Страницы

Кулинарные привычки жителей Византии

Жареное мясо в средние века часто доваривали в бульоне, а приготовленную куру, обваляв в муке, добавляли в суп. При такой двойной обработке мясо почти теряло вкус. Но иначе было не разжевать, — зубы тогда лечили плохо.  
Фрагмент фрески из католикона монастыря Ватопеди. Афон, 1312 год
Основная пища ромеев, — так называли себя подданные Византийской империи, — была непритязательна: много хлеба, вино, рыба и овощи. А своих западных соседей мясоедов-латинян они считали обжорами... Статью Александра Каждана пересказывает специалист по средневековому искусству Татьяна Горбутович и делится иллюстрациями.

Сколько ели византийцы?

По прочтении известной книги Ф. Кукулеса «Византийская жизнь и культура» создается впечатление, что византийцы были необыкновенными гурманами: они поглощали огромное количество разнообразнейших блюд из дичи, мяса, рыбы, овощей, фруктов, дикорастущих трав [1]. Впрочем, составленный Кукулесом перечень включает в себя блюда, съеденные всеми византийцами на протяжении более чем тысячелетней истории империи.

Существуют, однако, свидетельства, что рацион отдельного человека и даже отдельных социальных групп был и более однообразным и более скромным.

Дж. Тилл, опираясь на житийные Памятники и на стихи византийского поэта Феодора Продрома (XII в.), пришел к выводу, что византийцы питались преимущественно хлебом, рыбой и овощами и что хлеб скорее всего являлся главным элементом их каждодневной пищи [2].

Вывод Тилла, правда, обоснован крайне скудными и отрывочными свидетельствами. Между тем источники, вышедшие из-под пера современников Продрома, позволяют получить гораздо более отчетливое представление о рационе и рядового и именитого византийца. К их рассмотрению мы и обратимся.

Пир в доме Иова,
византийская миниатюра 14 века, итальянское влияние

Разумеется, пиры, которые устраивали император или высшая знать, были обильными. По словам Никиты Хониата, на столе у Исаака II Ангела (1186-1196 гг.) громоздились холмы хлебов, леса зверей, проливы рыбы и моря вин [3] Византийский писатель первой половины XII в. Михаил Италик с восторгом описывает обильные трапезы в Филиппополе: тут и куры, и журавли, и гуси, и зайцы, и куропатки [4] И Евстафий, митрополит Солунский, наслаждался в гостях у Никифора Комнина удивительно вкусно приготовленной птицей [5] К роскошной трапезе подавались дичь и отборная рыба, и скуповатый Кекавмен, писатель-моралист XI в., ужасается, как дорого стоили подобные яства [6]. Кое-кто из византийской знати XII в. славился своим обжорством, например, Иоанн Каматир или Алексей Аксух.

Но тот же Никита Хониат, рассказав о низложении Исаака Ангела, добавляет, что бывший император влачил с тех пор крестьянскую жизнь, питаясь умеренным количеством вина и хлеба. Вино и хлеб представляются как Хониату, так и его современнику Евстафию Солунскому главнейшими продуктами питания [7]. О пище латинян Хониат говорит с насмешкой, и это не удивительно: отношения византийцев и выходцев с Запада были в ту пору настолько обостренными, что все раздражало их друг в друге: и одежда, и манера стричься, и еда.

Любопытно, однако, что именно в трапезе латинян вызвало ироническое отношение греческого историка: обилие жареной говядины, копченой свинины и острые соусы. Мясоедство вообще в его представлении отождествляется с обжорством, и ему вторит Анна Комнин, с насмешкой подчеркивающая, что нормандскому князю Боэмунду подавали мясо птиц и «сухопутных» животных [8].

Обратимся к другим, более конкретным источникам. Так, по завещанию византийского историка XI в. Михаила Атталиата от 1077 г. основанный им странноприимный дом должен был кормить по воскресеньям шесть бедняков; им выдавали хлеб и небольшой приварок: бобы или овощи, мясо, рыбу [9].

