Страницы

Северный оазис первой цивилизации

Древний город-государство Мари располагался на территории нынешней Сирии у западного берега реки Евфрат в эпоху раннего и среднего бронзового века. Мари был основан как шумерский торговый центр, связывавший города Южной Месопотамии, Восточное Средиземноморье и богатые полезными ископаемыми Таврские горы. В течение 1200 лет город оставался главным центром шумерской цивилизации в Северной Месопотамии.
Мари был обнаружен в 1933 году, когда один из местных бедуинов нашёл древнюю статую — сообщение о находке быстро дошло до французских колониальных властей. С тех пор древнее городище исследовалось французскими археологами: в 1933-1939, 1951-1954 и 1960-1974 годах экспедиции возглавлял Андре Парро, а в 1979-2004 годах раскопки велись под руководством Жан-Клода Маргерона. После того, как Маргерон ушёл на пенсию, исследования Мари возглавил Паскаль Баттерлин. В 2012 году гражданская война в Сирии отодвинула дальнейшие раскопки на неопределённый срок, в настоящее время городище регулярно подвергается мародёрству, последствия которого пока оценить невозможно.

Визуализация раскопок в Мари
Каналы — жизненные артерии города

В эпоху бронзы река Евфрат протекала в 4-6 км от города, но с тех пор русло сместилось на восток. Древний Мари построили вместе с 10-километровым искусственным каналом, который обеспечивал горожан речной водой (грунтовые воды были слишком солёными). В результате разрушения Мари вавилонским царём Хаммурапи главный канал расширился за пределы своих изначальных границ и в итоге разрушил две трети территории, ранее занимаемой городом.

Ещё один канал обеспечивал доступ к городской гавани для торговых судов, путешествующих по реке. Наряду с судоходным путём строителями города было вырыто ещё два канала — 16-километровый оросительный и 126-километровый навигационный, который проходил мимо Мари, позволяя судам обходить излучину Евфрата и экономить время. Мари контролировал вход в этот канал и получал прибыль от пошлин за право прохода коротким путём. После того, как Хаммурапи разрушил город, городские каналы стали принимать всё больше воды, и часть руин Мари была смыта.

Центр градостроения и технологий

В отличие от прочих шумерских городов, имевших хаотичную застройку, Мари является ранним примером сложного городского планирования. Город был полностью спланирован до его строительства неизвестными архитекторами при неизвестных нам обстоятельствах — это видно из концентрического типа планировки, состоявшего из двух колец. Внешнее кольцо предназначалось для защиты города от наводнений, внутреннее — для обороны от врагов.

На руинах Мари археологи обнаружили одни из самых ранних в истории образцов некоторых шумерских технологий, включая колесо и водопровод. Мари был построен таким образом, что уровень всего города постепенно наклонялся вниз, а на улицах имелись сложные дренажные системы. Дождевая вода выводилась из города, не разрушая здания, которые в массе своей были сложены из необожжённого глиняного кирпича.

Между 1933 и 1938 годами археологи обнаружили в Мари более 15 000 табличек с шумерской клинописью. Большая их часть была сосредоточена в так называемом «Великом королевском дворце», другие извлечены из разрушенных частных домов.

Ранняя история Мари

История Мари как города и регионального центра власти продолжалась с 2950 по 1760 год до н. э. и условно делится на три основных периода: «Город I», «Город II» и «Город III». На 2950-2650 годы до н. э. приходится существование урбанистического центра, именуемого «Город I».

Штандарт из храма богини Иштар в Мари
(период «Город I»).
Между 3000 и 2900 годами до н. э. неизвестное нам, но хорошо организованное и сложное общество выбрало область близ излучины Евфрата, чтобы построить здесь свою новую столицу. Место для нового города было выбрано на пересечении торговых путей, ведших из окрестных богатых ресурсами земель в ремесленные центры Шумера. Из гор Ливана в Месопотамию поступал знаменитый кедровый строительный лес, из Малой Азии — медная и серебряная руды, из нагорья к северу от истоков Тигра — обсидиан. В обратном направлении древние торговцы везли зерно и ремесленные изделия.

Как упоминалось выше, город изначально строился по строгому плану. Вырыв навигационный канал, древние строители использовали вынутую из русла канала землю для того, чтобы выровнять участок, который станет сердцем города. После этого были построены фортификационные сооружения в виде двух колец из стен и башен — так сформировался облик города, остававшийся неизменным в течение следующих 1200 лет.

Общий вид Мари периода «Город I».
Художник — Балаж Балог.
Среди обнаруженных строений не удалось идентифицировать религиозных или дворцовых сооружений. В то же время, найденные дома рисуют картину города, жившего международной торговлей и разнообразным ремесленным производством, включая обработку металлов.

Хотя Мари явно относился к шумерской культуре, этнических шумеров в городе было немного — жители говорили и вели переписку на одном из семитских диалектов. Вероятно, это было связано с тем, что основанный как торговая фактория выходцев из Шумера или Аккада, город быстро стал местом притяжения для местных семитов. Смешанный характер населения города подчёркивался поклонением семитскому божеству земледелия и плодородия Дагону и шумерской богине плотской любви и войны Инанне.

Примерно около 2650 года до н. э. по неизвестным нам причинам Мари периода «Город I» был покинут жителями. В течение следующего столетия каналы заиливались, а город стоял пустым.

Возрождение Мари

Около 2550 года до н. э. в Мари вновь появились жители. Новые поселенцы полностью перепланировали город (за исключением двойной линии стен) — старые каналы были расчищены, а их дно углублено.

