Культ греко-римских богов ко времени образования империи начинает постепенно падать. Греческая мифология становится предметом насмешек, является материалом для книг эротического содержания. Лукиан Самосатский (125-185 гг) писал сатиры на богов. В одной из них изображено, как Зевс, верховный бог, вызвав к себе на прием босого, в рваном плаще философа, сначала сердится на его непочтительные замечания, а потом позорно сдается в споре с нищим атеистом. Императоры ввели новую государственную религию. Был установлен культ Ромы-Августы, рядом с ним императоры ввели сами себя в сонм богов. Умершему государю устраивали апофеоз, сожжение тела расценивалось, как вознесение на небо. Для возвеличивания государей устраивались большие праздники, которые сопровождались подарками, дармовыми зрелищами. Но те, кто ждал утешения от горя, безысходности и прочих проблем, искали помощи в других религиях, у других богов. Римляне были терпимыми к другим религиям. Отсюда и успех религий, пришедших с Востока.
Оттуда пришла вера в
бессмертие человеческой личности, в продолжение жизни за гробом. Заодно многие
восточные религии принесли вместо многобожия идею единого бога, свободного от
человеческих пороков, но в то же время пекущимся о благе всего человечества.
Большой успех имела иудейская религия. Эта пропаганда проникла в самый Рим, и
даже в его придворные сферы: жена Нерона в своем завещании велела погребения по
иудейскому обряду. Однако дальнейшего сближения римского и иудейского культов
произойти не могло. Еврейский народец был слишком нетерпим к римскому
государству и возвеличивал самого себя. Поэтому он и столкнулся с римским
государством на национально-политической почве.
В широких кругах
распространилось поверье о приходе мессии, который возродит
"избранный" народ Израиля и даст ему власть надо всеми остальными. В
великой римской империи государственные интересы были выше племенных и
религиозных. Каждый народ мог исповедовать любую религию, и любой народ мог
найти в Риме храмы своих богов. Иудео-христиане не делали никакого почтения
римским богам. Мало того, что они создали версию язычества, достойную их
примитивного мировоззрения (в библии немало других богов кроме Яхве), так они
еще открыто презирали язычество римлян. Могли ли победители-римляне спокойно
наблюдать еврейский снобизм и неуважение порабощенных к поработителям?
В 49 году император
Клавдий изгнал наиболее дерзких евреев за пределы Рима.
В 66-73 годах поднялось
иудейское восстание. Они захватывают Иерусалимский храм, крепость Антония, весь
верхний город и укрепленный дворец Ирода, устраивают римлянам настоящую резню и
заставляют отступить военачальника римской армии Цестия Галла. Затем они
поднимают восстание по всей Палестине, убивая как римлян, так и своих
соотечественников, придерживающихся более умеренных взглядов. Это восстание
было подавлено, а в 70 году центр иудейства в Иерусалиме был разрушен, а храм
сожжен дотла. Это время можно назвать началом брожения христианства.
В 64 году гонения,
которые развязал Нерон после пожара Рима, были по сути погромом инакомыслящих,
принадлежавших к многочисленной еврейской колонии. За пределы города они не
распространялись. Те, кто отказывался от веры в еврейского бога и приносил
жертвы языческим, получали от властей свидетельства об этом (либеллии).
Домициан (81-96 гг)
тоже выступал против христиан. Евсевий, официальный историк церкви
квалифицировал это как гонения.
Переписка императора
Траяна (98-117 гг) с наместником Плинием о методах борьбы, применявшейся по
отношению к христианам, показывает, что император склонялся к ограничению
выдвижения обвинений христианству. Он же давал указы администрации оставлять
без внимания анонимные доносы на христиан.
От консервативной части
еврейского народца, живших по законам Моисея, стали отделяться радикальные
направления, многочисленные учения. Их было много в Палестине, в Египте, Сирии,
Малой Азии. Каждая секта по-своему верила в мессию (кстати, Христос по-гречески
означает "помазанник"), который должен был сползти с неба, освободить
их и установить на земле "царствие божье".
Война все продолжалась.