Мозаика «Гостеприимство Авраама». Сан-Витале, Равенна, Италия. 6 век / The Hospitality of Abraham. Basilica di San Vitale. Ravenna, Italy. 6th century

Хлеб здесь на первом месте. Сколько же хлеба съедали византийцы? Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим устав монастыря Иоанна Предтечи, в котором констатируется, что люди едят по-разному: один остается голодным после двух литр (одна литра — 325 г) хлеба, другой съест одну литру или даже шесть ункий (1/12 часть литры) — и сыт [10]. На основании этих цифр мы можем принять полторы литры хлеба за среднее количество, потреблявшееся византийцем в день. Попробуем рассчитать эту норму другим путем.

Атталиат в упомянутом уже завещании распорядился раздавать 18 вдовам и старикам 216 «анионных» модиев хлеба в год [11], то есть по 12 модиев на человека в год, или по одному модию ежемесячно. Один «аннонный» модий составлял 2/3 морского, последный же равнялся 40 литрам [12], а это примерно 13 кг [13]. Следовательно, Атталиат исходил из нормы в 26,7 литры в месяц, или чуть менее литры хлеба ежедневно. Норма низкая, как можно видеть из сопоставления с цифрами устава монастыря Предтечи.

Византийская бронзовая печать для хлеба (просфор). 500-900 годы / Byzantine Bronze Bread Stamp. Bethlehem, Israel. Circa 500 AD to 900 AD. 3.5×5.7cm

Приблизительно о такой же норме потребления хлеба говорит и Продром, по словам которого 12 медимнов (в византийскую пору этот термин потерял техническое значение, и Продром скорее всего пользуется им вместо слова «модий») хлеба едва хватает, чтобы накормить 13 человек в течение месяца [14]. Следовательно, на человека приходилось чуть меньше модия хлеба (впрочем, неясно, какого именно) в месяц, или около одной литры в день.

Любопытно, что в монастырях, несмотря на призывы к воздержанию и постничеству, ели больше. Монахини патриаршего монастыря Келарея получали в год 18 морских модиев хлеба [15], что составляло 60 литр ежемесячно, или 2 литры в день. Еще больше хлеба выдавали в богадельне богатого константинопольского монастыря Пандократора — 20 морских модиев на человека в год [16]. Наконец, монахи основанного Атталиатом монастыря получали огромное количество хлеба — по 30 модиев [17]. Итак, Атталиат при раздаче хлеба вдовам и старикам, а также, по-видимому, Продром исходили из нормы примерно в 300 г на день (речь идет, надо думать, о зерне, а не о печеном хлебе), в монастырях же отпускалось на человека не менее 650 граммов.

Византийцы питались пшеничным и ячменным хлебом: первым — преимущественно в Малой Азии, последним — на Балканах. Рожь и овес, распространенные на средневековом Западе, и рис, возделывавшийся на Востоке, встречались здесь лишь спорадически.

Ели один или два раза в день. Кекавмен рекомендует плотный завтрак и воздержание в обед. Поскольку питание раз в день не было исключением, термины для завтрака (аристон) и обеда (дипнон) рассматриваются как идентичные и употребляются один вместо другого [18]. Ели, по-видимому, не рано: Никита Хониат иронизирует, что царям приготовляют ранний дипнон, а Анна Комнин специально отмечает, что печенеги ели ранним утром [19]. Византийский император Иоанн II (1118-1143 гг.) сперва отправлялся на охоту, а потом принимался за аристон [20]. О Никифоре III (1078-1081 гг.) рассказывают, что вельможи являлись во дворец в час аристона; затем, отпустив гостей, император проводил остаток дня беззаботно. Видимо, час его аристона не был слишком ранним.

Монастырские уставы предусматривают обычно две трапезы: аристон после заутрени и дипнон после вечерни. В некоторых случаях монахи ели лишь раз в день, и только братии, занятой на тяжелой работе, полагалась вторая трапеза [21]. Вечерняя еда в монастырях состояла из хлеба и вина, к которым иногда добавлялись овощи и фрукты. Вареную пищу ели утром, когда приготовляли два или три блюда, как правило, из рыбы, сыра, бобов или капусты, приправленных оливковым маслом [22]. В монастыре Пандократора пища была разнообразнее: помимо обычных блюд, подавали лук, яйца, устрицы и ракушки-мидии. В пелопоннесском монастыре в Арее число блюд доходило по праздникам до пяти. Запивали утреннюю еду, подобно мирянам, вином: в монастыре Спасительницы мира ежедневно полагалось каждому два «монашеских» красовулия (чаши) вина [23].

