чудеса и знамения в Египте, у Красного моря и сорок лет в пустыне.» Я считаю, что эта идея «чудес и знамений» восходит к древней практике египетской магии. Давайте теперь рассмотрим некоторые из этих магических мотивов и посмотрим, как они проникают в историю Песаха.

Магия Песаха и Хека – «Активация Ка»

Магия, или Хека, была неотъемлемым аспектом жизни каждого в Древнем Египте. Исполняемый с самых первых дней страны почти всеми членами общества, он считался первобытной космической силой, созданной богами и данной человечеству, которое, в свою очередь, могло манипулировать ею в своих интересах. Хека означало «активировать ка» или духовную силу всей жизни.

статуя Ка фараона Хора I

Хорошо сохранившаяся деревянная статуя Ка фараона Хора I изображающая поднятые руки, символизирующие магию. Каирский музей.
Аутибра Хор (или Аутибра Херуат) — фараон Древнего Египта, правивший приблизительно в 1756—1754 годах до н. э. Представитель XIII династии (Второй переходный период).


Он использовался почти для всего: чтобы отразить все формы зла, найти любовь, поощрить рождаемость, общаться с богами, лечить, проверять на беременность, проклинать врагов, обеспечивать вечную загробную жизнь и даже для удачи в бизнесе. Что наиболее важно, практикующие хека могли толковать сны, и мы получаем прямое представление об этой практике через рассказы об Иосифе в Книге Бытия, который стал толкователем снов/волшебником для фараона. Наиболее мощно хека исполнялась фараоном и жрецами-«лекторами», высшим классом жрецов, которые могли читать, писать и произносить «магические слова» (хека-у) с помощью свитков, жезлов, посохов и других приспособлений, таких как восковые фигуры и медные змеи.

Статуя из дерева сикамора верховного жреца Ка-Апера
Статуя из дерева сикамора верховного жреца Ка-Апера,
5-я династия (~ 2500 г. до н.э.), держащего длинный посох.

Песах, самое раннее из еврейских воспоминаний, также изобилует магическими качествами. Само его название, Песах, означает защиту, имея в виду защиту, обеспечиваемую кровью агнца, нарисованной на дверных косяках. Когда Моисей отдавал приказ об этом странном ритуале, он, по сути, отдавал приказ о магическом ритуале. Это был прекрасный пример египетской апотропной магии, или «защитной магии», одной из основных функций хека в Египте .

Эти ритуалы проводились в ненадежные времена, такие как рождение детей, смерть и, в случае Песаха, защита от чумы смерти первенцев. Кровь часто использовалась в египетских зельях и ритуалах, и ее присутствие на дверных косяках должно было выполнять такую ​​же устрашающую/защитную роль, как у Горгоны в Греции или Дурного Глаза. Мы читаем о многочисленных египетских заклинаниях и ритуалах защиты, помимо классических египетских проклятий, начертанных в египетских гробницах и вокруг них (рассматриваемых Лиз Лифлор в ее статье «Древнее искусство магии, проклятия и сверхъестественные заклинания»).

Например, мы читаем о заклинании для защиты книги: «Что же до всякого человека… который отнимет эту книгу, утащив ее от меня, - его труп не должен быть погребен; они не должны получать прохладную воду; их благовония нельзя вдыхать; ни сын, ни дочь не должны прислуживать им, чтобы возливать им водные приношения; их имена не будут помнить нигде на земле; они не увидят лучей солнечного диска».

Египтолог Джеймс К. Хоффмайер отмечает, что древнееврейское слово, используемое в Библии для обозначения «волшебников», было хартуммим, египетское происхождение которого уже давно признано. Ученые в целом согласны с тем, что это слово происходит от египетского священнического титула hry-tp hry-hb, или «главный священник-лектор», начальник всех священников-лекторов. Это были самые могущественные жрецы, которые работали в «Доме Жизни» (Пер Анкх), изучая и переписывая ритуальные тексты.

Как описывает профессор Скотт Б. Ногель в своей статье «Египетские маги»:

«Стоит подчеркнуть, что в названии или действиях библейских хартуммимов нет ничего , что предполагало бы, что они просто шарлатаны, занимающиеся ловкостью рук. Наоборот, Библия изображает их как элитных профессионалов, обладающих значительными способностями, даже если они бледнеют по сравнению со способностями Яхве».
В знаменитом папирусе Весткар в Берлинском музее (~ 1780-1570 гг. до н.э.) мы читаем несколько историй об этих главных жрецах-лекторах или магах, которые работали на фараона. Однако никто не был так силен, как сам фараон. Как объясняет Боб Брайер в своей книге «Древнеегипетская магия» (1980):

«Единственным магом, которого никогда нельзя было обвинить в обмане, был фараон. В силу своего положения он был самым могущественным из всех магов. Это он заставил истоки Нила подниматься и опускаться и принес земле плодородие… Происходя от богов, фараон обладал величайшей магической силой». (стр. 51).
Таким образом, Моисею и Аарону пришлось столкнуться с фараоном напрямую, если они хотели убедить его отпустить их народ. Им понадобится магия столь же мощная, как у фараона.

