Научная фантастика может показаться абсолютно современной, но на самом деле этому жанру можно считать сотни лет. Есть инопланетные зеленые « дети Вулпита », которые появились в Саффолке XII века и, как сообщается, говорили на языке, который никто не мог понять. Есть также история об Эйлмере, монахе 11-го века, который построил пару крыльев и полетел с вершины аббатства Малмсбери. И есть «Манускрипт Войнича» , книга 15-го века, написанная непостижимым шрифтом, полная иллюстраций потусторонних растений и сюрреалистических пейзажей.
Это лишь некоторые из произведений научной фантастики, которые можно обнаружить в литературе и культуре Средневековья . Можно также найти рассказы о роботах, развлекающих королевские дворы, сообществах, размышляющих об утопическом или антиутопическом будущем, и литературных картах, измеряющих и исследующих внешние пределы времени и пространства.
Влияние жанра, который мы называем «фэнтези», который часто обращается к средневековому прошлому, чтобы избежать научно-технического будущего, означает, что Средневековье редко ассоциировалось с научной фантастикой. Но, как мы обнаружили , изучение сложной истории жанра, а также изучение научных достижений средневекового периода показывает, что все не совсем то, чем кажется.
«Под «научностью», — писал Гернсбак, — я имею в виду истории типа Жюля Верна, Герберта Уэллса и Эдгара Аллана По — очаровательный роман, смешанный с научными фактами и пророческими видениями… Эти удивительные рассказы не только чрезвычайно интересны для чтения — они всегда поучительны».
Но здесь Гернсбек уже обратился к более ранним авторам, чтобы дать определение научной фантастике. Его «определение» также можно было применить и к литературным произведениям из гораздо более отдаленного прошлого.
Наряду с историями научной фантастики, истории науки долгое время избегали средневекового периода (более тысячи лет, в течение которого, по-видимому, ничего не происходило). Тем не менее, Средневековье не было темным, статичным, невежественным временем магии и суеверий и не было отклонением в четком переходе от просвещенных древних к нашему современному веку. На самом деле это было время огромного прогресса в науке и технике.
Были разработаны и усовершенствованы компас и порох, изобретены очки, механические часы и доменная печь. Этот период также заложил основы современной науки посредством основания университетов, продвинул научные знания классического мира и помог сосредоточить натурфилософию на физике творения. Например, средневековая наука «компьютер» представляла собой сложное измерение времени и пространства.
Ученые начали выявлять сближение науки, техники и воображения в средневековой литературной культуре, демонстрируя, что эта эпоха может характеризоваться изобретательностью и озабоченностью новизной и открытиями. Возьмите средневековые романы, в которых Александр Македонский взмывает в небо на летательной машине и исследует глубины океана на своей прото-подводной лодке. Или рассказ знаменитого средневекового путешественника сэра Джона Мандевиля, который рассказывает о чудесных автоматизированных золотых птицах, которые машут крыльями за столом Великого Чана.
Как и авторы более современных научных фантастов, средневековые писатели смягчали это чувство удивления скептицизмом и рациональным исследованием. Джеффри Чосер описывает процедуры и инструменты алхимии (ранней формы химии) настолько точно, что возникает соблазн подумать, что автор, должно быть, имел некоторый опыт этой практики. Тем не менее, его «Рассказ йомана» каноника также демонстрирует живое недоверие к алхимикам-мошенникам, распространяющим свою лженауку, одновременно воображая и драматизируя ее пагубные последствия в мире.
Чрезвычайно подробное средневековое будущее Уильяма Миллера в «Песне Лейбовица» (1959), например, сосредоточено на том, как прошлое последовательно возрождается во фрагментах, материалах и конфликтах далекого будущего. Между тем, «Книга Судного Дня » Конни Уиллис (1992) рассказывает о путешествующем во времени исследователе ближайшего будущего, возвращающемся в средневековый Оксфорд, охваченный Черной смертью.
Хотя «средневековая научная фантастика» может показаться нереальной фантазией, эта концепция может побудить нас задать новые вопросы о часто упускаемом из виду периоде истории литературы и науки. Кто знает? Многие чудеса, космологии и технологии Средневековья могут сыграть важную роль в будущем.
(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)
Источник:
Вy Carl Kears & James Paz,**
«Medieval Science Fiction Existed – Here’s What it Looked Like»
** Статья Карла Кирса и Джеймса Паза, первоначально озаглавленная «Научная фантастика существовала в средние века – вот как она выглядела», была первоначально опубликована в журнале The Conversation и была переиздана под лицензией Creative Commons.
Это лишь некоторые из произведений научной фантастики, которые можно обнаружить в литературе и культуре Средневековья . Можно также найти рассказы о роботах, развлекающих королевские дворы, сообществах, размышляющих об утопическом или антиутопическом будущем, и литературных картах, измеряющих и исследующих внешние пределы времени и пространства.
