Страницы

Скрытая религия: Абба Йохани и тайные пещерные церкви Эфиопии

церковь Абба Йохани

Вырезанная в скале церковь Абба Йохани с оштукатуренным фасадом
(Фото: ethiopianadventures)


Эфиопия – земля, полная древних реликвий. Например, ископаемые останки самых ранних гомининов были найдены в Эфиопии. Древнейшие каменные орудия, которые, как известно, были разумно изготовлены предками человека примерно 2,5 миллиона лет назад, также были найдены в Эфиопии, в Олдувайском ущелье. Помимо того, что Эфиопия является потенциальным местом рождения самых ранних представителей человеческого рода, она также является местом, где около 700 г. до н. э. возникла одна из самых ранних африканских цивилизаций, помимо Египта, — цивилизация Аксум.


Церковь Абба Йохани

Церковь Абба Йохани высечена высоко в скале горы
недалеко от Тембейна (Фото: ethiopianadventures)


✅ Древняя культура с древними церквями

Учитывая то, что Эфиопия является страной древних чудес, вполне логично, что она является домом для некоторых из старейших церквей в мире. Эфиопия славится своими высеченными в скале церквями, такими как церкви в Лалибеле. Эти церкви были вырезаны из блоков твердой скалы, а не из каменных блоков, вырезанных из карьера, которые позже были собраны в другом месте. Помимо знаменитых церквей, таких как крестообразная церковь Святого Георгия в Лалибеле и церковь Богоматери Марии Сионской, расположенная в городе Аксум, существуют сотни менее известных скальных церквей, расположенных по всей отдаленной горной местности Эфиопии. Одной из таких церквей является церковь Абба Йохани.

Скалистые церкви Тыграя, Эфиопия
Скалистые церкви Тыграя, Эфиопия

✅ Христианская традиция в церкви Абба Йохани

Абба Йохани — церковь и монастырь, построенные в скале в отдаленной части региона Тиграи в Эфиопии. Он находится далеко от более известных туристически насыщенных районов. Он расположен недалеко от деревни Тембейн, где жизнь продолжается так же, как и последние 1600 лет. Ослы используются для перевозки товаров, а большинство инструментов и подобных предметов изготавливаются местными мастерами. Социальным и духовным центром этой деревни является церковь, где проходят мессы и крестят младенцев, чтобы их приняли в приходскую общину. Во время мессы поются традиционные эфиопские гимны и читают Библию и молитвенники.

Кодекс Вайнера 21 — эфиопский библейский манускрипт, начало 18 века

Кодекс Вайнера 21
эфиопский библейский манускрипт, начало 18 века


Молитвенники написаны от руки, а страницы сделаны из пергамента или шкур животных. Книги изготавливались из пергамента на протяжении веков в Средиземноморском мире, прежде чем бумага была завезена из Китая примерно в 8 веке нашей эры. Священники в этой деревне продолжают традицию изготовления книг, восходящую к дохристианской эпохе.

Когда посещаешь мессу в этой маленькой изолированной скальной церкви, создается впечатление, что здесь мало что изменилось с тех пор, как христианство впервые было представлено в Эфиопии в IV веке. Церковь представляет собой отголосок раннего христианства и особенно уникальна тем, что представляет версию христианства, незападную и относительно не затронутую греко-римской мыслью.

Пещерная церковь Медхане Алем Кешо, Тыграй

Пещерная церковь Медхане Алем Кешо, Тыграй


✅ Действительно ли религиозные преследования
помогли сохранить Эфиопскую церковь?

Поскольку Абба Йохани построен высоко на скале, доступ к нему затруднен. Это отсылает к временам, когда церкви находились под угрозой и их приходилось строить в отдаленных, легко защищаемых местах. Начиная со средних веков христианская Эфиопия стала испытывать агрессию со стороны мусульманских соседей. В какой-то момент в 10 веке эфиопская императрица обратилась в иудаизм и попыталась подавить христианство и сделать иудаизм государственной религией. Она приказала сжечь и разрушить многие церкви. Из-за этого многие эфиопские христиане почувствовали необходимость бежать в высокогорье, чтобы свободно исповедовать свою религию.

