Страницы

Утраченное египетское происхождение суеверных чисел 13 и 18

Великая пирамида, южная сторона

Великая пирамида, южная сторона


Суеверные числа 13 и 18 имеют долгую историю, насчитывающую тысячелетия. Первого обычно считают несчастливым, второго — удачливым, но почему? Каково фактическое происхождение этих необычных чисел и почему они имеют такие разные коннотации? Давайте углубимся в древние истоки этих магических чисел и откроем их настоящие королевские родословные.

Преобразующая 13

«13 самое загадочное из всех чисел, так как это число трансформации.
(Пифагор) 

Когда в пятницу выпадает тринадцать, миллионы людей во всем мире испытывают неподдельный страх, большинство зданий пропускают тринадцатый этаж, и никто не хочет быть тринадцатым гостем, приглашенным на ужин, чтобы не умереть до конца года. Во многом это связано с христианским влиянием в западном мире. Согласно Евангелиям, Иуда Искариот был тринадцатым гостем на Тайной вечере, гостем, который в конце концов предал своего господина.

Иуда уходит из «Тайной вечери», картина Карла Блоха, 1834-1890
Иуда уходит из «Тайной вечери»,
картина Карла Блоха, 1834-1890

В пятницу, 13 октября 1307 года, король Франции Филипп IV приказал арестовать рыцарей-тамплиеров, большинство из которых в конечном итоге погибли. Христианство также преуменьшало важность этого числа из-за его связи с языческой религией (например, в шабаше должно быть тринадцать ведьм и т. д.). Интересно, что есть скандинавская история, в которой бог Локи был 13-м, кто прибыл на пир в Валгаллу, где он обманом заставил другого посетителя убить бога Бальдра.

Тринадцать также является картой смерти в колоде Таро, но далеко не отрицательным знаком, карта обычно означает серьезные перемены в жизни человека.
«Это необычно, что эта карта на самом деле представляет физическую смерть, скорее она обычно подразумевает конец, возможно, отношений или интересов, и, следовательно, повышенное чувство самосознания».
(Эден Грей, «Полное руководство по Таро», 1970).
По мнению нумерологов, число 13 считается очень кармическим, связанным с божественным, и считается, что оно приносит удачу и процветание тем, кто его принимает. На самом деле, многие люди считают, что число 13 приносит перемены, которые часто могут привести к позитивному настрою. Хорошим примером этого является Тейлор Свифт, которая, возможно, является самой успешной женщиной-музыкантом в истории. 13 — ее счастливое число. «Я родилась 13 числа. Мне исполнилось 13 лет в пятницу 13-го. Мой первый альбом стал золотым за 13 недель. В моей первой песне №1 было 13-секундное вступление», — сказала певица в интервью MTV.

Новое начало 13

Представление о том, что число 13 является числом изменения, преобразования, по-видимому, исходит из того, что оно следует за числом 12, которое долгое время считалось в древних культурах символом полноты, совершенства, цельности и даже космического порядка. Есть два двенадцатичасовых периода в сутках, двенадцать лунных месяцев в солнечном году, двенадцать олимпийских богов, двенадцать подвигов Геракла, двенадцать сыновей Иакова, двенадцать колен Израилевых, двенадцать учеников Иисуса и даже двенадцать дней Рождества. Однако за так называемым «полным» числом двенадцать скрывается число, представляющее «не»-завершенность, или что-то новое, что-то только начинающееся: тринадцать.

Концепция новых начинаний, связанных с тринадцатью, также распространена в иудаизме, который рассматривает тринадцать не как несчастливое число, а как важное число, представляющее новые начинания и удачу. Еврейские дети становятся полноценными взрослыми в возрасте 13 лет (в бар/бат-мицву), ответственными за соблюдение всех еврейских законов ( мицвот). Когда в 1948 году был создан Израиль, в его первом временном правительстве было тринадцать членов, потому что его основатели сказали, что им «нужна вся удача, которую они могут получить».

Другие важные еврейские применения этого числа включают: 13 атрибутов Всевышнего / Милосердия - שלושה עשר מידיא (в Исходе 34:6-7), 13 еврейских принципов веры согласно Маймониду и количество дней праздников в году. в диаспоре. Также Адар II (или 13-й месяц високосного года) считается особо счастливым, потому что месяц Адар по традиции является «счастливым месяцем».

