Страницы

Последний взлёт первой цивилизации

В середине XXI века до н. э., после падения Аккадской империи, древние города Месопотамии находились под властью горных племён гутиев. В это время в Уруке правил человек по имени Утухенгаль. Он и его преемник Ур-Намму освободили свой народ от власти захватчиков и основали последнее в истории независимое шумерское государство, известное нам как царство Третьей династии Ура. Под властью правителей этой династии земли между Тигром и Евфратом вступили в вековую эпоху процветания — так называемое Шумерское возрождение.
Шумер под властью гутиев

Воинственные племена гутиев вторглись в Месопотамию из гор Загроса и уничтожили Аккадскую империю, правившую регионом с 2334 до примерно 2193 года до н. э. В отличие от аккадцев, гутии не признавали богов Шумера и не заботились о земле, которую они завоевали. Согласно древним шумерским надписям, «при гутиях трава росла высоко на дорогах земли», а сами гутии были «несчастными людьми, не подозревающими о том, как почитать богов, не знавшими о правильных религиозных ритуалах». Гутии спускались на равнину, собирали дань и снова уходили в свои горы. Для сохранения своей власти над Шумером и Аккадом они поддерживали лояльных себе правителей из старых местных династий, но старались не допустить возвышения ни одного из этих царьков.

Горцы были сильными воинами и контролировали города-государства Месопотамии до тех пор, пока некто Утухенгаль, правитель Урука, не посчитал себя достаточно сильным, чтобы изменить ситуацию. Его отец был простым человеком и зарабатывал на жизнь тем, что вялил и продавал рыбу. Каким образом Утухенгаль возвысился, нам неизвестно, однако очевидно, что любой из правителей утверждался гутиями, а значит и владыка Урука тоже.

Часть каменного монумента с именем Утухенгаля
Царь-освободитель из народа

Согласно древнему тексту «Победа Утухенгаля», он просил и получил благословение богов на то, чтобы избавиться от гутиев, собрал армию и возглавил её:
«Обрадовал граждан Урука и Кулаба, город его, как один человек, встал за ним».
Утухенгаль строго придерживался полномочий, которые, по его мнению, дали ему боги. Новый лидер шумеров должен был изгнать захватчиков, а потому отказался вести какие-либо переговоры с ними. Перед решающей битвой царь гутиев по имени Тирикан послал в шумерский лагерь своих послов. Утухенгаль приказал взять их под стражу, а затем атаковал и разгромил силы горцев.
«Гутия, дракона горы, врага богов, унёсшего в горы царство Шумера, наполнившего Шумер враждой, похитившего у супруга супругу и у родителей их детей… Энлиль, царь стран, послал Утухенгаля, сильного мужа, царя Урука, слово которого не имеет равного, сокрушить его (то есть Гутия) <…> Тирикан убежал один пешком. Его возница убежал в город Дубрум. Жители Дубрума, зная, что Утухенгаль – царь, которому Энлиль дал силу, не оказали ему помощи <…> Тирикан пал к его ногам, а он поставил на него свою ногу».
После победы над гутиями под властью Утухенгаля оказались земли, некогда составлявшие ядро Аккадской империи — города-государства Месопотамии склонились перед авторитетом освободителя. Пришло время восстанавливать хозяйство — прокладывать дороги, строить хранилища, рыть каналы. По злой иронии судьбы каналы, дававшие жизнь Междуречью, забрали его героя. На седьмом году своего правления царь Урука, владыка Шумера и Аккада, пастырь народа Утухенгаль упал в оросительный канал и утонул. Более поздние источники подозревают, что царю «помогли» упасть, но достоверность этих сведений остаётся под вопросом.

После внезапной смерти Утухенгаля трон опустел, и вскоре титул владыки Шумера и Аккада принял правитель города Ур по имени Ур-Намму. Этот человек был земляком, дальним родственником, а затем и зятем Утухенгаля. Вместе с царской дочерью он получил в своё управление город Ур, где стал первым царём новой династии. По-видимому, у Утухенгаля не было сыновей, во всяком случае, древние источники не ставят под сомнение права Ур-Намму на трон.

Начало правления Ур-Намму

Прошло более ста лет после падения Аккадской империи, деяния Саргона и его внука Нарам-Суэна обросли легендами. Кровавые распри между аккадцами и шумерами ушли в прошлое, а общая беда — нашествие гутиев — сблизила народы. Внешние и культурные различия между семитами-аккадцами с севера и шумерами с юга к этому времени почти стёрлись. Считается, что аккадский язык стал доминировать в разговорной речи, а шумерский постепенно оттеснялся в сферу науки и бюрократии. Выпускники школ писцов и правители в равной степени владели двумя языками.

Утухенгаль опирался на старые шумерские традиции, которые плохо подходили для управления сложной системой единого государства, поэтому Ур-Намму объявил себя духовным наследником великих аккадских владык. Образ культурного героя и отца-покровителя всего народа хорошо подходил для достижения целей новой державы.