Папирус Весткара

Папирус Весткара – «Рассказы о волшебниках, похожие на истории Исхода». (Fotowerkstatt/ CC BY SA2.5)

Был ли «Посох Моисея»
действительно египетским скипетром?

Посох Моисея, пожалуй, величайший магический объект пасхального повествования. Он остается одним из самых интересных артефактов в истории, наряду с Ковчегом Завета , Святым Граалем и Экскалибуром . Библия говорит о том, что Моисей использовал его для совершения магических подвигов и демонстрации силы Бога. Впервые он упоминается в Исходе 4:2-3:

«И сказал ему Господь: что это в руке твоей? — Посох, — ответил он. Господь сказал: «Брось его на землю». Моисей бросил ее на землю, и она превратилась в змею, и он убежал от нее».
Предполагается, что, поскольку Моисей в этот момент своей жизни был пастухом, у него был простой деревянный посох. Однако при первом упоминании его посоха сцена пронизана магией, ибо он сразу же превращается в змею. Это заставило некоторых задуматься, не был ли этот невинный посох действительно волшебным жезлом священника-лектора или даже египетским королевским скипетром?

Скипетр фараона Хека, принадлежавший Тутанхамону.

Скипетр фараона Хека, принадлежавший Тутанхамону. Он должен был символизировать пастуший посох, чтобы фараон мог метафорически пасти свой народ. По словам Кэролайн Сирайт, это был символ власти и правления. Почти такое же слово, хека, использовалось для описания магии, а скипетр также был магическим орудием с долгой историей. В древней додинастической гробнице в Абидосе был найден скипетр хека из слоновой кости, вероятно, принадлежащий фараону.


Хоффмайер отмечает, что на протяжении всей истории фараонов пастуший посох был обычным символом королевской власти. Исходя из представления о том, что фараон был «пастухом» своего народа, мы читаем в «Мудрости для Мерикаре», тексте 2200 г. до н.э., что: «Сыто человечество, божье стадо». Поскольку слова «правитель» и «скипетр» были одним и тем же (т.е. хека), Хоффмайер задается вопросом, не представлял ли Посох Моисея прямой вызов власти фараона. Мы знаем из Исхода, что Моисей был фараоном в Египте и воспитывался при дворе фараона до того, как покинул Египет, поэтому весьма вероятно, что он был обучен путям жрецов-лекторов и обладал собственным скипетром хека.

Вот тут-то и проявляется магия, поскольку Хоффмайер отмечает игру слов между почти идентичными словами, обозначающими «правитель» и «скипетр» (heqa), и «магия» (heka), в которых используются немного разные звуки «k» (боковое значение более гортанный). Если бы Моисей действительно был высокопоставленным правителем Египта, у него был бы магический скипетр (хека), с помощью которого он мог творить магию (хека). Если бы он когда-то был фараоном, у него был бы самый мощный скипетр хека с самой мощной магией хека. Это имеет больше смысла, учитывая, что в Исходе 4:20 Посох Моисея называется Маттех ха-Элохим, еврейская фраза, означающая «Посох Бога». Это придает ему божественную силу и наделяет Моисея особой властью как Божьего посланника, точно так же, как это сделал для него посох фараона.

Скипетр из слоновой кости из абидосской гробницы Скорпиона I («Удж»), правителя Верхнего Египта

Скипетр из слоновой кости из абидосской гробницы Скорпиона I («Удж»), правителя Верхнего Египта, жившего за столетия до объединения Египта. Даже в те ранние времена скипетр хека был могущественным орудием фараона и оставался им до римских времен. Источник: Seawright, Caroline, «Tomb 100, Tomb UJ и Maadi South: Themes from Predynastic Egypt», In ARC3RFC Essays, 2013 ).

Змеи или крокодилы?

В Исходе 7:10-11 мы читаем:

«И пришли Моисей и Аарон к фараону и сделали то, что повелел им Господь. Аарон бросил свой посох перед фараоном и его приближенными, и он превратился в змея. Тогда фараон также призвал мудрецов и чародеев, и они вместе с египетскими чародеями сделали то же самое своим тайным искусством».
Любопытно, что здесь используется не еврейское слово «змей» — нахаш, а слово «танин», которое переводится как «крокодил».

Когда посох Моисея впервые превращается в змею, используется правильное еврейское слово «нахаш». Однако когда они наконец предстают перед фараоном, посох превращается в крокодила. В конце концов, главные священники-чтецы фараона повторяют магический акт, превращая свои посохи в крокодилов, только для того, чтобы с ужасом наблюдать, как крокодил Аарона и Моисея поглощает своих египетских собратьев, доказывая власть израильтян и их Господа.

