Галилей
перед судом инквизиции.
Картина
Жозефа-Николя Робер-Флёри. 1847 год
©
Wikimedia Commons
|
Ватиканский журналист Якопо Скарамуцци объясняет, как возникла Конгрегация доктрины веры — прямая наследница Святой инквизиции, какими вопросами она занимается и из-за чего ее глава ссорится с папой
О том, как Святая инквизиция превратилась в
Конгрегацию доктрины веры
Конгрегация доктрины веры — одно из ведомств Римской курии (или одна из дикастерий Святого престола) — является наследницей Святой инквизиции, но, конечно, очень сильно от нее отличается.
Оба учреждения являются детищами своего времени. Инквизиция родилась в Средние века, когда Католическая церковь имела огромное политическое влияние, большое папское государство и собственную армию. В те времена инквизиция была трибуналом, который наказывал еретиков, отлучал от церкви христиан, не выполнявших решений папы, преследовал евреев и имел право применять смертную казнь.
В 1542 году для более эффективной борьбы с лютеранством папа Павел III преобразовал инквизицию в Верховную священную конгрегацию римской и вселенской инквизиции, а в 1908 году при папе Пие X она стала называться Верховной священной конгрегацией Святой канцелярии. Ее власть была по-прежнему велика, а функции оставались в первую очередь карательными, но смертную казнь она уже не применяла. Одной из задач Конгрегации в то время было составление «Индекса запрещенных книг» (Index librorum prohibitorum) — то есть книг, которые объявлялись опасными во всех католических государствах (в список включили, например, книги, написанные либеральными католическими учеными в XIX веке, во времена Рисорджименто, движения за объединение Италии). «Индекс запрещенных книг» был упразднен в 1966 году.
Современная дикастерия была создана папой Павлом VI в 1965 году. К этому времени Святой престол потерял значительную часть своей политической власти, а II Ватиканский собор 1962–1965 годов обновил католическую церковь — сделал ее более современной, открыл к диалогу с разными христианскими конфессиями и другими религиями. Сегодня Конгрегация доктрины веры — главная дикастерия Ватикана, отвечающая за ортодоксальность католической церкви и ее продвижение (но в менее репрессивной форме, чем это делала Святая инквизиция).
Как сформулировал в 1988 году Иоанн Павел II в Pastor Bonus , она должна «повсюду в католическом мире продвигать и охранять доктрину веры и морали; по этой причине все, что любым способом касается вопросов веры, находится в пределах ее компетенции». Основное отличие Конгрегации от Святой инквизиции заключается в том, что ее власть — исключительно догматическая — распространяется на католические университеты, монашеские ордена, католических политиков и на случаи отлучения от церкви, а не на все общество, как это было рань
Папа
Бенедикт XVI
|
О том, чем занимается Конгрегация доктрины веры
Дикастерия имеет три отделения: теологическую комиссию, библейскую комиссию и особую комиссию по трактовке вопросов, касающихся семейной жизни (это своего рода суд последней инстанции). Ее юрисдикция достаточно широка: она курирует теологическую работу католических университетов всего мира, и если возникают сомнения в чьей-то ортодоксальности, может провести своего рода «процесс» над подозреваемым теологом и даже наложить на него санкции (это может быть предупреждение, временный запрет на публикации или временный запрет на преподавание в католическом университете). За время правления Кароля Войтылы (папы Иоанна Павла II) и Йозефа Ратцингера (папы Бенедикта XVI) подобным наказаниям были подвергнуты семь богословов. Интересно, что четверо из них были иезуитами — как и избранный после Ратцингера папа Франциск .
Кроме того, Конгрегация высказывает свое мнение о том, может ли тот или иной подвижник быть причислен к лику святых, проверяет сообщения о чудесах, решает вопросы о допуске в католическое духовенство людей, перешедших из других конфессий, а также отлучает от церкви или снимает экскоммуникацию. Например, именно Конгрегация доктрины веры приняла решение о том, каким образом реинтегрировать участников ультраконсервативного движения Марселя Лефевра — они были отлучены при папе Иоанне Павле II, а снято отлучение было при Бенедикте XVI.
