Страницы

От чего зависела скорость передвижения на лошадях и что помогало ее увеличить

Дворцовый курьер. Картина Петра Грузинского. 1859

Дворцовый курьер.
Картина Петра Грузинского. 1859


В день можно было проехать и 25 миль (1 миля равняется примерно 1,6 км), и 300, если сменять лошадей.


Расстояние, которое можно было проехать на лошади в течение одного дня, зависело от качества дорог, породы лошади, цели путешествия и других факторов.

В кочевых культурах лошади считались не просто средством передвижения, но и инструментом, который позволял управлять огромными территориями. Государство народа хунну, которые создали первую кочевую империю, находившуюся на территории Центральной Азии, в китайских хрониках называли «царством военных коней» . Хунну ездили на невысоких, крепких и неприхотливых лошадях монгольского типа — такая лошадь могла без отдыха проскакать 50 верст  (верста равняется примерно 1,06 км), а за день преодолеть 120. Могущественная Золотая Орда своими военными успехами тоже была во многом обязана скорости и маневренности всадников улуса  (в монгольском и тюркском слово «улус» означает «народ» или «государство»), которые стремительными атаками вселяли в противников ужас. В походе у воина всегда было несколько лошадей, которых он сменял каждый день, — так животные не изнурялись во время долгого путешествия.

Лучник хунну верхом на лошади. Глазурованная глина. Китай, 50 год до н. э. — 50 год н. э. Royal Ontario Museum

Лучник хунну верхом на лошади.
Глазурованная глина. Китай, 50 год до н.э. — 50 год н.э.
Royal Ontario Museum


Римская почтовая служба существовала со времен Республики  (Римская республика существовала с 509 по 27 год до нашей эры), но стала полноценно функционировать только при императоре Октавиане Августе. Ее курьеры, предположительно, преодолевали 25 миль в день на лошадях или в экипажах, а для доставки срочных новостей могли проехать 50 миль, пользуясь сетью римских дорог. На дорогах через каждые 8 миль устанавливались почтовые отделения, где можно было передохнуть. Большинство посланий были конфиденциальны, поэтому передать их другому курьеру для скорости и удобства было невозможно: часто послание передавалось устно, а в самом письме только подтверждалось, что посланник — доверенный человек. С этим же курьером посылали ответ.

Курьерские почтовые станции иногда строились исключительно для королевской почты. Людовик XI (правил в 1461–1483 годах) приказал поставить такие станции вдоль основных дорог Франции, чтобы обеспечить королевских курьеров лошадьми. В случае, если служивший на станции почтмейстер отдавал лошадей кому-то другому, ему грозила смертная казнь.

Молодой курьер. Гравюра Альбрехта Дюрера. Дата неизвестна The Metropolitan Museum of Art

Молодой курьер.
Гравюра Альбрехта Дюрера. Дата неизвестна
The Metropolitan Museum of Art


У деревенского населения, как правило, не было возможности быстро передвигаться на дальние расстояния: в отличие от спешивших с посланием курьеров простые люди не могли рассчитывать на свежего коня, ожидавшего их в ближайшем почтовом отделении. В Средневековье большинство европейских деревень находились в пределах 15 миль от города. Крестьянин с телегой или всадник добирался до города за день и еще день тратил на дорогу обратно. Поэтому у дорог появлялось все больше постоялых дворов, где путники обедали или ночевали.

Русские летописи свидетельствуют о том, что курьерам тоже предоставляли средства передвижения. Эта обязанность — повоз — возлагалась на сельских и городских жителей. Повоз был повинностью, установленной государством. За лошадей вместе со сбруей, продовольствие или работу проводниками людям ничего не платили.

В XIII веке вместе с татаро-монгольским игом появится ямская (Слово «ям» произошло от тюркского «дзям», означающего «дорога». «Ям», вероятно, был видом подати, собираемым для нужд почтовой системы.) гоньба, но монгольская почтовая служба не сильно отличалась от русской: насе­ление точно так же должно было обеспечивать гонцов всем необходимым. На княжеских землях обустроили ямы, почтовые станции, где местные жители должны были держать наготове свежих лошадей, в том числе для спешных перевозок. О спешных монгольских гонцах в своей «Книге о разнообразии мира» писал Марко Поло, путешествовавший по Монголии: посланники через каждые 25 миль брали свежих лошадей на почтовых станциях и за день проезжали от 250 до 300 миль.

Курьер. Картина Адольфа Шрейера. XIX век Koller Auktionen

Курьер.
Картина Адольфа Шрейера. XIX век Koller Auktionen


С особо важной корреспонденцией ехали и в непогоду, и в ночь. Например, на станах, которые появились по указу царя Алексея Михайловича между Москвой и Путивлем в 1659 году (В 1654 году после собрания Переяславской рады Левобережная Украина с Киевом вышли из-под власти Речи Посполитой и стали частью русского государства благодаря освободительному восстанию гетмана Богдана Хмельницкого. В 1657 году гетман умер, и его преемник Иван Выговский вернул земли под польское владычество. Снова поднимается восстание, на помощь которому царь посылает русские стрелецкие полки. Через пограничную крепость Путивль прохо­дили военные донесения, для чего и была построена почтовая линия.), регулярно должны были находиться посыльные, которым надлежало забрать срочные военные известия у гонцов и не мешкая отправиться к следующей станции в любое время.

Скорость доставки почты или товаров зависела от опытности ямщиков, отлаженности процесса, обустройства дорог. Московско-Сибирский тракт, главная дорога через Сибирь, к 1740-м годам был застроен ямскими и почто­выми станциями, вдоль пути были выставлены полосатые верстовые столбы, а ямская гоньба и извоз, то есть перевозка товаров, стали одними из самых распространенных занятий у населения, проживавшего вдоль трактов в Сибири. В западной части России поражались быстроте сибиряков: например, купец Николай Чукмалдин проехал 1500 верст между Томском и Тюменью за пять с половиной дней. Тут была важна не только выносливость лошади, но и отношение к ней ямщика. Перед отправкой обоза лошадь в течение десяти дней откармливали, а в пути отмеряли определенное коли­чество воды и овса. Поэтому больше других зарабатывал ямщик, который знал, как правильно обращаться с обозными лошадьми.

Вид трактира и почтовой станции на дороге из Костромы Ярославль. Литография из книги «Voyage pittoresque et archéologique en Russie».  Париж, 1839 год Wikimedia Commons

Вид трактира и почтовой станции на дороге из Костромы Ярославль. Литография из книги «Voyage pittoresque et archéologique en Russie».

Париж, 1839 год Wikimedia Commons


Нельзя сказать, что обычные путешественники передвигались существенно медленнее. В 1856 году Александр Островский в дневнике описывает дорогу до села Городня Тверской области на почтовых:

«Первую станцию 15 верст до Еммау­са проехали в 1 час 5 минут. В Еммаусе нам заложили тройку прекрасных серых лошадей и сел ямщик, малый лет 25, красавец собой. Я ему заметил, что его, должно быть, девушки любят, он промолчал. Повез нас с такой быстротой, что дух захватывало. <…> 14 верст мы ехали ¾ часа»
При такой скорости можно считать, что без остановки за десять часов можно было преодолеть больше 150 верст пути.


Varvara Skopina