Страницы

Мир после Pokemon Go: как технология дополненной реальности изменит нашу жизнь

Только на платформе Apple ежедневная выручка Pokemon Go составляет 1,6 млн долларов, покупки за настоящие деньги совершают всего 5% игроков
Мобильная игра про "карманных монстров" Pokemon Go бьет рекорды популярности, - это может быть началом кардинальных изменений в индустрии развлечений и при этом концом приватности в современном ее понимании.

Миллионы людей по всему миру патрулируют улицы, штурмуют парки, музеи, кладбища и церкви в поисках покемонов, существующих только на экране смартфона. По числу активных пользователей Pokemon Go уже обогнала таких интернет-гигантов как "Твиттер" и "Тиндер" (см. Новая реальность: как покемоны стали популярнее порно).

То, что звучит как шутка, и начиналось как шутка: соревнование ловцов "карманных монстров" Google анонсировала на своем видеоканале еще 31 марта 2014 года. В преддверии Дня дурака корпорация ежегодно публикует бредовые идеи, такие как "туалетопроводный" интернет или ввод текста при помощи пантомимы.

Также несерьезно воспринималась и ловля покемонов смартфонами, тем более анонсированный функционал приложения превосходил любой, созданный к тому моменту и даже на сегодняшний день. В промо-ролике ловля происходит при помощи жестов, смартфон с датчиками движения функционирует как игровой контролер. Участники соревнования выуживают покемонов из воды, отбиваются от налетающих орд, догоняют их на велосипеде...

Не исключено, что этим роликом корпорация предвосхищала выход очков дополненной реальности (augmented reality) Google Glass, в успех которых на тот момент еще верила.

Технология дополненной реальности может дать человечеству
нечто большее, чем возможность ловить Дроузи (на фото)
и его сородичей при помощи смартфона
Шуточный ролик стал одним из манифестов индустрии дополненной реальности. Но как и всякий манифест, он далек от воплощения, если вообще реализуем.

О чем врут покемоны

Мобильное приложение Pokemon Go, разработанное Niantic и выпущенное Nintendo уже без участия Google, строго говоря, к проектам дополненной реальности не относится.

По этому поводу сломано немало копий: скептики утверждают, что дополненная реальность предполагает динамическое взаимодействие с окружающим миром, тогда как Pokemon Go взаимодействует с GPS и статическими картами Google, как простой навигатор.

Поэтому, например, вы никогда не найдете покестопов, - виртуальных хранилищ бонусов, куда можно установить приманку для покемонов, - на Марсе. Туда не ступала нога картографов и игроков Ingress (своей предшественнице Pokemon Go обязана частью локаций, созданных пользователями). Хотя такого стимула покорить Красную планету, как обитающий на ней редкий покемон, у человечества еще, наверное, не было.

Да что Марс, как отмечает Miami Herald, в районах с преимущественно афроамериканским населением в разы меньше покестопов, чем в "белых" районах, - по тем же причинам.

В Ingress, самой известной многопользовательской онлайн-игре
в реальном мире, фракции "просвещенных" и "сопротивления"
борются друг с другом за "порталы".
Цифровой контент в игре слабо взаимодействует с объектами реального мира: покемоны не застревают в текстурах, но при этом кажутся то больше, то меньше или оказываются в неподходящих местах (унитаз - еще не худшее из них).

С другой стороны, приложение Sky Map, которое при наведении смартфона на небо показывает названия звезд и созвездий и считается одним из эталонов в сфере дополненной реальности, тоже черпает информацию из предустановленных карт. Динамическим приложение стало бы, если бы выдавало результат на основе анализа конфигурации светящихся шариков в небе, но их может быть и не видно из-за облаков.

Что считать дополненной реальностью - вопрос открытый.

Превращение реальности

Несмотря на размытость критериев, рынок дополненной реальности растет так же быстро, как популяция покемонов. В ближайшие годы он станет массовым.

Microsoft тестирует очки HoloLens, оснащенные приборами для измерения скорости, расстояний, углов наклона, яркости света, которые позволяют идеально вписывать в пространства виртуальные объекты. Если бы Pokemon Go была сделана для HoloLens, монстры прятались бы под столами, и приходилось бы нагибаться, чтобы их увидеть.

Пока что у очков Microsoft ограниченный угол обзора - 120 градусов, батарея, которой в среднем хватает на 3-3,5 часа, и цена в 3000 долларов.

Американский астронавт Скотт Келли опробовал очки HoloLens в космосе
еще до их официального выхода
Стартап Magic Leap, позволяющий видеть трехмерные голограммы, пока не решил, в виде чего он появится в продаже. Это могут быть очки, лобовое стекло автомобиля или витрина в магазине. Чтобы увидеть покемонов, не обязательно будет что-то включать, - их могут включить за вас.