Богиня Иштар представляет царя Ур-Намму богу Энлилю.
Военные кампании против Эриду и Лагаша

Не все местные правители в Шумере приняли власть нового царя. На самом юге у берегов Персидского залива стоял город Эриду. Когда-то бывший самым первым и важным культурным центром шумеров в Месопотамии, он давно растерял своё величие, но не смирился с этим. Власть Утухенгаля над Эриду была сугубо формальной, а Ур-Намму и вовсе пришлось утверждать свой авторитет силой оружия.

Победа над Эриду стала лишь началом серьёзных проблем молодого государства. В силу своего положения на окраине Месопотамии другой город — Лагаш — всегда был на особом положении, а поддержка гутиев позволяла лагашским правителям эксплуатировать своих соседей. Правитель Лагаша по имени Гудеа был настолько дружен с горцами, что мог вести активные внешние завоевания в Эламе. Силами работников из Урука, Ура, Уммы и других традиционно враждебных городов в Лагаше велось обширное строительство. Кроме того, Лагаш был исконным конкурентом Ура во внешней торговле — во времена владычества гутиев главный торговый порт, куда приходили корабли из Бахрейна, Омана и Индии, находился на подконтрольных ему землях. Это означало, что кроме получения прибыли от пошлин, лагашцы контролировали поступление в Месопотамию стратегических ресурсов по южному пути. Всё это не забылось, и центральной власти нужен был лишь повод, чтобы отомстить пособникам завоевателей и устранить конкурентов.

Ещё в правление Утухенгаля между тогдашним наместником Ур-Намму и царём Лагаша по имени Наммахани возник пограничный спор. Тогда он был решён в пользу Наммахани. При всём уважении, которое Ур-Намму демонстрировал к «своему отцу», став правителем Ура, он решил сделать всё по-своему. Объединённые силы шумерских городов и войско самого Ур-Намму вторглись в Лагаш — результат не заставил себя ждать: «Наммахани, энси Лагаша воистину он убил». Но и этого было мало. По приказу правителя Ура жрецы уничтожали записи о правителе Лагаша и его родственниках. Дело дошло до того, что Лагаш был исключён из списка священных для истории городов, которым боги даровали «предвечную царственность». Своим наместником в Лагаше Ур-Намму поставил обычного чиновника по имени Ур-Аба.

Бронзовый портрет царя из Третьей династии Ура.
louvre.fr
Шумерский «социализм»

Помимо военных кампаний, первый царь Третьей династии Ура вёл широкую хозяйственную и строительную деятельность — период его правления вошёл в историю как Шумерский ренессанс. Ур-Намму вернул Шумеру его прежнюю славу, обеспечив экономическую и социальную стабильность и процветание культуры.

Постоянные погромы, которые учиняли вначале аккадские правители, а затем и гутии, привели к упадку основной экономической структуры Месопотамии — сельской общины. Большие людские потери и огромные масштабы восстановительных работ требовали нового способа организации и управления рабочей силой. Ранее в царских и храмовых имениях зависимые люди и рабы были разделены на профессиональные отряды во главе со специальными бригадирами, отвечавшими за деятельность своих организационных единиц. Теперь этот принцип был перенесён на большинство жителей Междуречья. Мужчины и женщины были разделены на отряды земледельцев, охотников, ремесленников, прядильщиц и т. д. Работой каждого из них руководил бригадир, который сдавал полученную продукцию на местные государственные склады. Из этих же складов, согласно установленной правительством норме, он получал продукты и одежду на каждого человека. Нетрудоспособные члены общества также обеспечивались государственным пайком. Существовали и выходные дни — один в десять дней для мужчин и один в пять дней для женщин.

Развитый аппарат государственных чиновников следил за поступлением и выдачей продуктов и товаров. Чем выше был ранг человека в иерархии, тем больше товаров и услуг он мог получить. Чтобы избежать злоупотреблений со стороны традиционных местных элит, Ур-Намму положил начало практике замены местных наследственных правителей на временных наместников, лично преданных царю.

Стимулировать рост производства должна была система учёта трудодней. С помощью коэффициентов деятельность любого человека можно было пересчитать в трудодни, подсчёт вёлся таким образом, чтобы бригады всегда имели задолженность перед государством. Теоретически это означало, что вся система работает в убыток, на практике же действовал особый способ скрытого налогообложения.

Известно, что половину произведённых продуктов и товаров местные административные центры должны были направлять в царские склады. Каждый такой склад обеспечивал работу сразу с несколькими областями — это позволяло распределять зерно, мясо, шкуры и ремесленные товары равномерно по всему государству. В случае неурожая или другой критической ситуации центральные царские склады спасали пострадавшие районы от голода. Кроме того, такая система позволяла концентрировать в нужном месте немалое количество работников, ранее это было невозможно по логистическим причинам.

Опираясь на новые возможности, царь начал строительство Великого зиккурата Ура и восстановил зиккураты и храмы в Уруке, Эриду, Ниппуре и Лагаше. Он окружил Ур великолепными стенами, которые были «высокими, как блестящая гора», и вёл масштабные ирригационные работы во множестве районов Месопотамии.

Город Урук при Ур-Намму, реконструкция.