Доступ к церкви Абба Йохани осуществляется через туннели и по уступу

Доступ к церкви Абба Йохани осуществляется через туннели и по уступу, с которого открывается захватывающий вид на окрестности (Фото: ethiopianadventures)


Несмотря на периодические преследования и противодействие, Эфиопская Православная Церковь оказала огромное влияние на цивилизацию и культуру Эфиопии. Большая часть произведений искусства и архитектуры в Эфиопии была создана церковью или для нее. Многочисленные церкви и соборы, высеченные в скале, являются тому примером. Эфиопская церковь также отвечала за большую часть образования, как светского, так и религиозного, которое имело место в Аксумском королевстве. Монастыри стали центрами обучения, где хранилось множество текстов по теологии, философии и другим предметам, как и в средневековой Европе.

Священник церкви Абба Йохани с религиозными картинами

Священник церкви Абба Йохани с религиозными картинами (Фото: ethiopianadventures)


Благодаря библиотекам и книгам, сохранившимся Эфиопской церковью, многие древние тексты пережили разрушительное воздействие времени, которое в противном случае было бы потеряно, как и в большинстве стран Средиземноморья. Книга Еноха, например, важна для изучения развития еврейской мысли, и единственные сохранившиеся экземпляры хранились у эфиопских христианских монахов. Помимо искусства, архитектуры и литературы, правовые и политические традиции также находились под сильным влиянием Эфиопской церкви. Фетха Нагаст или «Закон королей» во многом основывался на моральных и социальных учениях Церкви.

Потолочная фреска в пещерной церкви Абуна Ямата Гу

Потолочная фреска в пещерной церкви Абуна Ямата Гу


✅ История Церкви Эфиопии

Эфиопская Церковь, по преданию, восходит к IV веку, когда в Эфиопию пришел христианский подвижник по имени Меропий с двумя юношами, Фрументием и Эдезием. Меропий заболел и в конце концов умер, но двое пришедших с ним юношей стали помощниками аксумского царя. В конце концов Фрументий отправился в Александрию к патриарху Афанасию с просьбой о помощи в евангелизации Аксумского царства. Афанасий посвятил Фрументия первым епископом Аксума. После этого Фрументий вернулся в Эфиопию, где руководил миссионерами и церквями по распространению веры. Однако к христианизации Эфиопии привело обращение царя Эзаны (330–356 гг. н.э.). Когда Эзана принял христианство, он сделал его государственной религией, и через несколько столетий церковь стала доминировать в жизни и культуре нации.

Эфиопский православный священник, Тыграй, Эфиопия

Эфиопский православный священник, Тыграй, Эфиопия


До 451 года нашей эры Эфиопская церковь находилась в прямом общении со Вселенской католической и апостольской церковью, в которую в то время входили как западная, так и восточная церкви. Раскол произошел в 451 году нашей эры на Халкидонском соборе, где епископы, управлявшие церковью в Эфиопии, не согласились с выводами, сделанными Халкидонским собором относительно связи между божественной и человеческой природой Христа. Это привело к расколу, разделившему христианский мир на церкви, принявшие халкидонское вероучение, и церкви, не принявшие его.

Эфиопская церковь находилась под юрисдикцией Египетской Коптской православной церкви до 20 века. Поскольку коптские епископы отвергли халкидонский символ веры, Эфиопская церковь стала «нехалкидонской церковью». Римско-католическая церковь через миссионеров-иезуитов попыталась привести Эфиопскую церковь в согласие с халкидонским вероучением. Однако это оказалось безуспешным, и Эфиопская церковь сохранила свое нехалкидонское богословие и неримский характер.

На протяжении веков Эфиопской церкви удавалось сохранять свой характер и существование как под натиском нехристианских противников, таких как мусульманские захватчики, так и других христианских групп, несогласных с ее теологией. Именно это уникальное эфиопское христианство живет в каменных стенах Абба Йохани.




(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)



Источник:

By Caleb Strom,
«Hidden Religion: Abba Yohani and the Clandestine Cave Churches of Ethiopia»