Евреи никак не хотели признавать себя побежденными. То и дело вспыхивали
мятежи, в которых участие принимали самые обремененные, бездомные люди. Вся
чернь восставала против императоров и самого государства.
В 117 году, во время
похода Траяна, в тылу римского войска вспыхнуло восстание, для подавления
которого прищлось вызывать войска с западных провинций. Параллельно с этой
борьбой сектантство все разрасталось и разрасталось, представляло собой
громадный лагерь отщепенцев от иудаизма. Туда бежали все сломленные, упавшие
духом, разочарованные.
Последним большим
иудейским восстанием была война 133-135 годов. Это восстание развязал
"мессия" Бар Кохба. Римлянам это начало надоедать и они стерли с лица
земли все исторические традиции иудейства под предводительством императора
Ариадна. На месте разрушенного Иерусалима с 137 года выстраивается новый
языческий город Элия Капитолина, иудеям запрещалось въезжать в Иерусалим. Чтобы
еще больше задеть евреев, Ариадн запретил им делать обрезание. Это восстание
ускорило разрыв между старым иудео-христианством и обновленным, греко-римским
христианством. Последнее пыталось снискать симпатии Рима своим демонстративным
антисемитизмом.
С этого времени
сектантство окончательно оторвалось от своей национальной основы, от родной
почвы, встало в резкую противоположность к иудейству и объявило ему войну.
Каждый из оппозиционных лагерей именовал себя "истинными", а
остальных - "ложными". В глазах ранних христиан, вождь восставших
воителей был не настоящим Христом, а его извращением - Антихристом. Как
открылось догадкам христиан, истинный Христос уже приходил со своими
проповедями, но его не заметили, не узнали и погубили иудеи. Скоро он должен
был появиться снова, но не к иудеям, от которых он отвернулся, а к другим, к
новым избранникам, которые "правильно верят". Они изобличают,
опровергают друг друга. Нахлынувшие на центральные и западные области империи
беженцы распадаются на множество сект и подсект. Между ними обнаруживаются
противоречия. У них нет общего имени, они боялись преследований государственных
властей и никак себя не обозначали.
Особый случай
представляет христианский философ Юстин. Церковь объявила его мучеником, но на
самом то деле он лишь стремился убедить римские власти не смешивать иудаизм и
христианство. Он очень рвался пострадать за свою веру и вот итог: злоба,
которую он питал к философу-кинику Кресценту привели Юстина к тому, что он был
в 163 году отдан под суд и обезглавлен за свою религиозную нетерпимость.
Представленная им
(Юстином) на суд общественного мнения и правительства религиозная система
получила яркую форму выражения в евангелиях, мистических биографиях Иисуса
Христа. Составлением евангелий занималось множество авторов в живом
соревновании и полемике друг с другом. Но сохранилось только четыре очерка,
которые церковь одобрила - канонические евангелия о Христе, которые были
признаны официальной церковью. Они изображают Иисуса, как историческое лицо, а
искусственная дата его рождения и дала начало "новой эры", новому
летоисчислению.
Начиная со 138 года и
последующие полвека (до 192 года) христианская пропаганда смогла вылезти из
катакомб, чердаков, подвалов и выступать открыто, не боясь преследований. При
императорах Антонине Пие, Аврелии и Коммоде преследования прекратились. Это
можно считать временем образования христианства, как мощной структуры с
церковью и литературой. Многочисленные проповедники осознают себя
"светочами мудрости в потемках глупости", основателями нового типа "святой",
праведной жизни. Найти себе римских покровителей, завоевать место в
общественном мнении, создать школу и клиентуру - вот что становится их
задачей...
Еще Аристотель верно
уловил суть фанатизма:
"От возбужденных людей не ждали, чтобы они хоть что-то поняли. Ожидалось лишь, чтобы они пришли в волнение…".
В таком состоянии
восставшие просто не способны были на размышления и легко присваивали себе
право без стеснения называть другим истину, которую они, как считали, были
обязаны проповедовать и выполнять.