Нильский крокодил греется на солнышке

Нильский крокодил греется на солнышке


Идея потреблять что-то, чтобы обрести силу, восходит к Текстам пирамид, за тысячелетие до Пасхи. В Пирамиде царя Унаса (5-я династия, ~2350 г. до н.э.) мы читаем:

«Унас ест их магию и поглощает их дух». Ноегель объясняет: «На языке египетской магии проглотить что-то — значит что-то узнать, а знать кого-то — значит иметь власть над этим человеком».
Кроме того, идея превращения неодушевленного предмета в живого крокодила также стара. Крокодилы были обычным элементом древнеегипетского мифа, лучше всего олицетворяемого Собеком, богом крокодилов и вод Нила. Его называли «Владыкой вод» и даже фигурировали в Книге Мертвых. Если покойный хотел превратиться в Собека, он должен был декламировать:

«Я крокодил, который ужасен. Я крокодиловый бог. Я несу разрушение!»
Они также были важны для жрецов-лекторов, которые восхищались их грубой, первобытной силой.

В истории одного жреца-лектора, Убаеонера из Весткарского папируса, мы читаем о жене Убаеонера, которая видит другого мужчину за его спиной. Убаэонер решает что-то с этим сделать, поэтому он вылепляет из воска крокодила «длиной в семь пальцев» и бросает его в бассейн рядом с другим мужчиной. Он сразу же вырастает до семи локтей в длину (~ 3,5 м) и поглощает другого человека.

К счастью, Убаэонер соглашается на требование фараона обратить магию вспять и через семь дней произносит еще одно заклинание, которое открывает пасть крокодила и освобождает человека. Послушайте, как египтяне описывают, что произошло дальше:

«Убеонер наклонился, поймал его, и он стал крокодилом из воска в его руке». Сравните это со стихом из Исхода 4:2,3, описывающим, что происходит после того, как посох Моисея превращается в змею: И сказал ему Господь: что это в руке у тебя? Он отвечал: жезл. Господь сказал: брось его на землю. Он бросил его на землю, и жезл превратился в змея, и Моисей побежал от него.
Мы можем найти многочисленные изображения из египетской истории жрецов-лекторов, фараонов и божеств, держащих змей и змеевидные посохи, отражающие образ Моисея и Аарона как их израильских эквивалентов. Например, в надгробной часовне визиря Рехмира (~1450 г. до н.э.) мы видим нарисованные изображения змеиных жезлов, а из гробницы жреца ~1900 г. до н.э. извлечен бронзовый жезл кобры, который сейчас находится в Британском музее (EA52831), идентичный «медному змею», воздвигнутому в пустыне Моисеем.

Медный волшебный жезл в форме кобры; из гробницы священника-настоятеля Среднего царства (1773-1665 гг. до н.э.).

Медный волшебный жезл в форме кобры; из гробницы священника-настоятеля Среднего царства (1773-1665 гг. до н.э.). Вместе с жезлом были найдены амулеты, бусы, жезлы из слоновой кости, а главное, тростниковые ручки и 23 папируса. На них были написаны гимны, ритуалы, а также медицинские и литературные произведения. (Древо видений)


Из храма Сети I в Абидосе мы видим Тота, бога магии, держащего два посоха, обвитых змеями. Даже олицетворение самой магии, бога Хеку, можно увидеть нарисованным на гробах, обычно с несколькими змеями, чтобы указать на его силу. В Заклинании 885 Текстов Гробов мы читаем: «змей в руке моей и не может укусить меня».

Изображение медных змеиных жезлов-посохов

Вверху: изображение медных змеиных жезлов-посохов из часовни-гробницы визиря Рехмира, ~1450 г. до н.э., Фивы. (Осириснет) Внизу: расписной гроб Паду-амина из Среднего царства, на котором изображено множество богов, в том числе Хека, олицетворение магии, держащее четырех змей, охраняющих Осириса на этом троне


Возможно, более интригующими являются изображения на двух печатях, обнаруженных Флиндерсом Петри в первом десятилетии 20-го века. На них изображен священник-лектор, держащий по крокодилу в каждой руке в классической «позе силы» египетского мага, демонстрирующий свою магическую власть над ними, хватая и удерживая их вместе. Столетия спустя были изготовлены многочисленные защитные стелы, такие как Стела Меттерниха, на которых Гор был маленьким мальчиком, держащим змей и скорпионов за хвосты в каждой руке и стоящим на двух крокодилах, доказывая свою власть над этими опасными существами.


Рисунок стелы Меттерниха из книги Э. А. Баджа «Боги Египта», 1904 г

Рисунок стелы Меттерниха
из книги Э. А. Баджа «Боги Египта», 1904 г.


Управляя магическими посохами, змеями и крокодилами и контролируя их, Моисей и Аарон во многом действовали как египетские жрецы-чтецы и могущественные соперники фараона и его собственных магов.



(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)



Источник:

By Jonathon A. Perrin,
«Passover Magic I: Secret Egyptian Themes Hidden In Exodus»



По теме:

  • Магия Песаха (часть – II): Параллели египетских проклятий и Исхода