👁️⃤ 🏺🌿 Кем был Имхотеп?
Имхотеп считается одной из самых значительных нецарственных фигур в истории Древнего Египта. Имея неопределенное происхождение, Имхотеп сделал выдающуюся карьеру в государственном управлении в качестве визиря и в области монументальной архитектуры во время правления фараона Джосера (2667–2648), входившего в состав Третьей династии (2686–2613 до н. э.), в период Старого царства (2686–2125). ДО Н.Э).
Заслуга Имхотепа заключается не только в том, что он был проектировщиком первой египетской пирамиды , что делает его первым известным архитектором в истории, но и в том, что он был первой задокументированной нецарственной фигурой своего времени.
Этот факт подтверждается лишь двумя упоминаниями о нем, найденными в археологических находках его эпохи: надписью на постаменте статуи фараона Джосера , помещенной в царском погребальном комплексе на территории царского некрополя Саккара, и граффити на стене ограда пирамиды его преемника фараона Сехемхета (2648 – 2640 до н.э.).
Первоначальная надпись раскрывает официальные титулы Имхотепа: «королевский канцлер Нижнего Египта, первый после царя, администратор Великого дворца, дворянин, первосвященник Ра, мастер каменных строителей, скульпторы и производители каменных сосудов».
Более того, он служит неоспоримым доказательством высокого уважения к нему фараона Джосера, показывая, что посредством этого текста Имхотеп будет сопровождать фараона в его вечном путешествии по будущей жизни.
И наоборот, второе открытие позволяет нам сделать вывод, что Имхотеп скончался где-то во время правления Сехемхета.
После своей кончины Имхотеп, вероятно, был похоронен в Саккаре, возможно, внутри большой мастабы , расположенной на краю пустынного плато и имеющей ту же ориентацию, что и пирамида Джосера. Тем не менее, несмотря на совместные усилия археологов, местонахождение его могилы остается неясным.
В отношении происхождения Имхотепа существует больше неопределенностей, чем определенности. Вполне вероятно, что он родился где-то в конце Второй династии (2890–2686 гг. до н. э.) в семье скромного или знатного происхождения, что потенциально объясняет его выдающееся восхождение при дворе фараона.
Что касается его семейного происхождения, источники предполагают, что он был сыном неизвестного человека по имени Канофер и более известного человека по имени Хередуанх. Кроме того, записи указывают на его брак с Ронпенофретом.
Вполне вероятно, что такие персонажи, как Ронпенофрет, могут быть более поздними изобретениями, возможно, созданными для пополнения почитаемой семьи Имхотепа, когда он достигнет статуса божества.
Имхотеп, вероятно, завершил свое обучение и приступил к исполнению своих придворных обязанностей во время правления фараона Небки (2686–2667 до н.э.), который предшествовал Джосеру на троне. Такое раннее начало позволило ему получить признание к тому времени, когда Джосер пришел к власти.
Первоначально он, возможно, работал ремесленником, специализирующимся на изготовлении каменных ваз и надзоре за столярными работами. В его обязанности входило руководство техническими группами и управление транспортировкой продукции, предназначенной для королевского дворца.
Когда таланты Имхотепа привлекли внимание фараона, он занял должность первосвященника Ра в Гелиополе, главном центре поклонения богу Солнца.
К первому переходному периоду (2160–2055 гг. до н.э.) Имхотеп превратился в полубога, почитаемого как плодовитый создатель бесчисленных чудес в различных областях, таких как письменность, медицина, магия и астрономия. Ссылки на него встречаются в сохранившихся литературных текстах, таких как начальный рассказ в папирусе Весткара и поэтическая композиция, известная как «Песнь арфиста», выгравированная на стене гробницы короля 17-й династии (ок. 1580–1550 до н.э.).
Более того, на закате Нового царства (1550 – 1069 гг. до н.э.) возник божественный культ, посвященный Имхотепу, связывавший его с богами Тотом и Птахом.
Начиная с XVIII династии (1550–1295 гг. до н. э.), Имхотеп почитался как покровитель писцов. По мере развития Позднего периода (664–332 гг. До н.э.) он возвысился до статуса бога письма, архитектуры, мудрости и медицины.