Google Tango преобразует объекты реального мира на экране смартфона так, что здания превращаются в скалы, столбы - в деревья, а коллеги по офису, скажем, в тех же покемонов.

Следующий шаг - сделать устройство дополненной или смешанной реальности миниатюрным. Агентство по перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам минобороны США разработало контактные линзы, которые приближают видимую область морганием правого глаза и отдаляют - морганием левого. Для "проецирования" картинки прямо в мозг разрабатываются бионические глаза.

По оценкам инвестиционного банка Goldman Sachs, глобальный рынок виртуальной и дополненной реальности к 2025 году вырастет до 80 млрд. долларов - это базовый сценарий, столько сейчас, например, стоит рынок настольных персональных компьютеров. В случае ускоренного развития технологии стоимость рынка может составить 182 млрд. долларов.

На видеоигры будет приходиться 11,5 из этих 80 млрд долларов. На публичные события, такие как президентские дебаты или финал чемпионата мира по футболу, - 4,1 млрд. На видеоразвлечения (что это понятие вмещает в себя, помимо просто фильмов, догадайтесь сами) - 1,6 млрд.

На волне покемономании будущему смартфону Lenovo
с технологией трехмерной дополненной реальности
Google Tango под силу сорвать покупательский джекпот.
Безграничные возможности
"Технологии развиваются по принципу снежного кома, начиная с малого, - говорит российский интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев. - Дополненная реальность возможна там, где сеть проникла уже повсеместно, где у пользователей есть необходимые устройства - смартфоны с датчиками и видеокамерами. Где общая продвинутость пользователей достигла того уровня, когда они понимают, например, что такое геолокация".
По мнению эксперта, бум Pokemon Go означает, что виртуальное пространство начинает притягиваться к физическому.
"Игра это продемонстрировала как лакмусовая бумажка: мы готовы к переходу в новый мир, который будет полон виртуальными персонажами и предметами - не менее важными, чем реальные",
- отмечает Мариничев.

Глава компании Niantic и один из разработчиков Pokemon Go Джон Ханке считает, что будущее за дополненной, а не виртуальной реальностью.
"Все компании, которые занимаются дополненной реальностью, в последние годы ждут двух вещей: выхода на массовый рынок очков Magic Leap, Meta и Hololense и глобального "зеленого света", когда станет окончательно понятно, что AR в мире надолго",
- говорит эксперт по дополненной и виртуальной реальности американского агентства Two Goats Николай Головин.

По его словам, покупка "Фейсбуком" приложения для интерактивных селфи MSQRD и популярность Pokemon Go - как раз такой сигнал рынку.
"Благодаря "Покемонам" скоро всем будут очевидны преимущества и возможности использования дополнительной реальности. А они безграничны: висящие в воздухе экраны как в фантастических фильмах - это AR. Веселые фильтрики в Snapchat - AR. Покемоны - AR. Проекция GPS на лобовое стекло вашего автомобиля - AR. Голограмма Майкла Джексона на выступлении в Лас-Вегасе - AR. Скоро вы будете с утра надевать очки Hololense и видеть перед собой на стене прогноз погоды, карту своего пути, сообщения от друзей, электронную почту и сводки с фондовых бирж",
- заключает Николай Головин.

Угроза безопасности?

У повсеместного использования технологии дополнительной реальности есть и негативный потенциал: она может привести если не к концу приватности в современном ее понимании, то к серьезному кризису личной сферы.

Не исключено, что сервис FindFace, который по лицам людей находит их профайлы в соцсетях, или его аналог будет делать снимки и выводить информацию на очки автоматически. Любой встречный, заинтересовавший пользователя, даже не узнает, что его личность установили.

В толпе полицейские смогут отличать тех, кто отметился в соцсетях как участники митинга, от случайных прохожих. Кто-нибудь создаст приложение, которое при помощи технологии смешанной реальности и алгоритмов нейронных сетей позволит видеть людей без одежды, и тут же подвергнется остракизму. Надолго ли?

С опасениями перед возможными посягательствами на личную жизнь и связан провал Google Glass: обладателей очков с дисплеем, как известно, перестали пускать в бары.

"Гугл глас - высший класс. В них вы - Тони Старк".
Даже аналогия с Железным человеком не уберегла очки Google от коммерческого провала.
Игра, лишь имитирующая передовую технологию и посвященная наивным покемонам, наоборот, завоевала мировую популярность.

Хотя и Pokemon Go провоцирует протесты и попытки запретов. В Индонезии, например, игра официально признана угрозой национальной безопасности.

Дополненная реальность перестает быть первоапрельской шуткой Google и постепенно становится привычной технологией, которой мы пользуемся каждый день. Если этого не произошло до сих пор, то лишь из-за нашего страха перед будущим.