Царь-законодатель

За тысячелетия в Шумере накопилось огромное количество судебных решений, записанных на глиняных табличках. Веками эти документы служили образцами для принятия решений по похожим делам и облегчали работу судебной системы, но пришла пора унифицировать их для применения на всей территории единого государства. Идея общего блага и единой для всех божественной защиты со стороны царя не могла допустить разночтений при осуществлении правосудия, тем более что решать судьбу людей и их имущества власть доверила простым людям.

Мы не знаем по какому принципу набирались судьи для решения каждого из дел, но известно, что это были садовники, цирюльники, рыбаки и простые солдаты. Решение принималось простым большинством голосов, обжаловать его было нельзя. На долю царских чиновников приходилась лишь организация, запись и реализация решения.

В «год, когда Ур-Намму установил правосудие в стране», в столице была воздвигнута каменная стела, на которой вырезали текст общих и обязательных для всех законов. Копии на глиняных табличках хранились в архивах областных центров. Теперь, чтобы определить наказание или разрешить спор по наиболее распространённым судебным делам, достаточно было найти подходящую статью. В наше время это кажется очевидным, но создание сборника законов было революцией в развитии человеческого общества. Ниже приведены некоторые статьи этого кодекса:
«Если человек совершит убийство, он должен быть убит.
Если человек совершит кражу, он будет убит.
Если человек совершит похищение человека, он должен быть заключен в тюрьму и заплатить 15 сиклей [124 г] серебра.
Если мужчина нарушает права другого и лишает девственности невесту молодого человека, то этот мужчина должен быть убит.
Если жена человека завлекла другого человека, и он спал с ней, он (муж) убьёт эту женщину. В прелюбодеянии этом он (прелюбодей) будет свободен [от наказания].
Если человек другому человеку оружием конечность повредил, он уплатит десять сиклей [84 г] серебра.
Если чья-либо рабыня сочла себя равной своей госпоже и бранила её, она (госпожа) натрёт ей рот 1 ка [0,84 л] соли».
Табличка Ур-Намму из храма богини Иштар в Уруке.
louvre.fr
Новая угроза и конец правления Ур-Намму

Эффективные законы, относительная социальная справедливость и экономический рост обеспечили возрождённому государству Шумера и Аккада процветание. Однако далеко не все проблемы были решены. Отброшенные в свои горы гутии не смирились с поражением — оправившись от разгрома, учинённого им Утехенгалем, они собрались с силами и вторглись на равнины Месопотамии. На восемнадцатом году правления Ур-Намму и его войско вышли навстречу врагу. Что произошло дальше, известно нам из поэмы «Смерть Ур-Намму и его спуск в подземный мир». Это стихотворение представляет собой увлекательное сочетание истории, мифологии, теологии и литературы. Согласно ему, шумерское войско было разгромлено, а выжившие воины «бросили своего царя на поле сражения, как разбитый сосуд». Народная память возвысила погибшего Ур-Намму до легендарного статуса великого царя, который умер за свой народ.

Утухенгаль и его наследник Ур-Намму изгнали чужеземных завоевателей и основали в Месопотамии последнее независимое шумерское государство. Ур-Намму остался в истории как первый из известных нам законодателей и строитель Великого зиккурата в Уре, чьи величественные руины до сих впечатляют своим масштабом. Его реформы обеспечили ресурсами экономическое и культурное возрождение Месопотамии, однако над страной нависла угроза вновь попасть под власть воинственного народа гутиев. Сможет ли устоять царство Шумера и Аккада, зависело от наследника престола по имени Шульги.

                                    Литература:
  1. Robert McAdams. An Interdisciplinary Overview of a Mesopotamian City and its Hinterland, 2008. ISSN 1540-8779.
  2. Samuel Noah Kramer. The Sumerians: Their History, Culture, and Character. University of Chicago Press, 1971. ISBN-10: 0226452387 ISBN-13: 978-0226452388.
  3. Leonard Woolley. The Sumerians, 1965. ISBN-10: 1566196663 ISBN-13: 978-1566196666.
  4. Beek, M. A., Atlas of Mesopotamia (Thomas Nelson and Sons Ltd. Publishers, 1962).
  5. Bertman, S., Handbook to Life in Ancient Mesopotamia (Oxford University Press, 2005).
  6. Bauer, S. W., The History of the Ancient World (W. W. Norton & Company, 2007).
  7. Durant W., Our Oriental Heritage (Simon & Schuster, 1954).
  8. King, L. W., A History of Sumer and Akkad (William Clowes & Sons LTD, 1923).
  9. Leick G., Mesopotamia (Penguin (Non-Classics), 2003).
  10. Leick G., The A to Z of Mesopotamia (Scarecrow Press, 2010).
  11. Pritchard, J. B., The Ancient Near East, Volume I – An Anthology of Texts and Pictures (Princeton University Press, 1958).
  12. Kriwaczek P., Babylon: Mesopotamia and the Birth of Civilization (Thomas Dunne Books, 2010).
Max Ferapontov
_____________________________

Цикл лекций о Шумере