В 139 году в Рим прибыл
Марикон, ревностный организатор религиозных общин нового типа. Ему принадлежит
попытка создать первую церковь. В числе авторитетных "священных" книг
он пропогандировал собрание "посланий апостола Павла". Деятельность этого
апостола была отнесена на 80-100 лет назад, в 40-50 года первого века. В его
посланиях резко выражен отказ от иудаизма. Этот апостол стремился сделать
христианство верой всех народов и принимать в него даже язычников. Благодаря
такой гибкой постановке вещей (т. е. просто жульничеству) христианство стало
смотреть в будущее, стремясь распространиться по всей земле (что практически и
удалось).
В
чем же была суть христианства?
Все группы, несмотря на свои
ожесточенные разногласия, поклонялись Иисусу Христу, которого они звали
"сыном божьим". Выработалось учение, что он незримо присутствует при
всех актах своих служителей, помогает им во всех бедах и несчастиях. Его ждали,
когда он придет наяву и устроит "суд божий". Тот день был близок,
когда ожидали божественные силы, которые вступят в бой с дьявольскими, которые
вооружит Сатана. Ждали смерти нечестивцев, оскверняющих землю своими грехами,
ждали триумфа праведников.
Новизна
христианства состояла в том, что оно выработало учение о человеке, нисходившего
на землю для того, чтобы своей смертью искупить грехи человечества и этим
спасти верующих от угнетающего их зла, чтобы даровать им жизнь вечную,
блаженную.
Конечно, спасители были и до Христа, но его учение о
немощности было очень удобно подсовывать одураченным и отчаявшимся массам.
Шайка авантюристов поняла, что его учение - то, что надо для управления рабами.
Христиане не любили
жизнь и питали к ней отвращение. Вот что пишет св. Августин:
"Преходящая жизнь, это лишь испытательный срок перед вечностью. Для христианина связанные с нею страдания представляют собою всего лишь испытания и наказания"["О граде божьем", 1, 29].
Страдание стало притягивать. Христианство
сделало доктрину смерти и страдания отождествлением земной реальности,
отодвинув жизнь и счастье на загробный период, окруженный ореолом надежды. Оно
все вывернуло наизнанку! Целью жизни для них стало преодоление данного мира,
оторвавшись от него, слиться с богом - неким идеалом духовности. Остается
добавить, что “Тот, кто живет для потустороннего мира, опасен в этом” [Роберт
Грин Ингерсолл].
"Род христиан и иудеев подобен стае летучих мышей или муравьям, вылезшим из дыры, или лягушкам, усевшимся вокруг лужи, или дождевым червям в углу болота, когда они устраивают собрания и спорят между собой о том, кто из них грешнее."
- крепко
выразился о них один древний критик.
Во второй половине II
века на Востоке выдвинулись монтанисты, последователи Монтана (умер в 150
году). Это были восторженные мечтатели, ожидавшие конца света и второго
пришествия Христа. Авторы слащавых набожных романов и фильмов сделали из них
образец истинных целомудренных христиан. В монтанизме отношение к женщинам было
презренным, но им разрешалось быть священницами и проповедовать, правда, ценой
отказа от сексуальной жизни и своей сущности. Самому Монтану это, однако, не
помешало всегда быть в обществе двух священниц, Квинтилии и Максимилии.
Монтанисты резко
отзывались о тех, кто не принадлежал к их учению, называя остальных
"психиками" и утверждая, что "святой дух" открыл Монтану
стократ больше, чем возвещено в евангелии. Верующие должны были готовиться к
концу света, соблюдать строжайший аскетизм. Незачем вступать в брак и рожать
детей, погибнут нечестивые, блаженные же возвышены будут. Все с трепетом
ожидали Апокалипсиса.
Тертуллиан (160-220 гг)
примкнул к ним. Он был красноречивым оратором. Для спасения души он призывал
резко отделить себя от язычников и от языческой власти, как царства греха и
злых демонов. Не следует служить в войске, украшать себя языческими нарядами и
блестками, не следует учиться и учить в школах, изготовлять статуи и вообще
обставлять свою жизнь произведениями искусства. Кроме всего этого он понимал
текст "святого писания" буквально и считал, что учение Христа сделало
излишней любознательность; евангелие уничтожило необходимость в науке. "Не
желайте умереть в своей постели и в лихорадочном томлении, но желайте умереть
мученической смертью.." - писал он. Это отдавало патологией. Еще одним его
высказыванием было: "Credo quia absurdum est" ("Верую, потому
что бессмысленно").