Удача и новая жизнь в Египте

Тринадцать также считалось счастливым в Египте. По словам Кэти Падден:

«Древние египтяне верили, что жизнь — это духовное путешествие, которое разворачивается поэтапно. Они считали, что 12 из этих стадий произошли в этой жизни, но последняя, 13-я, была радостным преобразующим восхождением к вечной загробной жизни. Таким образом, число 13 представляло для египтян смерть, но не смерть в разложении и страхе, а признание славной вечной жизни».
Фараон Сети I встречает Осириса в сцене из его гробницы, KV 17, в Долине царей, Фивы, Египет

Фараон Сети I встречает Осириса в сцене из его
гробницы, KV 17, в Долине царей, Фивы, Египет


В египетской мифологии умершая душа должна была пройти через двенадцать врат в загробную жизнь, прежде чем попасть в тринадцатое царство, царство Осириса, правителя загробной жизни и первого мифического фараона Египта. Здесь душу судили перед Осирисом и 42 богами, а сердце взвешивали против пера истины. Марк Оливер из Ancient Origins объясняет, что случилось с чистой душой:

«Невинные воссоединились с частью души, оставшейся в теле. Им будет дарована вечная жизнь и проход в рай, где они будут жить с богами в стране, где поля росли в бесконечном изобилии».
Таким образом, число тринадцать связано с Осирисом и воскрешением мертвых (как и карта Смерти, по иронии судьбы).

Впервые Осирис появляется в «Текстах пирамид» — погребальных надписях 5-й династии Старого царства (2465–2325 гг. до н. э.). Он появляется как первый фараон Египта и первый царь, воскресший из мертвых, чтобы жить вечно. В мифе об Осирисе Сет убивает своего брата, царя, и разрезает его тело на четырнадцать частей, которые разбрасывает по всему Египту.

Его сестра Исида охотится повсюду и в конечном итоге находит тринадцать кусков гризли. К сожалению, она так и не находит последний кусок - его пенис, который съела рыба в Ниле. Она решает отрезать себе большой палец, чтобы использовать его в качестве фаллоса для своего брата, и связывает его части с помощью льняных оберток, создавая первую в мире «мумию». После произнесения магических заклинаний Осирис волшебным образом воскресает, становясь архетипом всех будущих воскрешений. В конечном итоге он становится Богом Дуата, Судьей мертвых и Повелителем загробной жизни. Кроме того, Исида принимает форму птицы и оплодотворяет Осириса, создавая Гора, который в конечном итоге мстит за своего отца и убивает своего дядю.

Деталь Осириса из храма Сети I в Абидосе.

Деталь Осириса из храма Сети I в Абидосе. Исида приземляется на его пенис в образе птицы, чтобы оплодотворить себя Гором. Согласно мифу, вновь собранное и воскресшее тело Осириса состояло только из тринадцати первоначальных частей, потому что четырнадцатую часть, его пенис, съела рыба.


Осирис был богом, с которым «слились» фараоны, когда они умерли, чтобы жить вечно как в звездах, так и на полях Аару . Например, в комплексе Осириса погребального храма Рамзеса III в Мединет -Абу в Луксоре мы видим изображение фараона в образе Осириса в загробной жизни, держащего посох и цеп, демонстрируя «его возрождение и коронацию в царстве Осириса, Вождь жителей Запада и Правитель Вечности, по преимуществу бог мертвых» (Билл Мурнейн).

Таким образом, тринадцать — это число, пропитанное древним мифом, представляющее воскресение Осириса, его царство вечности, достигаемое чистой душой после двенадцати врат (или часов) тьмы и демонов и, в конечном счете, личной трансформации.

Эзотерические 18

Число 18 долгое время считалось счастливым числом в иудаизме. Пожертвования часто делаются кратными, например, 36 и 72, как выражение благословения на долгую жизнь. Причиной такого везения обычно называют то, что еврейское слово «жизнь», чай (חי), имеет числовое значение 18 (поскольку все слова на иврите также имеют числовой эквивалент). Таким образом, подарки и деньги даются в количестве, кратном 18, потому что евреи верят, что это способствует долгой жизни.