Такой рацион признавался составителями уставов достаточным, как это прямо сказано, например, в уставе монастыря богородицы Благодатной. Разумеется, в разных монастырях ели по-разному, и если Евергетидский устав запрещает голодным монахам просить добавку, то устав Пандократора, наоборот, отмечает, что после завтрака остаются куски [24].

Тайная вечеря. Мозаика XII века. Santa Maria Nuova —
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, Монреале, Италия

Количественный анализ византийского рациона, основанный преимущественно на монастырских уставах XI-XII вв., в целом подтверждает заключение Тилла: в Византии действительно ели довольно много хлеба и пили порядочно вина. Остальная еда составляла сравнительно незначительный, случайный и довольно однообразный приварок. Монахи ели не меньше, а скорее больше мирян, во всяком случае, бедноты.

Можно попытаться выразить денежную стоимость монашеского рациона. Хлеб продавался в конце XI в. по 12 — 18 модиев на одну золотую номисму [25], и соответственно годовая стоимость выдаваемого монаху хлеба составляла одну-две номисмы. Приварок, не считая вина, бобов и оливкового масла, исчисляется Атталиатом в две номисмы, а на оливковое масло (которое шло также на освещение) он приказывает выдавать одну номисму [26]. По-видимому, весь рацион приблизительно может быть исчислен в шесть-семь номисм ежегодно.

Византийская беднота тратила на дневное пропитание, насколько можно судить по «Житию Андрея Юродивого» (X в.), два обола, получая за эти деньги овощи и горячее блюдо [27]; это составляет около двух номисм в год (номисма разна 288 оболам). На пропитание бедняки имели гораздо меньше средств, чем монахи. Впрочем, другого от средневековой империи историк и не мог бы ожидать.

Одна из интереснейших проблем, встающих в этой связи, — сопоставление византийского рациона с пропитанием в странах Западной Европы и Ближнего Востока. Появившееся недавно исследование С. Аштора практически не учитывает византийского материала, зато содержит важные данные на этот счет о средневековой Европе и Востоке. Аштор подчеркивает, что доля хлеба в рационе (особенно у трудового люда) была значительно выше, чем в настоящее время: в Иране X в., по его расчетам, 2/3 жалованья наемного работнике уходило на покупку хлеба. Кроме того, бедняки ели овощи, иногда рыбу, дешевое мясо и фрукты.

Западный стол. 15 век, вторая четверть / Miniatura tratta dal codice ’Flore de virtu e de costumi’, secondo quarto del XV secolo, British Library

На Западе хлеб был худшего качества и составлял меньшую долю в рационе, хотя и здесь горожане потребляли до килограмма хлеба в день, то есть значительно больше, чем в Византии. На Западе ели также относительно много мяса, но зато почти не потребляли оливкового масла [28]

Насколько можно судить по скудным свидетельствам средневековых источников, византийский рацион был ближе к нормам мусульманского мира, нежели к западным. От мусульманского он отличался прежде всего обильным употреблением вина, а также незначительным количеством сластей (разведение сахарного тростника в Византии засвидетельствовано значительно более поздними памятниками).

            Примечания:

