В древнем фольклоре кобольд — маленькое, остроухое, похожее на гоблина существо, вспыльчивое и озорное существо. Хотя обычно это считается благим намерением, гнев кобольда считается опасной ошибкой. Их описывают как духов, обитающих среди живых, и иногда они могут принимать форму людей, стихий или животных, в зависимости от того, где они решили поселиться.
🔹 Происхождение и распространение кобольдов
Что наиболее интригует в кобольдах, так это не только их присутствие в современном фольклоре, но и то, как они, кажется, выходят за пределы различных провинций и конфессий. Кобольды, известные в Англии как домовые, во Франции как гоблины, в Бельгии как кабутеры и так далее, до сих пор тщательно рассматриваются и уважаются в германской культуре. Однако кобольд изначально пришел не из Германии, а из Греции.
Хотя существует много споров о происхождении кобольдов, считается, что они происходят от древнегреческих кобалой, спрайтоподобных существ, часто вызываемых последователями бога Диониса и негодяями. Уже тогда они были известны как проказники и обманщики, которые одновременно помогали богу Дионису в его вакханальных начинаниях.
Но к 13 веку кобольды были приняты немецким народом, кульминацией чего стало окончательное имя кобольд, германский суффикс –olt (в конечном итоге –old), обозначающий сверхъестественное происхождение существ.
Самый известный и широко распространенный тип кобольдов в германском фольклоре — это одомашненный помощник, мало чем отличающийся от английского домового или хобгоблина. В прошлом эта секта воспринималась как родственная римской идее о ларах и пенатах , семейных домашних божествах-защитниках. По своему выбору домашний кобольд выбирает семью, с которой он может связать себя, и предлагает свои услуги глубокой ночью.
Добавляя грязь в семейные кувшины для молока и опилки в чистое жилое помещение, кобольд проверяет хозяина дома, чтобы узнать, понимает ли он и знает ли о предлагаемой услуге. Если хозяин умен, он оставит опилки и выпьет грязное молоко, сигнализируя кобольду, что принимает его помощь и отнесется к нему с уважением, разделив порцию своего ночного ужина. С этого момента кобольд будет служить семье хозяина до тех пор, пока не умрет последний представитель его рода или пока он не будет оскорблен иным образом.
Однако рассказы об опасностях, связанных с оскорблением кобольда, в конечном итоге привели к тому, что в их мифологии духи стали считаться дурным предзнаменованием. Одна история, написанная фольклористом Томасом Кейтли, описывает кобольда по имени Хёдекен. Хёдекена оскорбил кухонный мальчик, и шеф-повар отказался его наказать. Глубокой ночью Хёдекен избил мальчика и разорвал его на части, добавив в кастрюлю с едой, готовившейся в очаге.
Затем повара убили за то, что он наказал кобольда за поведение. Подобные случаи нередки в культуре кобольдов и, таким образом, заставляют опасаться двух других видов кобольдов – из-за их более грубого характера.
Хотя они, вероятно, наименее дружелюбны из кобольдов, легенды гласят, что они больше интересуются тем, что находят, и в целом безразличны к людям. Тем не менее истории о кобольдах-шахтерах когда-то настолько прочно укоренились в человеческом сознании, что горняки решили назвать руду в их честь «кобольдом», поскольку они обвиняли кобольдов в ядовитом и неприятном характере типичных мышьяковых руд этого металла, которые загрязняли другие добытые породы.
Эта группа подобна домашнему духу, который описывается как предлагающий свою защиту и услуги капитану и команде торгового или пиратского корабля. Было зарегистрировано, что эти существа помогают предотвратить затопление корабля, на котором они находятся, однако, если корабль все же затонет, кобольд спасается бегством, оставляя людей на произвол судьбы.
Именно из-за этого появление кобольда стало считаться плохим предзнаменованием; Говорили, что если капитан корабля увидит такое перед тем, как покинуть док, ему, конечно, лучше остаться на суше, чем искушать судьбу в водах.
То, что кобольды путешествовали так далеко во времени и пространстве, показывает глубокое уважение к их культуре и еще больше раскрывает необъяснимую связь человеческого сознания.