Основная молитва еврейской литургии называется Шмоне Эсрей («восемнадцать») и читается соблюдающими евреи трижды в день. Он датируется не менее двух тысяч лет и содержит восемнадцать просьб к Богу, таких как просьба к Богу помочь даровать мудрость и понимание. Он также известен как Амида и сегодня включает в себя последнее девятнадцатое благословение, прося у Бога мира, добра, благословений, доброты и сострадания. Таким образом, мы знаем, что восемнадцать было популярным числом в иудаизме для выражения пожелания долгой жизни.

Остается вопрос: почему?

Слово чай, или «жизнь», вероятно, происходит от древнеегипетского слова «хай», что переводится как «радость». Например, знаменитый фараон Аменхотеп III построил себе дворец на Западном берегу в Фивах и назвал его Пер Хай, или «Дом Радости». Должно быть, в этом прославленном дворце, который был частично раскопан, царило большое ликование и волнение. По словам Ариэль П. Козлофф:

«Название не было преуменьшением, судя по множеству найденных там подарочных этикеток с черепками, на многих из которых были написаны даты года».
Принц Египта, фараон Эхнатон, который вскоре станет монотеистом, в конце концов построил свой собственный Пер Хай в своем новом городе Ахет-Атон (современная Амарна).

Изображение Эхнатона, Нефертити и их юных дочерей из гробницы Айе № 25, Амарна, Египет.

Изображение Эхнатона, Нефертити и их юных дочерей из гробницы Айе № 25, Амарна, Египет. Вы заметили, что любящие руки солнечного диска Атона даровали ноздрям царя знак анкх, обозначающий «жизнь»? Принятие жизни (как ее понимал царь) в противоположность обычному египетскому сосредоточению на смерти было новым руководящим принципом в Амарне.

От 18 до жизни

Это свидетельство также подтверждается своеобразным увлечением этих фараонов анкхом , хорошо известным символом жизни в Древнем Египте. Это особенно любил Эхнатон, который постоянно изображал себя получающим дар жизни от своего единственного бога, солнечного диска Атона. Жизнь этих фараонов была очень важна, и многочисленные иероглифические надписи даруют фараону долгую жизнь в очень еврейском смысле:

«Да здравствует Добрый Бог, который доволен Истиной, Господь всех окружающих Атона, Господь Небес, Господь Земли и Великий Живой Атон, освещающий Два Берега. Да здравствует Отец, Атон, дающий жизнь во веки веков — Великий Живой Атон…»
(Надпись из гробницы Ай, № 25, Амарна).

Ранее автор писал, что Эхнатон намеревался стать новым Осирисом

«Эхнатон перевернул многовековую традицию во всех областях египетской жизни и изобразил себя «новым Осирисом», Осирисом «дня» — лично предлагая своему народу себайт, маат и анх: «путь, истина и жизнь».
Вопреки тому, что Осирис был источником всего нового роста, согласно его новой парадигме и согласно амарнским надписям, это качество было передано Атону. Мы читаем в Великом гимне Атону из гробницы Эйя, царского полководца:

«Ты (Атон), кто поднимается и заставляет все творение расти для царя… Ты (Атон) вызываешь наводнение из преисподней… как и для всех дальних стран, ты делаешь их жизнь… как функциональны твои планы, о Владыка Непрерывности!

(Властелин Непрерывности был титулом Осириса) .

Изображение Айе и его жены Тей, над которым начертан знаменитый Гимн Атону

Изображение Айе и его жены Тей, над которым начертан знаменитый Гимн Атону. Гробница Айе, № 25, Амарна, Египет. В этом новаторском гимне, написанном Эхнатоном, Атон берет на себя роль, ранее сыгранную в египетском мифе Осирисом:

«Ты (Атон), кто поднимается и заставляет все творение расти для царя… Ты (Атон) вызываешь наводнение из подземного мира … что касается всех дальних стран, ты создаешь их жизнь… насколько функциональны твои планы, о Владыка Непрерывности!» (титул, ранее принадлежавший Осирису)

Если Эхнатон, который представлял себя новым Осирисом, дожил до Моисея, как утверждает этот автор, мы можем лучше понять его акцент на долгой жизни, едином живом Боге и радости — все аспекты знаменитого законодателя. Например, Эхнатон часто описывался в современных текстах как проповедник нравственно-этического, основанного на заповедях Учения жизни, почти идентичного Торе Моисея («Как благоденствует слушающий Твое Учение Жизни, ибо исполнится он…« Гробница Ай).