Христианство стало
усиленно влезать во все общественные слои, проникать во все сферы жизни,
вытеснять другие религии за пределы империи. Оно проникло в придворные круги:
например, христианка Марция была фавориткой сына Аврелия, императора Коммода.
Вот тогда императоры решают заняться христианством серьезно.
- В 202 году император Септимий Север издает эдикт, запрещающий как иудаизм, так и христианство. После его смерти преследования прекратились, хотя погромы все равно продолжались.
- В 249 году в Александрии произошла резня христиан, погромы там составляли традиционную часть города. Имеет место разгул антисемитизма в больших греко-римских городах.
- В 250 году Деций дает новые преследования, чтобы возродить древние религиозные ценности, так подпорченные христианством. Он объявил войну христианству не на живот, а на смерть.
- В 257 году император Валериан требует от христиан, чтобы те приносили жертвы также и традиционным богам, хотя при этом не требовал отречения от их веры (!). Теперь попробуйте представить такое во времена инквизиции.
Чем сильнее происходили
гонения на христиан, тем сильнее становилась эта организация. Она просто
очистилась от слабых элементов, вобрав в себя самых нетерпимых людей, помешанных
на Христе. Болезнь была слишком запущена, чтобы ее можно было уничтожить с
помощью гонений и грубой силы. В середине III века христианская церковь
представляла собою уже мощную разветвленную организацию, обладавшую большим
имуществом.
Стоявшие во главе общины богатые епископы, опиравшиеся на новую
провинциальную землевладельческую и служилую знать, руководили не только
религиозной и финансовой жизнью церкви, но и политикой, направленной против
умирающего сенаторского Рима. В то же время идет ожесточенная классовая борьба
внутри церкви; одурманенная попами беднота, эксплуатируемая своими же
единоверцами и церковью, бессильно мечтает о возврате к мнимой “чистоте”
первоначального христианства; отчаяние эксплуатируемых прорывается в ересях и
расколах.
Кроме этого резко возрастала вражда христиан к учреждениям и понятиям
языческого государства. В целом ряде случаев они отказывались быть послушными,
открыто осуждали жертвоприношения богам, называя их демонами, духами тьмы. Они
не делали исключения и для культа императоров, относя его к идолослужению. У
римских властей было основание полагать, что христиане скопили большое
количество денег и ценностей, укрывая их от налогов. Таинственность
христианских собраний внушала подозрение в заговоре и измене государству. Также
в праздники они не украшали дверей и улиц цветами, не водили хороводов, и это
бросалось в глаза окружающим. К тому же христиане страдали за свое чванство и
неуважение к чужим религиям.
"Они дерзко восстают против богов, люди жалкой, запрещенной, презренной секты, которые набирают в свое нечестивое общество последователей из самой грязи народной, из легковерных женщин, заблуждающихся по легкомыслию своего пола, люди, которые в ночных собраниях со своими торжественными постами и бесчеловечными яствами сходятся не для священных обрядов, но для мерзостей. Это - люди скрывающиеся, избегающие света, немые в обществе, говорливые в своих убежищах. Они презирают храмы как гробницы богов, отвергают богов, насмехаются над священными обрядами, милосердствуют о бедных, если возможно; сами полунагие, они пренебрегают почестями и багряницами жрецов. Они презирают мучения, которые у них пред глазами, и боятся неизвестного и будущего. Они не страшатся смерти, но боятся умереть после смерти. Так обольщает их обманчивая надежда на воскресение и заглушает в них всякий страх."
- такими выпадами
одаривает христиан Цецилий.
Начиная с 260 года к
христианству начинают относиться терпимо. Около сорока лет оно действовало
вполне открыто. Последние гонения происходили при Диоклетиане с 303 по 305 год.
Сначала он не трогал христиан. Они были послушны и спокойны, церковь уже
пустила глубокие корни, среди воинов было много христиан, много их было и при
дворе: жена и дочь императора склонялись к христианству. Затем он устроил на
них гонения, потребовал совершать языческие жертвоприношения под страхом пыток.
