Лань Цайхэ: Изображается
очень красивым, держит в руках цветы хризантемы или деревянные трещотки, или с
корзиной цветов, иногда в одной туфле. Возраст и пол его неизвестен, но чаще он
изображается как молодой юноша несколько женственного вида с бамбуковой
корзиной цветов.
Был юродивым, обут в
один сапог, летом ходит в шерстяной рубашке, а зимой спит на снегу. Ходил по
рынкам, а выпрашиваемые монеты раздавал или таскал по земле нанизанными на
веревку, пока они не рассыпались. Покровитель(ница) торговцев цветами и
садовников. Он игнорирует всё вокруг и постоянно весел. Его веселье охватывает
всех окружающих. Легенда рассказывает, что он напоил всех бессмертных, и они
перешли от внешней алхимии к поиску бессмертия, исходя из внутренних сил.
В даосской
литературе первым из Ба Сянь упоминается Лань Цайхэ. В "Продолжении житий
бессмертных" Шэнь Фэня (10 в.) Лань описывается как своеобразный юродивый.
Он носит рваное синее платье (Лань означает "синий") с поясом шириной
более трёх вершков с шестью бляхами чёрного дерева, на одной ноге сапог, другая
- босая. В руках у него были бамбуковые дощечки (род кастаньет). Летом утепляет
халат ватой, зимой валяется на снегу. Он бродит по городским базарам, распевая
песни, которых он знает множество, и прося на пропитание.
Деньги, которые ему
давали люди, Лань нанизывал на длинный шнур и тащил его за собой. Временами он
терял монеты, раздавал их встречным беднякам или пропивал в винных
лавках.
Однажды, когда он пел и
плясал подле озера Хаолян и пил вино в тамошней винной лавке, в облаках
показался журавль и послышались звуки тростниковой свирели и флейты. В тот же
миг Лань поднялся на облако и, сбросив вниз свой сапог, платье, пояс и
кастаньеты, исчез.
В некоторых
средневековых текстах Ланя отождествляют с сановником Чэнь Тао, будто бы
ставшим бессмертным, и с отшельником 10 в. Сюй Цзянем, но в юаньской драме "Ханьский
Чжунли уводит Лань Цай-хэ от мира" - Лань Цай-хэ - сценическое имя актёра
Сюй Цзяня. Предполагают, что его имя происходит от аналогично звучащего припева
в некоторых песнях 10-13 вв.
Изображения Ланя
появились также в 10-13 вв. Впоследствии при сложении цикла рассказов о Ба Сянь
появились сюжеты о встрече Ланя с другими персонажами группы. При этом он
утрачивает свои первоначальные атрибуты - кастаньеты-пайбань и флейту,
благодаря которым он в ранний период почитался, видимо, как покровитель
музыкантов: кастаньеты переходят к Цао Го-цзю, флейта - к Хань Сян-цзы, а сам
Лань изображается с корзиной (Лань означает также и корзину); её содержимое - хризантемы,
ветки бамбука - ассоциировалось с бессмертием, а Ланя стали почитать как
покровителя садоводства. В фольклоре вечно юный Лань превращается в фею цветов,
хотя нередко сохраняет и мужское обличье.
🌴 🌱 🌴
- «Восемь бессмертных святых (ба сянь)». Боги Китая (ч.1)
- «Восемь бессмертных святых (ба сянь)». Боги Китая (ч.2)
- «Восемь бессмертных святых (ба сянь)». Боги Китая (ч.3)
- «Восемь бессмертных святых (ба сянь)». Боги Китая (ч.4)
- «Восемь бессмертных святых (ба сянь)». Боги Китая (ч.5)
- «Восемь бессмертных святых (ба сянь)». Боги Китая (ч.6)
- «Восемь бессмертных святых (ба сянь)». Боги Китая (ч.7)
- «Восемь бессмертных святых (ба сянь)». Боги Китая (ч.8)