Страницы

«Большой часослов Анны Бретонской» Жана Бурдишона. Часть 2


Чудо Антония Падуанского. «Большой часослов Анны Бретонской». Художник Жан Бурдишон. Франция, Тур, 1503-1508. Национальная библиотека Франции / Miracle de S. Antoine de Padoue. Bibliothèque nationale de France, Département des manuscrits, Latin 9474, fol. 187v. Horae ad usum Romanum, dites Grandes Heures d'Anne de Bretagne. Vers 1503-1508/1505-1510. Source

* О создателе прославленного часослова художнике Жане Бурдишоне (ок.1457-1521, Тур)/Jean Bourdichon и заказчице рукописи Анне Бретонской (1477-1514) – в Части 1.

Некоторые святые из «Большого часослова Анны Бретонской»

Проповеди Святого Антония Падуанского сопровождалась многочисленными чудесами. Житие сообщает, что голодная лошадь отказалась от корма, три дня постилась, а когда Антоний проходил со Святыми Дарами – преклонила колена.

Рыбы выскакивали на берег, слушая его проповедь. Разбитый стакан стал целым по его молитве. Отрезанная нога приросла сразу, когда Святой ее приставил. Сердце богача, на похоронах которого святой Антоний сказал, что тот оставил сердце свое среди своих сокровищ, действительно было найдено среди богатств умершего.


BNF Latin 9474, fol. 187v
Антоний Падуанский /лат. Antonius Patavinus, итал. Antonio di Padova; мирское имя - Фердинанд (ок. 1195, Лиссабон - 13.06. 1231, Падуя), святой католической Церкви (память зап. 13 июня), монах-францисканец, проповедник и богослов, учитель католической Церкви. Родился, вероятно, в знатной семье. После окончания обучения в кафедральной школе Лиссабона в 15 лет стал монахом. В 1220 г. принял сан священника и вступил в орден францисканцев, приняв имя Антоний. Вдохновленный мученическим подвигом пяти миноритов, проповедовавших Евангелие мусульманам, Антоний Падуанский отправился как миссионер в Северную Африку, но, заболев лихорадкой, вынужден был вернуться. Изменив из-за бури маршрут, он прибыл на Сицилию, где его приняли во францисканском монастыре недалеко от Мессины.


Часослов, римский обряд – Большой часослов Анны Бретонской. Лист 187v. 1505-1510. Тур, Франция. Латынь. Пергамен. В кодексе 238 листов, 300 × 190 мм. Национальная библиотека Франции, Париж / Horae ad usum Romanum, dites Grandes Heures d'Anne de Bretagne. 1505-1510. Bibliothèque nationale de France, Département des manuscrits, Latin 9474, fol. 187v. Manuscrit. Langue : Latin. Format : Tours. - Ecriture (baliser en persname les noms de copistes et en geogname le lieu de copie d'origine). - Enluminé par Jean Bourdichon. - Parchemin. - 238 ff. - 300 × 190 mm. - Réglure. Source

Некоторое время жил в уединении близ г. Форли, на севере Центральной Италии, где открылся его талант проповедника. Замеченный руководством ордена, и прежде всего св. Франциском Ассизским, Антоний Падуанский был назначен лектором во францисканских школах для обучения молодых монахов. Он читал лекции в Болонье, Тулузе и Монпелье.



Grandes Heures d'Anne de Bretagne, Tours, 1503-1508/1505-1510. Bibliothèque nationale de France, Latin 9474, fol. 232v; fol. 81r, flore: courge; fol. 87v, flore: chêne

Франциск Ассизский писал Антонию:
«Хочу я, чтобы ты читал братьям святую теологию, лишь бы среди этих трудов ты не погасил дух молитвы и благочестия».
Кроме преподавания Антоний занимался административной деятельностью. Последние годы жизни он провел в Падуе, по названию этого города получил свое имя.



Fol. 55, flore: oeillet; fol. 54, flore: fraisier

Умер Антоний 13 июня 1231 г. в монастыре Кампосампьеро. Сразу после похорон его могила, на которой совершались чудесные исцеления, стала местом паломничества. Антоний Падуанский был канонизирован через год после смерти, в 1232 г., папой Григорием IX и стал одним из самых почитаемых святых католической Церкви. В 1946 г. папа Пий XII провозгласил Антония Падуанского учителем Церкви, присвоив ему титул «Doctor Evangelicus».




Grandes Heures d'Anne de Bretagne, Tours, 1505-1510.
BnF, Latin 9474, fol. 156r, 161r, 123r

Мощи святого хранятся в базилике св. Антония в Падуе, в отдельном реликварии находится его язык. В 1263 г., при перенесении мощей святого в этот собор, обнаружилось, что язык Антония Падуанского остался нетленным. В 1981 г. специальная комиссия, в состав которой входили медики, подтвердила нетленность его голосовых органов, установив при этом, что гробница не вскрывалась с сер. XIII в. [Ricognizione del corpo di S. Antonio di Padova: Studi storici e medico-antropologici. Padova, 1981].