Тем временем Тора была описана как учение для всей жизни и, используя удивительно амарнский язык: «Цель еврейской жизни — воплотить Тору, живое слово живого Бога, обращенное ко всему творению через жизнь и опыт Ам Исраэль, еврейский народ». (раввин Льюис Эрон).

Восемнадцать врагов Египта

Число 18 представляло врагов Египта, по крайней мере, в аллегорическом смысле. Первая строка знаменитой Стелы Мернептаха гласит:
«Год 5, третий месяц третьего сезона (одиннадцатого месяца), третий день, под величием Гора: Могучий Бык, Радующийся Истине; Царь Верхнего и Нижнего Египта: Бинре-Мериамон, Сын Ра: Мернептах -Хотефирма, увеличивающий мощь, возвышающий победоносный меч Гора, Могучий Бык, сокрушитель Девяти Луков , чье имя дано во веки веков».
Точно так же Стела Сфинкса Аменхотепа II дает поразительное текстовое описание фараона, поражающего своих врагов:
«Он связал головы Девяти Луков ... Он собрал их всех в свой кулак, его булава обрушилась на их головы ... "
По словам Джимми Данна: «Цифра «девять» представляла трижды три, что было «множеством множественности», таким образом обозначая совокупность всех врагов». Любопытно, что это отражено в псалмах Ветхого Завета. Например, в Псалме 110:1 говорится:
«…доколе не положу врагов твоих в подножие ног твоих».
Удивительно, но скамья для ног с изображениями этих врагов была найдена Картером в гробнице Тутанхамона.

Также в знаменитой гробнице были обнаружены сандалии с изображением девяти бантов на каждой ноге, что в общей сложности составляет восемнадцать врагов фараона (восемь бантов были нарисованы на сандалиях, а ремешок представлял собой девятый и последний лук). Соавтор Ancient Origins Сесилия Богард отмечает:

«Что еще более удивительно, так это изображения связанных врагов на более чем одной паре сандалий, включенных в гробницу Тутанхамона… внутренние подошвы пары изысканных сандалий из шпона маркетри изображают африканского заключенного на одной сандалии и азиатского заключенного на другой, представляющих врагов королевства Тутанхамона. Принимая во внимание, что художественные изображения использовались для отображения реальности в Древнем Египте, посыл был вполне ясен. Каждый раз, когда фараон делал шаг, он буквально наступал на лица своих врагов».
Тутанхамон буквально ежедневно ходил по своим восемнадцати врагам, напоминая миру, что фараон, несмотря на молодость, правит всеми.

Сандалии Тутанхамона

Сандалии Тутанхамона, изображающие иностранцев рядом с восемью бантами, причем девятый бант представлен самим ремешком сандалии. Таким образом, царь обошел восемнадцать символических врагов. Сейчас в Египетском музее в Каире.

Восемнадцать в искусстве и архитектуре

Еще со времен Древнего царства, почти 5000 лет назад, человеческая фигура изображалась в искусстве с использованием квадратов сетки. Например, когда стену собирались покрасить, художники «начали с того, что покрыли стену сеткой, что позволило им точно скопировать рисунок, нарисованный на папирусе. Затем они обвели контуры фигур красной краской… человеческие фигуры имели стандартное количество квадратов». (Струдвик, 2006). Это оказалось восемнадцать квадратов сетки от ног до уровня глаз (что позволяет использовать головной убор любого размера).

Таким образом, восемнадцать было магическим числом для изображения всех богов и людей в каноне египетского искусства на протяжении тысячелетий.

На чем основывались эти восемнадцать квадратов? Ну, это была человеческая «ладонь», или четыре пальца (знаменитый «царский локоть» равнялся семи ладоням, или чуть меньше 21). Эти восемнадцать квадратов были разделены на одиннадцать квадратов от ступней до талии (на самом деле 11,1 от ступней до пупка, что очень важно для египтян) и семь квадратов от талии до уровня глаз. Они также находятся в золотом сечении (Φ) друг с другом (18:11,1 — отличное приближение Φ). Две величины находятся в «золотом сечении», если их отношение равно отношению их суммы к большей из двух величин, или 1,618. Оно давно признано в геометрии и природе и используется в искусстве благодаря своей эстетической приятности.