Еще одна задача Конгрегации — рассмотрение «преступлений против веры, нравственности и таинств». Сюда, помимо прочего, относятся расследования сексуальных преступлений священников в отношении несовершеннолетних, поскольку в прошлом подобные злоупотребления часто случались во время исповедей (об этом пишет Джон Корнуэлл в книге «Темная камера: Тайная история исповеди»).
Папа Франциск на инаугурации
|
О том, как папы влияют на Конгрегацию доктрины веры
Йозеф Ратцингер постоянно увеличивал роль Конгрегации в расследовании сексуальных преступлений священнослужителей — сначала в качестве префекта Конгрегации доктрины веры (он занимал этот пост при Иоанне Павле II), а затем и в качестве Римского Папы. Папа Франциск продолжил вести эту линию и еще больше расширил полномочия Конгрегации в этих вопросах: он разрешил суду Ватикана открывать уголовные дела против своих сотрудников (недавно так произошло с бывшим папским нунцием в Доминиканской Республике архиепископом Юзефом Веселовским).
Йозеф Ратцингер вообще известен своей консервативностью. Когда он возглавлял Конгрегацию, она вынесла осуждение масонству (и каждому католику, имеющему к нему отношение) и латиноамериканской теологии освобождения (причем дважды, поскольку школа считалась слишком близкой к марксизму) , критиковала легализацию однополых браков, выступала против рукоположения женщин в священники и признания крещения мормонской церковью, выпустила документ, в котором утверждалось, что спасение возможно только для католиков, и документ, указывающий политикам-католикам, как следует себя вести, обсуждая законы, касающиеся таких вопросов, как семейные ценности и аборты.
Будучи кардиналом, Ратцингер пытался преследовать серийного насильника Марсиаля Масиеля, мексиканского священника и основателя ордена Легионеров Христа. Иоанн Павел II не стал возбуждать против него дело, и Масиель был осужден только после того, как Ратцингер был избран папой. Но интересно, что были и обратные случаи, когда Ратцингер, будучи префектом Конгрегации доктрины веры, не стремился осуждать еретических богословов, а Иоанн Павел II решил, что они все же должны быть наказаны.
Сегодняшний папа Франциск очень ортодоксален. Еще когда он был архиепископом в Буэнос-Айресе, его обвиняли в излишнем консерватизме. Особенно он выделялся там на фоне теологов освобождения. Но он епископ, а не богослов, и при этом иезуит. А иезуиты традиционно занимаются тем, что приближают католическую доктрину к жизни людей, в том числе людей из других культур, равнодушных к Богу и враждебных Церкви. То есть главная задача папы Франциска — приближение не католической доктрины, а Церкви к людям, которые в этом нуждаются, даже если это приводит к возникновению противоречий. Поэтому, с его точки зрения, Конгрегация доктрины веры, хоть и должна способствовать католической ортодоксии, но без наказания «народа Божьего». Он как-то сказал на частной встрече с латиноамериканскими религиозными деятелями (встреча была закрытой, но слова папы тем не менее попали в прессу):
Поэтому, по сравнению с Иоанном Павлом II и Бенедиктом XVI, у Франциска несколько другое представление о том, что должна представлять собой Конгрегация доктрины веры. Он постоянно напоминает, что «доктринальная конгрегация Ватикана больше не является верховной».«Люди будут делать ошибки, они будут оступаться, но это пройдет! Может быть, даже вам однажды придет письмо из Конгрегации доктрины, в котором будет написано, что вы сказали что-то не так. Но не волнуйтесь. Объясните, что можете объяснить, и двигайтесь вперед».
О конфликте между папой Франциском и префектом
Конгрегации доктрины веры
Кардинал Герхард Людвиг Мюллер
© Wikimedia Commons
|
Cаму Конгрегацию доктрины веры сейчас возглавляет немецкий теолог Герхард Людвиг Мюллер. Они с папой очень сильно расходятся во многих вопросах. Например, папа Франциск созвал два собора (один из них состоялся в октябре 2014 года, другой пройдет в октябре 2015-го), чтобы обновить католическое отношение к семье. На этих соборах должно быть принято решение, следует ли допускать к причастию разведенных и вновь вступивших в брак людей.