Те, кто подчинялся и принимал многобожие, оставляли в покое и уж не применяли к
ним изнуряющие наказания.
В III веке, во время
преследований христиан большинство епископов были возмущены непреклонностью тех
из них, кто отказывался дать отпущение верующим, которые отреклись от своей
религии, чтобы избегнуть пыток и казни. Один римский епископ отрекся от бога
ради спасения своей жизни, он был оправдан. В те времена было мнение, что лучше
живой епископ, чем мертвый мученик (видимо отсюда и родилась пословица:
"лучше быть живым псом, чем дохлым львом"). Но такое мышление скоро
перетерпит изменения. Отступники стали вызывать вражду и презрение со стороны поборников
мученичества, к которым принадлежали африканские донатисты.
Так, со времени
появления христианской проповеди прибавились новые причины для ухода в пустыню:
христианство возносило бедность в идеал, учило налагать на себя обет
самоотречения.
В III веке бегство в пустыню принимает массовый характер.
Особенно известна Фиваидская пустыня. Ее прославил отшельник Антоний (родился в
251 году), убежавший от общества. Сначала он жил в могильном склепе, потом в
развалинах крепости. Молитвой, постом, ночными бдениями он старался отогнать
дурные помыслы, боролся со "злыми духами", внушавшими ему страсти и
похоти. Его ученик Пахомий основал первый монастырь на берегу Нила, где монахи
вели строгую жизнь (подражание Пахомию было настолько велико, что незадолго до
его смерти насчитывалось уже 8 монастырей с 3 тыс. монахов). Особо ревностные
из них поселялись в полном одиночестве, подвергали себя тяжкому бичеванию.
Стремление подавить в себе плотские желания доводит их до того, что они не
снимали с себя одежды (которую носили из козлиной кожи в подражание Иоанну
крестителю), чтобы не видеть тела, не мылись в реке, не стригли волос. Также
они спали сидя, на стульях, а иногда даже и в полустоячем положении. Пищу
монахи принимали среди абсолютного безмолвия и, когда ели, закрывали свои лица
капюшонами, чтобы не видеть соседа. Это было отказом вообще ото всех радостей
жизни, от всех благ культуры, отрицание всего, что породила античность,
отрицание ее быта, вкусов, искусства и мудрости. Не видя никакого смысла в этой
жизни, они искали его в следующей. Мученичество - образец того, как христианин
обращается со своим телом. Чем больше он страдает в жизни, тем больше радости и
блаженства испытывает в минуту передышки и в предверии смерти. Вот такой идеал
настоящего христианина!
Строгости и
бессмысленные выдумки таких благочестивых сумасшедших христиане во все времена
рассматривали как несомненные признаки святости. По невежеству своему они не
могли знать, что во всех странах на земле, даже в религиях, которые они считают
самыми ложными, есть сумасшедшие, кающиеся или святоши, которые стараются
выделиться самоистязаниями, чтобы вызвать удивление черни. Они представляют
себе бога свирепым тираном, которому доставляет удовольствие наслаждаться
отвратительным зрелищем человека, вечно погруженного в слезы и горе. Они
воображают, что этот бог, которого они упорно называют бесконечно благим, -
кровавый деспот, которого можно ублаготворить только кровью и которого
раздражает благополучие и наслаждения его несчастных творений.
Эти противоречивые представления
составляют главную основу христианской религии, предполагающей, что бог мог
смягчиться только ценой крови собственного сына. Но так как фанатик никогда не
рассуждает и отнюдь не бывает последовательным, то сумасбродные святоши,
признавая, что кровь, пролитая Христом, имеет бесконечную ценность и что её
больше чем достаточно, чтобы смягчить отца, вместе с тем думают, что бог этот
требует ещё крови тех, кого сын якобы уже омыл своею кровью.
"Религия по существу своему враг человеческих радостей и человеческого благоденствия. Что такое святой с точки зрения всех религий? Это человек, который постится, молится, занимается самоистязанием, бежит от мира; которому, как сове, хорошо только в полном одиночестве."
- говорил Поль Гольбах.