Фрагмент астрономического потолка гробницы Сененмута (TT 353), факсимильный рисунок Чарльза Уилкинсона

Фрагмент астрономического потолка гробницы Сененмута (TT 353), факсимильный рисунок Чарльза Уилкинсона, сейчас находится в МЕТ, Нью-Йорк. Потолок не закончен, и на богах все еще видна сетка пропорций тела.


Глядя глубже, исследователь Кристофер Бартлетт считает, что эти числа присутствуют в измерениях самой великой пирамиды. Например, соотношение его основания и высоты составляет 11:7, точно такое же соотношение, как и у человеческого тела.

«Египтяне имели пристрастие к простым пропорциям золотого сечения в своем искусстве и архитектуре. Поскольку фигурная формула, которую они использовали, давала первичное деление золотого сечения 7:11, из этого следует, что если бы та же человеческая пропорция использовалась для проектирования Великой пирамиды, золотое сечение явилось бы ее следствием, а не причиной».
Есть и другие примеры этого соотношения в массивной структуре. Рудольф Гантенбринк с помощью своего маленького робота Upuaut обнаружил в 1997 году несколько пропорций 14:11 и 11:7 во внутренних мерах и в точках горизонтального выхода шахт пирамиды. Например, они расположены в соотношении 14:11 вертикальной высоты, образуя угол 51,843 °, такой же, как сторона пирамиды. Кроме того, шахты встречаются в точке у основания Камеры Царя, которая составляет 11:18 горизонтального расстояния между внешними отверстиями двух шахт.

Великая пирамида, южная сторона.

Великая пирамида, южная сторона. Великая пирамида включала числа семь, одиннадцать, четырнадцать и восемнадцать, а также число Пи и золотое сечение.


Бартлетт отмечает, что предыдущие исследования, такие как исследование Бадави в 1965 году, выявили доказательства того, что простая пропорция золотого сечения (1: 1,6) применялась как минимум к 55 египетским храмам. Между тем, Р. А. Шваллер де Любич продемонстрировал в своей книге 1998 года «Храм человека» , что Луксорский храм использовал золотое сечение и эстетические пропорции человеческой фигуры; и его архитектурный план соответствовал жизненно важным анатомическим частям тела, таким как пупок, соответствующий перистилю «Солнца» Двора Аменхотепа III.

Таким образом, восемнадцать является, пожалуй, самым важным числом в определении пропорций людей и богов и даже самых грандиозных пирамид пятитысячелетней давности, а также долгой хорошо прожитой жизни. Тем временем Тринадцать призывает нас принять новые вещи в жизни, стать похожими на Осириса и изменить себя с помощью божественной помощи. (Интересно, что Эхнатон правил своим новым городом Амарной тринадцать лет).

В следующий раз, когда вы увидите 13 или 18, считайте, что вам повезло. Вы синхронизируетесь с особым тайным символизмом, уходящим корнями в глубь тысячелетий, и подключаетесь к тем же священным числам, которые строили Пирамиды, к той же симметрии, которая определяла древнее искусство и красоту, и к тем же силам воскрешения, которыми пользовались сами боги и фараоны Египта.



(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)



Источник:

By Jonathon A. Perrin*,
«The Lost Egyptian Origins of the Superstitious Numbers 13 and 18»




* Джонатон Перрин — геолог, занимавшийся разведкой месторождений нефти и газа, редкоземельных элементов и золота в Канаде. У него также есть степень по археологии, и он провел пять лет, занимаясь раскопками и картографированием доисторических стоянок коренных народов в Канаде. Его страстью является раскрытие извращенных истин истории, и его первая книга «Восстановленный Моисей» в настоящее время находится на Amazon. С тех пор он написал еще три книги, участвовал в Ancient Origins, а его новая книга будет фотопутешествием по Египту, которая должна выйти в 2023 году. Посетите jonathonperrin.com. (Примеч. Louiza Smith)