Сейчас католическое учение об этом ничего не говорит. Сам папа Франциск никогда публично по этому поводу не высказывался, но он назначил кардинала Вальтера Каспера представлять его на встрече кардиналов всего мира, а мнение Каспера на этот счет известно. Он считает, что после покаяния эти люди могут быть допущены к причастию — так же, как в православии. Мюллер же говорит, что это невозможно, потому что в Евангелии сказано, что брак нерасторжим. Это два совершенно разных подхода: более доктринальный, негибкий подход Мюллера и более мягкий и милосердный подход папы, который говорит, что Церковь должна играть роль «полевого госпиталя» для «раненых».
Так же как и глава любой другой Римской курии, префект Конгрегации доктрины веры назначается папой: Святой престол вообще очень похож на монархическую власть, и именно папа в итоге решает все, что касается назначений, отставок и официальных документов конгрегаций. Так что, конечно, папа может отстранить Герхарда Людвига Мюллера, как и любого другого из глав дикастерий Ватикана или любого епископа в любой точке мира. Однако для этого должны быть веские причины. Кроме того, хотя Мюллер и Бергольо очень разные люди (немецкий теолог крайне осторожен, а аргентинский пастор, наоборот, очень самоуверен), у них есть неожиданные точки соприкосновения. Герхард Людвиг Мюллер очень близок с Ратцингером: они земляки, оба родом из Регенсбурга. А Бергольо очень уважает Ратцингера. Думаю, это дополнительная, неофициальная причина, почему Мюллер сохранит свой пост.
Якопо Скарамуцци
последние десять лет работает в итальянском информационном агентстве Askanews, и восемь из них в основном пишет о Ватикане. Кроме того, он работает на сайте Vatican Insider, созданном газетой La Stampa, и в католическом журнале Jesus.
В качестве эксперта по вопросам Римской курии давал комментарии каналам BBC, CBS, RAI, Ard и Al Jazeera, газетам Libération и Le Monde и информационным агентствам Associated Press и Agence France-Presse.
Сейчас католическое учение об этом ничего не говорит. Сам папа Франциск никогда публично по этому поводу не высказывался, но он назначил кардинала Вальтера Каспера представлять его на встрече кардиналов всего мира, а мнение Каспера на этот счет известно. Он считает, что после покаяния эти люди могут быть допущены к причастию — так же, как в православии. Мюллер же говорит, что это невозможно, потому что в Евангелии сказано, что брак нерасторжим. Это два совершенно разных подхода: более доктринальный, негибкий подход Мюллера и более мягкий и милосердный подход папы, который говорит, что Церковь должна играть роль «полевого госпиталя» для «раненых».
Так же как и глава любой другой Римской курии, префект Конгрегации доктрины веры назначается папой: Святой престол вообще очень похож на монархическую власть, и именно папа в итоге решает все, что касается назначений, отставок и официальных документов конгрегаций. Так что, конечно, папа может отстранить Герхарда Людвига Мюллера, как и любого другого из глав дикастерий Ватикана или любого епископа в любой точке мира. Однако для этого должны быть веские причины. Кроме того, хотя Мюллер и Бергольо очень разные люди (немецкий теолог крайне осторожен, а аргентинский пастор, наоборот, очень самоуверен), у них есть неожиданные точки соприкосновения. Герхард Людвиг Мюллер очень близок с Ратцингером: они земляки, оба родом из Регенсбурга. А Бергольо очень уважает Ратцингера. Думаю, это дополнительная, неофициальная причина, почему Мюллер сохранит свой пост.
Якопо Скарамуцци
последние десять лет работает в итальянском информационном агентстве Askanews, и восемь из них в основном пишет о Ватикане. Кроме того, он работает на сайте Vatican Insider, созданном газетой La Stampa, и в католическом журнале Jesus.
В качестве эксперта по вопросам Римской курии давал комментарии каналам BBC, CBS, RAI, Ard и Al Jazeera, газетам Libération и Le Monde и информационным агентствам Associated Press и Agence France-Presse.