 |
Титульная
страница книги «Le Faux Pierre III».
1775 год
©
Коллекция Ольги Хорошиловой
|
О книге
«Ложный Петр III» 1775 года
и роли
в информационной войне XVIII века
Я поинтересовалась, попадалось ли ему когда-нибудь подобное издание?
Антиквар ответил: «Книга редкая, но в Англии ее можно отыскать».
Неудивительно, ведь, судя по титульной странице, ее опубликовали
в Лондоне. Но, как оказалось, даже этой информации верить нельзя.
 |
Разворот
книги «Le Faux Pierre III». 1775 год
©
Коллекция Ольги Хорошиловой
|
«Наш молодой авантюрист»
Речь в книге идет о Пугачеве. Но это вовсе не косматый чернобородый
яицкий казак, который объявил себя Петром III и разжег крестьянскую
войну, «ведомый ненавистью к крепостничеству и горячим желанием помочь
народу», как писали советские историки. Этот Пугачев — не «бунташный
казак Емелька» и не народный вождь. Он — благородный революционер,
авантюрист плаща и шпаги. В нем гармонично сочетаются «добродетель
и зло», «любовь к Отечеству и всякие пороки», у него ловко подвешен
язык, он обожает приключения и прекрасно владеет холодным оружием.
В первых строках безымянный автор, господин F. S. G. W. D. E.,
называет Пугачева героем и сравнивает с Оливером Кромвелем. Эпиграф
книги соответствующий:
«Преступления героя суть его добродетель».
То есть читатель не должен судить строго бунтовщика, ведь герои
по определению вершат добро, хоть оно часто бывает с кулаками.
После вступительного панегирика следует описание жизни Пугачева,
почти полностью выдуманное и выполненное в духе авантюрных романов того
времени. «Наш молодой авантюрист», как именует героя автор, знакомится
с разбойником, который приводит его в тайный лагерь «в глубине могучего
украинского леса, где воры основали свою столицу». Пугачев вскоре
становится их предводителем.
При этом ничто не мешает ему пересекать границы: под именем Занарди
он совершает баснословный гран-тур по Европе с целью изучить традиции,
нравы и быт живущих там народов. Кроме того, он пытается отыскать
«настоящих людей-героев». И находит их — в его близкое окружение
попадают господа с европейскими именами: Боаспре состоит при нем
адъютантом и советником, а шайку разбойников возглавляет Скорондоно —
эдакие бандиты из «Комеди Франсез».
Наконец, когда войско собрано, Пугачев начинает свой великий степной
поход «за независимостью и свободой», которых так жаждал «его мятежный
дух». Крестьянская война описана довольно увлекательно, а некоторые
факты удивительно точны для авантюрного романа, например размер войска
Пугачева: «Около ста тысяч людей, из которых тридцать тысяч — войска
регулярные». Впрочем, это объяснимо. Книга о Пугачеве — лжероман.
Его реальное назначение — быть средством информационной войны.
Англичане или французы?
Кто стоял за изданием этой книги и кто ее истинный автор — эти вопросы,
увы, до сих пор остаются открытыми. Прежде всего потому, что пока
не обнаружены документы, которые позволили бы точно установить
авторство.
 |
Портрет
Екатерины II. Картина Федора Рокотова. 1763 год
©
Государственная Третьяковская галерея
|
Версия причастности к изданию французов возникла практически сразу
после выхода романа. И внешнеполитические обстоятельства вроде бы
ей способствовали. Еще в 1768 году Екатерина II отправила в Польшу
войска во главе с бригадиром Александром Суворовым — он дал отпор
барским конфедератам *, действия
которых курировал французский генерал Дюмурье. И конечно, Франция
негодовала, когда в 1772 году Россия приняла участие в разделе Польши.
Интересы двух государств сталкивались и на Ближнем Востоке, где торговые
агенты Бурбонов сотрудничали с персами и османами и всячески пытались
не допустить в этот регион русский капитал. Успешная для России война
с Турцией, окончившаяся в 1774 году подписанием Кючук-Кайнарджийского
мирного договора, усилила враждебный настрой двух государств. Французы
считали Турцию зоной своего влияния, но по статьям договора османы
вынуждены были отказаться от Керчи и Еникале, смириться
с независимостью Крымского ханства, открыть свои воды для русских
торговых кораблей.
_________________________
* Барская конфедерация - военно-политический
союз части шляхты и некоторых магнатов Речи Посполитой, который
образовался 29.II.1768 в городе Бар (сейчас Винницкая область, Украина)
по инициативе Ю.Пуласского, епископа Адама Красинского, его брата
Михаила и др. с целью защиты шляхетских вольностей, католической веры и
независимости Речи Посполитой, против вмешательства России и уступчивого
ей короля Станислава Августа. Действовала в 1768-1772. Выступила с
консервативной программой отказа от политических реформ, на которые
пошел король и его единомышленники; против принятого в феврале 1768 под
давлением России, которая выступила в роли опекунки и защитницы
конфессиональных меншинств на территории Речи Посполитой, закона о
наделении шляхты православного и протестантского вероисповедания равными
с католической шляхтой политическими правами, за упразднение
вынужденных диссидентскими конфедерациями изменений как бесправных, за
сохранение привилегий католической церкви. Было очевидно, что Россия
поддерживает диссидентский вопрос не для защиты свободы вероисповедания,
но для ослабления Речи Посполитой. Сущность ее политики в диссидентском
вопросе раскрывает письмо графа Панина от 14.VIII.1767, в котором он
пишет, что нужно «совершить диссидентское дело не для распространения в
Польше нашей и протестантской веры, но для приобретения себе оным …
единожды и навсегда твердой и надежной партии с законным правом
участвовать во всех политических делах». Конфедераты требовали
детронизации Станислава Августа и возвращения «шляхетской вольности».