Святой Мартин Турский, отдающий свой плащ нищему.
Изображаемое событие произошло в середине IV века /
fol. 189v, s. Martin partageant son manteau

Святой Мартин Милостивый, епископ Турский, жил во Франции. Милостивым назван за свою благотворительность и попечение о бедных. Год его рождения в разных источниках расходится (от 310 до 336). Время смерти также вызывает споры, но жизнь он прожил долгую.

До принятия монашества Мартин был военачальником при императоре Юлиане Отступнике (361-363) и отличался храбростью. Когда варвары напали на империю, по приказу императора святой Мартин со своим отрядом вышел из города, чтобы сразиться с ними. Там он увидел почти голого человека, замерзавшего около ворот. Римский военачальник Мартин разрезает мечом свой форменный плащ и отдает его половину нищему.


Bibliothèque nationale de France, Département des manuscrits,
Latin 9474, fol. 65, flore: pommier
Возможно, этот знаменитый случай произошел у ворот французского города Амьена в Галлии. Он был тогда важным стратегическим пунктом на карте Римской империи.

В жизнеописании святого повествуется о насмешках, которые вызвал его поступок у других воинов. Кроме того, за преднамеренную порчу военного имущества Святому Мартину грозил трехдневный арест, а если бы он отдал весь плащ – еще более строгое наказание.


194r
Уже следующей ночью этот нищий, вернее – Иисус с половиной того самого плаща, явился воину во сне, сказав, что таким образом испытал его веру. Поняв знак свыше, Святой Мартин принял христианство и заявил о желании оставить военную службу, чтобы целиком посвятить себя новой вере.


177v. Мученичество десяти тысяч христиан / Martyre des dix mille.
Bibliothèque nationale de France, Département des Manuscrits,
Latin 9474, f. 177v. Vers 1503-1508


Чудо о воскрешении Святым Николаем трех отроков,
иссеченных на части /
Cdzfol. 183v. Miracle de S. Nicolas: les trois enfants

Чудо Святого Николая о воскрешении трех отроков, разрубленных на куски и засоленных в бочке трактирщиком.


Святой Николай. Чудо о трех отроках /
fol. 183v. Miracle de S. Nicolas: les trois enfants


Святой Лифар, усмиривший дракона /
185v. fol. 185v, s. lifard

Равноапостольная Елена. Обретение Честного Креста Господня. 207v

Равноапостольная Елена – Флавия Юлия Елена Августа /лат. Flavia Iulia Helena Augusta (между 248 и 257 - после 327/8, ранее 337), мать императора равноапостольного Константина Великого. Биографические данные крайне скудны. Основными источниками сведений о Елене являются «Жизнь блаженного василевса Константина» Евсевия Кесарийского (ок.263-340) и данные эпиграфики.


108r


fol. 220v


124r

В конце жизни, наиболее вероятно в 327-328 гг., она совершила путешествие в Палестину, посетив места земной жизни Спасителя и предприняв разыскания Его священных реликвий. Традиционная дата – 326 год менее вероятна, т. к. в момент убийства Фаусты в 326 году Елена находилась в Риме. С этой паломнической поездки начинается новый период в истории Святой земли. О паломничестве Елены сообщают Евсевий (Euseb. Vita Const. III 41-43) и последующие церковные историки: Руфин, Сократ, Созомен, Феодорит.


Fol. 98v, flore: coquelicot

fol. 95v, flore: avoine
Первые упоминания об обретении Креста Господня содержатся в «Слове на смерть императора Феодосия Великого» свт. Амвросия Медиоланского (Ambros. Mediol. De obitu Theodos. 41-48) и в «Церковной истории» Руфина Аквилейского (Rufin. Hist. eccl. X 7-8). Сказание об обретении Честного Креста Господня существует в трех основных версиях. Начиная с английского историка Эдуарда Гиббона (1737-1794), ученые высказывают сомнения в реальности этого события из-за отсутствия упоминания об обретении Честного Креста у Евсевия Кесарийского.

Святая Екатерина со своим колесом. 203v
Великомученица Екатерина Александрийская († 305?) – одна из самых почитаемых святых в христианском мире, одна из святых-помощниц. Покровительница учащегося юношества, богословов, философов, адвокатов, колесных мастеров, девочек, а также Парижского университета.

Сохранилось несколько Мученичеств Екатерины, в том числе перевод Мученичества на арабский язык.