Хотя существует много споров о происхождении кобольдов, считается, что они происходят от древнегреческих кобалой, спрайтоподобных существ, часто вызываемых последователями бога Диониса и негодяями. Уже тогда они были известны как проказники и обманщики, которые одновременно помогали богу Дионису в его вакханальных начинаниях.
Но к 13 веку кобольды были приняты немецким народом, кульминацией чего стало окончательное имя кобольд, германский суффикс –olt (в конечном итоге –old), обозначающий сверхъестественное происхождение существ.
🔹 Домашние кобольды (в целом) полезны
Есть три известные фракции кобольдов, каждая из которых ориентирована на выполнение задач и изначально имеет благие намерения. Кобольдов редко можно увидеть, отчасти потому, что, как говорят, они выполняют задания незаметно. Тем не менее, многие люди на протяжении веков утверждали, что видели кобольдов, что позволяет составить общее описание их внешности и поведения.Самый известный и широко распространенный тип кобольдов в германском фольклоре — это одомашненный помощник, мало чем отличающийся от английского домового или хобгоблина. В прошлом эта секта воспринималась как родственная римской идее о ларах и пенатах , семейных домашних божествах-защитниках. По своему выбору домашний кобольд выбирает семью, с которой он может связать себя, и предлагает свои услуги глубокой ночью.
Добавляя грязь в семейные кувшины для молока и опилки в чистое жилое помещение, кобольд проверяет хозяина дома, чтобы узнать, понимает ли он и знает ли о предлагаемой услуге. Если хозяин умен, он оставит опилки и выпьет грязное молоко, сигнализируя кобольду, что принимает его помощь и отнесется к нему с уважением, разделив порцию своего ночного ужина. С этого момента кобольд будет служить семье хозяина до тех пор, пока не умрет последний представитель его рода или пока он не будет оскорблен иным образом.
Однако рассказы об опасностях, связанных с оскорблением кобольда, в конечном итоге привели к тому, что в их мифологии духи стали считаться дурным предзнаменованием. Одна история, написанная фольклористом Томасом Кейтли, описывает кобольда по имени Хёдекен. Хёдекена оскорбил кухонный мальчик, и шеф-повар отказался его наказать. Глубокой ночью Хёдекен избил мальчика и разорвал его на части, добавив в кастрюлю с едой, готовившейся в очаге.
Затем повара убили за то, что он наказал кобольда за поведение. Подобные случаи нередки в культуре кобольдов и, таким образом, заставляют опасаться двух других видов кобольдов – из-за их более грубого характера.
🔹 Истории о шахтёрах-кобольдах
вдохновили название ядовитого металла
Хотя они, вероятно, наименее дружелюбны из кобольдов, легенды гласят, что они больше интересуются тем, что находят, и в целом безразличны к людям. Тем не менее истории о кобольдах-шахтерах когда-то настолько прочно укоренились в человеческом сознании, что горняки решили назвать руду в их честь «кобольдом», поскольку они обвиняли кобольдов в ядовитом и неприятном характере типичных мышьяковых руд этого металла, которые загрязняли другие добытые породы.
🔹 Морских кобольдов боялись особенно
Наконец, третий и наименее признанный тип — морские кобольды. Этих кобольдов чаще всего регистрировали жители северной Германии и Нидерландов.Эта группа подобна домашнему духу, который описывается как предлагающий свою защиту и услуги капитану и команде торгового или пиратского корабля. Было зарегистрировано, что эти существа помогают предотвратить затопление корабля, на котором они находятся, однако, если корабль все же затонет, кобольд спасается бегством, оставляя людей на произвол судьбы.
Именно из-за этого появление кобольда стало считаться плохим предзнаменованием; Говорили, что если капитан корабля увидит такое перед тем, как покинуть док, ему, конечно, лучше остаться на суше, чем искушать судьбу в водах.
То, что кобольды путешествовали так далеко во времени и пространстве, показывает глубокое уважение к их культуре и еще больше раскрывает необъяснимую связь человеческого сознания.
(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)
Источник:
By Riley Winters,
«Don’t Cross the Kobolds: Mischievous Spirits of European Folklore»