Влияние жанра, который мы называем «фэнтези», который часто обращается к средневековому прошлому, чтобы избежать научно-технического будущего, означает, что Средневековье редко ассоциировалось с научной фантастикой. Но, как мы обнаружили , изучение сложной истории жанра, а также изучение научных достижений средневекового периода показывает, что все не совсем то, чем кажется.
➡️ Происхождение
Научная фантастика доставляет особенно много проблем, когда дело касается вопросов классификации и происхождения. Действительно, единого определения жанра до сих пор не существует. Различные комментаторы относят истоки научной фантастики к бурному росту количества бульварных журналов в начале 20-го века , а также к работам Хьюго Гернсбака (1884-1967), который предложил термин «наука» при редактировании и публикации первого номера журнала. Удивительные истории, 1926 год.«Под «научностью», — писал Гернсбак, — я имею в виду истории типа Жюля Верна, Герберта Уэллса и Эдгара Аллана По — очаровательный роман, смешанный с научными фактами и пророческими видениями… Эти удивительные рассказы не только чрезвычайно интересны для чтения — они всегда поучительны».
Но здесь Гернсбек уже обратился к более ранним авторам, чтобы дать определение научной фантастике. Его «определение» также можно было применить и к литературным произведениям из гораздо более отдаленного прошлого.
➡️ Наука и фантастика
Другая давняя идея заключается в том, что «наука» в научной фантастике является ключевой: научная фантастика может только начаться, как заявляют многие историки этого жанра , после зарождения современной науки.Наряду с историями научной фантастики, истории науки долгое время избегали средневекового периода (более тысячи лет, в течение которого, по-видимому, ничего не происходило). Тем не менее, Средневековье не было темным, статичным, невежественным временем магии и суеверий и не было отклонением в четком переходе от просвещенных древних к нашему современному веку. На самом деле это было время огромного прогресса в науке и технике.
Были разработаны и усовершенствованы компас и порох, изобретены очки, механические часы и доменная печь. Этот период также заложил основы современной науки посредством основания университетов, продвинул научные знания классического мира и помог сосредоточить натурфилософию на физике творения. Например, средневековая наука «компьютер» представляла собой сложное измерение времени и пространства.
Ученые начали выявлять сближение науки, техники и воображения в средневековой литературной культуре, демонстрируя, что эта эпоха может характеризоваться изобретательностью и озабоченностью новизной и открытиями. Возьмите средневековые романы, в которых Александр Македонский взмывает в небо на летательной машине и исследует глубины океана на своей прото-подводной лодке. Или рассказ знаменитого средневекового путешественника сэра Джона Мандевиля, который рассказывает о чудесных автоматизированных золотых птицах, которые машут крыльями за столом Великого Чана.
Как и авторы более современных научных фантастов, средневековые писатели смягчали это чувство удивления скептицизмом и рациональным исследованием. Джеффри Чосер описывает процедуры и инструменты алхимии (ранней формы химии) настолько точно, что возникает соблазн подумать, что автор, должно быть, имел некоторый опыт этой практики. Тем не менее, его «Рассказ йомана» каноника также демонстрирует живое недоверие к алхимикам-мошенникам, распространяющим свою лженауку, одновременно воображая и драматизируя ее пагубные последствия в мире.
➡️ Средневековое будущее
Современная научная фантастика создала множество миров, основанных на Средневековье, используя его как место, куда можно вернуться, как пространство за пределами Земли или как альтернативную или будущую историю. Представление средневекового прошлого не всегда упрощено и не всегда ограничивается «тогда».Чрезвычайно подробное средневековое будущее Уильяма Миллера в «Песне Лейбовица» (1959), например, сосредоточено на том, как прошлое последовательно возрождается во фрагментах, материалах и конфликтах далекого будущего. Между тем, «Книга Судного Дня » Конни Уиллис (1992) рассказывает о путешествующем во времени исследователе ближайшего будущего, возвращающемся в средневековый Оксфорд, охваченный Черной смертью.
Хотя «средневековая научная фантастика» может показаться нереальной фантазией, эта концепция может побудить нас задать новые вопросы о часто упускаемом из виду периоде истории литературы и науки. Кто знает? Многие чудеса, космологии и технологии Средневековья могут сыграть важную роль в будущем.
(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)
Источник:
Вy Carl Kears & James Paz,**
«Medieval Science Fiction Existed – Here’s What it Looked Like»
** Статья Карла Кирса и Джеймса Паза, первоначально озаглавленная «Научная фантастика существовала в средние века – вот как она выглядела», была первоначально опубликована в журнале The Conversation и была переиздана под лицензией Creative Commons.