Сколько же было жертв
гонений римских императоров? Официальный историк церкви, Евсевий Кесарийский
наштамповал их десятки тысяч. На самом-то деле на Востоке их число колебалось
от 2500 до 3500, а на Западе - 500. Приписывается, что это статистика за 100 с
лишним лет. Умножьте полученные числа на два - 90 лет христиан за три века не
трогали (хотя это очень грубый способ, но на несколько десятков тысяч что-то не
набирается). На фоне людей, уничтоженных потом "во славу Христа и
троицы" христианами эти цифры выглядят весьма и весьма блекло.
Не похоже даже, чтобы
гонения со стороны язычников содействовали святости всех пастырей церкви.
Например, в 305 году человек двенадцать их собралось в Цирте. На этом соборе
епископы занимались тем, что обвиняли друг друга в самых чудовищных
преступлениях. Большинство из них оказались повинны в том, что выдали
"священные" книги язычникам, чтобы избежать преследования, тогда как
простые миряне предпочли пойти на смерть, чем выдать их. Пурпурий Лиматский был
обвинен в том, что умертвил двоих детей своей сестры. Вместо того чтобы
отрицать это или оправдываться, он ответил без колебаний:
"Что касается меня, я убивал и убиваю всех, кто против меня; не заставляйте меня говорить больше, вы знаете, что я никого не боюсь".
В 311 году Галерий
издал приказ о веротерпимости. На смертном одре он признался в том, что
бессилен что-либо сделать с христианством. Константин продолжил его политику. В
313 году Миланским эдиктом он уравнял христианство с другими религиями.
Болезнь восторжествовала.
Этот позднеримский
император-тиран перенес имперскую столицу из Рима в Константинополь, который
сам и основал. В конце 310 года умер Максимиан, второй август. Константин
спешно вторгся в Италию и разгромил войска Максенция, сына Максимиана близ Турина
в начале 312 года. Чуть позднее он собственноручно убил его в бою на
Мильвианском мосту. В числе небылиц, которыми так любят угощать нас
христианские историки, была и следующая, которую создал Евсевий: на мосту
Константину было видение горящего креста и откровение: "С этим символом
победишь!", после чего император сразу же принял христианство. На самом-то
деле он крестился в 337 году, на смертном одре.
Что же это был за
человек? Он приказал убить своего сына Криспия, когда тот стал слишком
популярен среди народа и легионов. Также он организовал убийство своего
племянника, своей второй жены Фаусты, равно как и многих других людей. Говорят,
что Константин под старость деградировал до уровня восточного деспота.
Облаченный в пышные одеяния, усыпанные драгоценными камнями, он меньше всего
напоминал римский идеал императора. Он был гадким тираном. Разумеется, в
христианской историографии Константину даются совсем другие оценки. Но, как бы
то ни было, исторический облик реального, а не иконописного “первого христианского
монарха” весьма далек от прототипа. В итоге это чудовище объявили святым.
Константин оставался
язычником. Мало того, он был полным невежей и не знал библии, однако это не
помешало ему собирать многочисленные соборы и говорить всякую ерунду. Однажды к
нему пришел епископ, принадлежавший к секте новатиан, ревнителей веры и стал
излагать свое учение. Константин, который любил по-солдатски отпускать крепкое
словцо, заметил:
"ну вот, приставляй к небу лестницу и полезай на нее один; больше за тобой никто туда не сунется".
Христиане с
легализацией их учения тут же проявили нетерпимость к другим религиям и
множеству сект. Папы и епископы IV века, пользуясь тем, что императоры приняли
христианство, начали проявлять ревность против инакомыслия. Партия гонимых не
замедлила превратиться в партию гонителей. Казалось бы, приход христианства
возвестил новую эру в отношениях между людьми, но получилось совсем по-другому.
Они получили достойных учителей-римлян.
Еще в III веке Порфирий замечает, что
поклонники Христа готовы на любые преступления, - свидетельствует Olegern в
своем "Дьяволе". Трактат Порфирия "Против христиан" (268
год) был уничтожен при императоре Константине. Но парадокс состоит в том, что
его другие сочинения, такие как "О плотском воздержании" и прочие, -
оказали при посредничестве св. Августина воздействие на христианскую
духовность, а затем на философию и даже аскетизм средних веков. "Самый
знающий из философов" - так говорит о Порфирии Августин (354-430 гг).