[1] См. Ph. Koukoules. Vie et civilisation byzantines. T. V. Athenes. 1952.
[2] J. L. Teall. The Grain Supply of the Byzantine Empire, 330 — 1025. «Dumbarton Oaks Papers». Vol. XIII 1959, p. 98 f.
[3] NicetasChoniata. Historia. Bonnae. 1835, p. 579.
[4] R. Browning. Unpublished Correspondence between Michael Italictis, Archbishop of Philippopolis, and Theodo. j Prodromos. «ByMntifiobulgarica». Vol. I. 1962, p. 285.
[5] Eustathius Thessalonicensis. Opuscula. Francofurti a. M. 1832, p. 311.
[6] Cecaumeni Strategicon. «Записки» Историко-филологического факультета С. -Петербургского университета. Т. XXXVIII. 1896, p. 49.
[7] Nicetas Choniata. Op. cit., p. 343; Eustazio di Tessalonica. L'espugnazione di Tessalonica. Palermo. 1961, p. 110.
[8] Anne Comnene. Alexiade. T. 2. P. 1943, p. 231.
[9] «Acta et diplomata graeca medii aevi». Ed F. Miklosich et I. Muller. T. V. Vindobonae. 1887, p. 306.
[10] А. И. Пападопуло-Керамевс. Noctes Petropolitanae. СПБ. 1913, стр. 13.
[11] «Acta...». T. V, pp. 306, 320.
[12] См. П. В. Безобразов. Материалы для истории Византийской империи. «Журнал министерства народного просвещения». Ч. 254. 1887, ноябрь, стр. 72, прим. 2 (со ссылкой на словарь Дюканжа). Соотношение «анионного», морского и монастырского модиев определено в уставе монастыря Пандократора (А. Дмитриевский. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока. Т. I. Киев. 1895, стр. 694). Согласно пометке на рукописи XV в., модий составлял 40 литр, или 480 ункий, или 2880 стагий (D. Zakythenos. Peri tes times tou sitou en Byzantio. «Epeteris Etereias Byzantinon Spoudon». T. 12. 1936, p. 392).
[13] W. Nissen. Die Diataxis des Michael Attaleiates von 1077. Jena. 1894, S. 117. Я. А. Манандян (Я. А. Манандян. Римско-византийские хлебные меры и основанные на них индексы хлебных цен. «Византийский временник». Т. П. 1949, стр. 68 ел.) также приравнивает византийский модий к 40 римским фунтам, или 13,056 кг.
[14] D. C. Hesseling, H. Pernot. Poemes prodromiques en langue vulgaire. Amsterdam. 1910, p. 41. Термин «медимн» вместо «модий» употреблял также Скилица (см. G. Ostrogorsky. Lohne und Preise in Byzanz. «Byzantinische Zeitschrift». Bd. 32. 1932, S. 320). О трудности идентификации «медимна» и «модия» в памятниках XIII в. см.: К. В. Хвостова. Особенности аграрно-правовых отношений в Поздней Византии. М. 1968, стр. 75, прим. 67.
[15] «Acta...». Т. V, р. 372.
[16] А. Дмитриевский. Указ. соч., стр. 694.
[17] «Acta...». Т. V, p. 316.
[18] Nicephorus Bryennius. Commentarii. Bonnae. 1836, p. 93.
[19 ] Anne Comnene. Op. cit., p. 128.
[20] Joannes Cinnamus. Epitome rerum. Bonnae. 1836, p. 25.
[21] Согласно уставу монастыря Иоанна Предтечи (А. И. Пападопуло-Керамевс. Указ. соч., стр. 29). Впрочем, в иных случаях и в этом строгом уставе предусматривались как аристон, так и дипнон (там же, стр. 42).
[22] Например, в монастырях Илиу Вомон (А. Дмитриевский. Указ. соч., стр. 733), богородицы Милостивой (L. Petit. Le monastere de Notre-Dame de Pitie. «Известия» Русского археологического института в Константинополе. Т. VI. 1900, стр. 86), Бачковском (S. Kauchtschischvili. Typicon Gregorii Pacuriani. Thbilisiis. 1963, p. 66) и др.
[23] А. Дмитриевский. Указ. соч., стр. 668; «Acta...». Т. V, р. 185; Nicetas Choniata. Op. cit., p. 169.
[24] «Acta...». Т. V, р. 366; А. Дмитриевский. Указ. соч., стр. 625. 626.
[25] G. Ostrogorsky. Op. cit., S. 321 f. Однако к 1213 г. цена модия хлеба поднялась до 1/2 номисмы («Acta...». Т. VI. 1890, р. 163), а к концу XIII в. за модий платили около номисмы (К. В. Хвостова. Указ. соч., стр. 75).
[26] «Acta...». Т. V, р. 316.
[27] А. П. Рудаков. Очерки византийской культуры по данным греческой агиографии. М. 1917, стр. 124.
[28] S. Ashtor. Essai sur l'alimentation des diverses classes sociales dans l'Orient medieval. «Annales», 1968, 23, N 5