Значительную часть информации о Мари второго периода учёные получили из текстов, найденных при раскопках соседнего города-государства под названием Эбла. Этот город был политическим соперником Мари, а потому его писцы старательно фиксировали всю доступную им информацию о могущественном соседе. Известно, что Мари контролировал значительную часть Северной Месопотамии, а временами его влияние простиралось далеко на юг вплоть до шумерского города Ур. Во второй половине XXV века до н. э. Мари и другой шумерский город Киш были союзниками в неудачной для них войне против стремившегося к гегемонии города Лагаш.

Карта царства Мари периода «Город II».
В 2420-2360 годах до н. э. Мари пришлось выплатить огромную дань Эбле в размере 2193 мин серебра и 26 сиклей золота. Длительный конфликт за контроль над торговыми путями привёл к поражению правителя Мари по имени Иплул-Иль (Иблул-Ил) от полководца из Эблы по имени Энна-Даган. Клинописная табличка из архива Эблы свидетельствует:

«Город Абуру и город Илги, стоящие на территории Белана, осадил я [Энна-Даган] и нанёс поражение царю Мари: гору трупов оставил я на землях Лабанана, гору трупов оставил я в Эмаре и Лалании. Галалабов и торговые пути я освободил. Иблул-Илу, царю Мари и Ассура, нанёс я поражение в Захиране и оставил семь гор трупов».
Этим конфликт соседей не закончился — через некоторое время Мари оправился от поражения и завоевал некоторые принадлежавшие Эбле пограничные земли на восточном берегу Евфрата. Будучи не в силах в одиночку противостоять усилившемуся соседу, Эбла создал военно-политический союз из земель, граничивших с Мари на севере. Теперь Эблу получал товары и сырьё в обход Мари.

Конкуренция между городами-соседями закончилась разрушением Эблы аккадским царём Саргоном Великим в 2350 году до н. э. Мари пережил своего извечного противника, но в 2220 году до н. э. после жестокого штурма «Город II» был разрушен войсками другого аккадского царя Нарам-Суэна.

Статуя храмового чиновника Эбин-Иля из Мари.
Между Аккадом и Шумером

Захваченный и разрушенный город был выбран завоевателями в качестве удобного места размещения гарнизона, вновь отстроен и заселён — так началась эпоха «Города III». После падения Аккадской империи в 2150 г. до н. э. Мари вновь стал независимым политическим центром и завоевал господство над Северной Месопотамией.

В течение первых 150-200 лет существования «Города III» его правители жили во дворце, о котором известен лишь факт его существования и местоположение. Отсутствие более детальной информации о старом дворце является следствием его разрушения, чтобы освободить место для нового центра власти — «Великого королевского дворца», состоявшего из сотен комнат.

Чтобы сохранить мир в регионе и избежать очередного разрушения своего города, правившая в Мари династия породнилась с господствовавшей в Южной Месопотамии Третьей династией Ура. Под защитой могучего южного соседа этот мир продолжался до тех пор, пока около 2000 года до н. э. последнее независимое шумерское царство не прекратило своё существование. Под ударами кочевых аморейских племён и вследствие внутреннего кризиса Южная Месопотамия впала в хаос — последним прямым наследником шумеро-аккадской культуры и государственности оставался Мари. Известно, что в это время здесь обновили и усилили фортификационные сооружения — город готовился к серьёзной войне.


                                      Литература:
  1. Robert McAdams. An Interdisciplinary Overview of a Mesopotamian City and its Hinterland, 2008. ISSN 1540-8779.
  2. Samuel Noah Kramer. The Sumerians: Their History, Culture, and Character. University of Chicago Press, 1971. ISBN-10: 0226452387 ISBN-13: 978-0226452388.
  3. Leonard Woolley. The Sumerians, 1965. ISBN-10: 1566196663 ISBN-13: 978-1566196666.
  4. Beek, M. A., Atlas of Mesopotamia (Thomas Nelson and Sons Ltd. Publishers, 1962).
  5. Bertman, S., Handbook to Life in Ancient Mesopotamia (Oxford University Press, 2005).
  6. Kriwaczek, P., Babylon: Mesopotamia and the Birth of Civilization (New York: St. Martin's Press, 2012), 164-165.
  7. Margueron, J., Mari: Capital of Northern Mesopotamia in the Third Millenium — The archaeology of Tell Hariri on the Euphrates (Oxford & Philadelphia: Oxbow Books, 2014).
  8. Saggs, H. W. F., Everyday Life in Babylonia and Assyria (Hippocrene Books, 1987).
  9. Villard, P., «Shamsi-Adad and Sons: The Rise and Fall of an Upper Mesopotamian Empire." In Civilizations of the Ancient Near East (ed. Sasson, J.M.). (Charles Scribner's Sons, 1995).
  10. Margueron, J., «Mari: A Portrait in Art." In Civilizations of the Ancient Near East (ed. Sasson, J. M.). (Charles Scribner's Sons, 1995).
  11. Sasson, J. M., «King Hammurabi of Babylon." In Civilizations of the Ancient Near East (ed. Sasson, J. M.). (Charles Scribner's Sons, 1995).
  12. Lemche, N. P., «The History of Ancient Syria and Palestine: An Overview." In Civilizations of the Ancient Near East (ed. Sasson, J. M.). (Charles Scribner's Sons, 1995).
  13. Milano, L., «Ebla: A Third-Millenium City-State in Ancient Syria." In Civilizations of the Ancient Near East (ed. Sasson, J. M.). (Charles Scribner's Sons, 1995).
  14. Charpin, D., «The History of Ancient Mesopotamia: An Overview." In Civilizations of the Ancient Near East (ed. Sasson, J. M.). (Charles Scribner's Sons, 1995).
  15. Woolley, L., Ur 'of the Chaldees (Cornell University Press, 1982).
Max Ferapontov__________________________________

Цикл лекций о Шумере