Нападавший на христиан, стал источником вдохновения последних.
В 325 году нашей эры на
Первом Вселенском соборе в Никее, собранном при поддержке императора
Константина, иерархи церкви по своему произволу большинством голосов (прямо как
на партсобрании) назначили Иисуса Христа богом (218 - “за”, 2 - “против”).
Приверженцы учения
Христа не отказались от иудейской доктрины мести ("око за око…"),
которую Моисей своровал из язычества и упростил до тупости, и пополнили ее тем,
чего смогли перенять у своих римских гонителей. Нет, конечно же они не мстили
за своих мучеников - как реальных, так и за выдуманных. Христиан это волновало
меньше всего. Они мстили за любую свободную мысль. Костры, покрывавшие Европу,
стали олицетворением террора, чинимой христианской церковью, оправдывающей свои
злодеяния строчками из евангелия от Матфея, 13:41-42. Августин, родившийся от
отца-язычника и матери-христианки, был одним из самых ранних проповедников
принципа насилия в делах веры. Его кротость, рекламируемая набожными врунами -
собачий бред. Средневековые инквизиторы ссылались на авторитет Августина,
стремясь оправдать пытки и костры. Однако современные апологеты церкви пытаются
смыть с Августина черное пятно предтечи инквизиции.
Могущество церкви стало
расти и расти. Был издан указ, которым епископы, священники и диаконы
освобождались от всяких податей и повинностей и принимались на содержание
государственной казны. Уступая желанию клириков, Константин дал церквам право
принимать вклады и имущества по завещаниям. За короткое время чуть ли не одна
десятая часть империи перешла в их руки. Одновременно он закрыл множество
языческих храмов, отобрал их имущество и драгоценности, отменил должности всех
языческих жрецов. Теперь массами стали переходить в христианство почитатели
персидского Митры, египетского Сераписа, греческого Диониса, греческого Солнца
Непобедимого.
Теперь против язычников
начались гонения в гораздо больших масштабах, чем против христиан. Эдиктами 341
и 346 годов было запрещено языческое богослужение. При императоре Констанции
(337-361 гг) христианство стало фактически государственной религией.
В 341 году Констанций в
тоне деспота приказал,
"чтобы суеверие прекратилось, чтобы уничтожили безумие идолопоклонства". "Ибо, - говорил он, - если кто-нибудь, вопреки закону божественного императора, отца нашего, и вопреки сему распоряжению нашей кротости, осмелится принести жертву, к нему надлежит применять соответствующую кару, предписываемую настоящим законом", который гласил: "всякого принесшего жертву надлежит казнить мечом, а его имущество должно быть конфисковано".
Распространение
христианства пытался остановить император Юлиан (361-363 гг). Он учился в
Афинах, вырос в тесной дружбе с греческими учеными, глубоко ценил
изобразительное искусство греков. Христианство было ему ненавистно, потому что
отвергало всю греческую старину. Так, например, христианский писатель Татиан
конца II века писал, что в греческой религии и философии все нелепо, а
греческом искусстве все безнравственно.
Христианских
вероучителей Юлиан упрекал, что они питались невежеством, так как
проповедовали, только веру.
"Вы не мыслите, - говорил им он, - вы грубияны, и вся ваша мудрость состоит в том, что вы говорите: "веруем".
Юлиан был умным
человеком. В борьбе с христианством он не применял силы, лишь подверг его критике.
Он писал, проповедовал лично против них, приглашал риторов (учителей
красноречия). За эти выпады церковь окрестила его Отступником. Он правил всего
лишь полтора года и умер в 32 года в неравном бою. Его кампания потерпела
провал. Следующие за ним императоры еще более ревностно начали насаждать
христианство, вернули им все утраченные во время Юлиана привилегии, разрушали
языческие святилища и строили на их месте храмы. Все, что напоминало старину -
должно было исчезнуть, из римского сената вынесли статую Виктории (богини
победы) - знак былой славы Рима.