Екатерина родилась в Александрии Египетской и принадлежала к царскому роду – была дочерью некоего императора Константина, в ранних источниках не указано, какими землями он правил. Она отличалась редкой красотой и способностями к наукам: к 18 годам изучила риторику, философию, медицину, прочитала творения всех известных античных поэтов и историков и знала 72 языка.


fol. 13v
В 305 г. император Максенций (или Максимин) разослал приказ всем жителям окрестных земель собраться в Александрии для жертвоприношения языческим богам. В город стали стекаться люди, которые вели быков или несли птиц для жертвоприношений. 

Екатерина, увидев бесчинства, происходящие на празднестве, пришла во дворец, чтобы убедить императора в ложности языческой веры. 

Царь был поражен ее красотой и, будучи сам не готовым к спору с ученой девой, созвал 50 искуснейших мудрецов-риторов, чтобы те убедили ее отречься от христианства. 

Перед диспутом, на который собралось множество народа, Екатерине явился архангел Михаил, ободривший святую. 

В долгом споре дева сумела победить риторов, доказав им ничтожество языческих богов. 

Когда разгневанный император потребовал опровергнуть доводы Екатерины, все философы ответили, что не имеют аргументов против истины. 

После поражения в споре риторы были приговорены императором к сожжению на костре. Перед казнью они приняли христианство. Их останки были найдены нетронутыми огнем, при виде этого чуда многие уверовали во Христа.

Вскоре Екатерина снова предстала перед императором и, отказавшись принести жертву языческим богам, была взята под стражу и осуждена на пытки. Императрица Августа, жена Максенция, узнав о мудрости и добродетелях Екатерины, пожелала взглянуть на нее. Вместе с военачальником стратилатом Порфирием и отрядом из 200 солдат императрица ночью пришла к темнице, где находилась Екатерина. Побеседовав с ней при свете сияния, исходящего от лица святой, они тоже уверовали во Христа.


Bibliothèque nationale de France, Département des manuscrits,
Latin 9474, fol. 17r

Bibliothèque nationale de France, Département des manuscrits,
Latin 9474, fol. 85r, flore: cerisier
Екатерина пробыла в заточении 12 дней. Все это время голубь приносил ей пищу, на двенадцатый день явился Сам Христос в окружении ангелов. Видя тщетность попыток убедить святую отречься от веры, Максенций по совету придворного приказал построить необычное орудие пыток, состоящее из четырех колес с острыми гвоздями. Но когда через три дня орудие было готово и Екатерину привязали к колесу, чтобы начать пытку, механизм чудесным образом разрушился, а колеса раскатились во все стороны, покалечив многих из собравшихся посмотреть на казнь. Некоторые из присутствовавших при этом чуде уверовали во Христа. Разгневанный Максенций приказал предать Екатерину жестоким истязаниям. Императрица Августа пыталась вступиться за святую и образумить мужа, но император приказал пытать и ее, отрезать груди, а потом казнить. В тот же день казнили и военачальника Порфирия с отрядом.


178r
По преданию, мощи святой были обретены около 800 г. на вершине горы, которая стала впоследствии называться горой Святой Екатерины, по другой версии, у подножия горы Хорив, и перенесены в Синайскую обитель – впоследствии монастырь великомученицы Екатерины на Синае, которая на протяжении многих столетий являлась главным центром распространения почитания этой святой по всему христианскому миру.

Впоследствии легенда о Екатерине претерпела изменения. Среди ученых вопрос об исторической достоверности существования Екатерины вызывает множество споров. По одной из версий, образ Екатерины восходит к Ипатии – женщине-философу, убитой разъяренной толпой в результате внутрицерковных распрей в 415 году.


Святые девы / 195v. S. Vierges
Первые сведения о жизни и почитании святой относятся к довольно позднему времени. Сейчас считается, что в основе всех сохранившихся текстов лежало Мученичество, составленное на греческом языке в VI-VII вв. Самым древним свидетельством почитания Екатерины до недавнего времени считалось ее упоминание в Житии прп. Павла Латрского (X в.). Однако был найден мюнхенский манускрипт (Clm. 4554) VIII-IX вв., содержащий латинский вариант Мученичества Екатерины. К VIII-IX/X вв. относятся также две фрески с изображением святой: одна находится в Риме, другая – в Неаполе в катакомбах Сан-Дженнаро.

В Риме свидетельства почитания Екатерины относят к IX - кон. X в. Большинство из них - фрески катакомб и церквей – трудно датировать: в церкви Сан-Лоренцо фуори ле Мура (XII в.), в катакомбах Кириаки вместе с Богородицей и св. Кириакой (IX и XI вв.?), в церкви Сан-Себастьяно аль Палатино фреска является частью росписи храма (вероятно, кон. X в.). Этот монастырь имел прочные связи с бенедиктинским монастырем Монте-Кассино в Южной Италии, который являлся одним из важнейших мест распространения почитания в Западной Европе.

Горбутович Татьяна, 
искусствовед