Интересно отметить, что во времена Нового царства Имхотеп почитался как чудесный целитель, несмотря на отсутствие конкретных доказательств того, что он практиковал медицину при жизни.
Традиция приписывает Имхотепу авторство папируса Эдвина Смита, старейшего в мире медицинского папируса. Однако со временем Саккара превратилась в важный центр поклонения Имхотепу, привлекая толпы паломников, ищущих исцеления у божества.
Во времена Двадцать шестой династии (664 – 525 гг. до н.э.) приобрели популярность небольшие бронзовые фигурки, изображающие различных божеств, в том числе Имхотепа. Существует более 400 таких статуэток, имеющих схожий внешний вид: юная фигура, сидящая на стуле, с обнаженной грудью, одетая в килт и украшенная головным убором, похожим на головной убор его божественного отца Птаха.
Заслуга Имхотепа заключается не только в том, что он был проектировщиком первой египетской пирамиды , что делает его первым известным архитектором в истории, но и в том, что он был первой задокументированной нецарственной фигурой своего времени.
Этот факт подтверждается лишь двумя упоминаниями о нем, найденными в археологических находках его эпохи: надписью на постаменте статуи фараона Джосера , помещенной в царском погребальном комплексе на территории царского некрополя Саккара, и граффити на стене ограда пирамиды его преемника фараона Сехемхета (2648 – 2640 до н.э.).
Первоначальная надпись раскрывает официальные титулы Имхотепа: «королевский канцлер Нижнего Египта, первый после царя, администратор Великого дворца, дворянин, первосвященник Ра, мастер каменных строителей, скульпторы и производители каменных сосудов».
Более того, он служит неоспоримым доказательством высокого уважения к нему фараона Джосера, показывая, что посредством этого текста Имхотеп будет сопровождать фараона в его вечном путешествии по будущей жизни.
И наоборот, второе открытие позволяет нам сделать вывод, что Имхотеп скончался где-то во время правления Сехемхета.
После своей кончины Имхотеп, вероятно, был похоронен в Саккаре, возможно, внутри большой мастабы , расположенной на краю пустынного плато и имеющей ту же ориентацию, что и пирамида Джосера. Тем не менее, несмотря на совместные усилия археологов, местонахождение его могилы остается неясным.
👁️⃤ 🏺🌿 Происхождение Имхотепа
В отношении происхождения Имхотепа существует больше неопределенностей, чем определенности. Вполне вероятно, что он родился где-то в конце Второй династии (2890–2686 гг. до н. э.) в семье скромного или знатного происхождения, что потенциально объясняет его выдающееся восхождение при дворе фараона.
Что касается его семейного происхождения, источники предполагают, что он был сыном неизвестного человека по имени Канофер и более известного человека по имени Хередуанх. Кроме того, записи указывают на его брак с Ронпенофретом.
Вполне вероятно, что такие персонажи, как Ронпенофрет, могут быть более поздними изобретениями, возможно, созданными для пополнения почитаемой семьи Имхотепа, когда он достигнет статуса божества.
Имхотеп, вероятно, завершил свое обучение и приступил к исполнению своих придворных обязанностей во время правления фараона Небки (2686–2667 до н.э.), который предшествовал Джосеру на троне. Такое раннее начало позволило ему получить признание к тому времени, когда Джосер пришел к власти.
Первоначально он, возможно, работал ремесленником, специализирующимся на изготовлении каменных ваз и надзоре за столярными работами. В его обязанности входило руководство техническими группами и управление транспортировкой продукции, предназначенной для королевского дворца.
Когда таланты Имхотепа привлекли внимание фараона, он занял должность первосвященника Ра в Гелиополе, главном центре поклонения богу Солнца.
👁️⃤ 🏺🌿 Имхотеп, Плотник, ставший богом
Грандиозный масштаб его непреходящей монументальной работы способствовал тому, что наследие Имхотепа не только сохранилось, но и преумножилось и со временем стало все более мифологизированным.К первому переходному периоду (2160–2055 гг. до н.э.) Имхотеп превратился в полубога, почитаемого как плодовитый создатель бесчисленных чудес в различных областях, таких как письменность, медицина, магия и астрономия. Ссылки на него встречаются в сохранившихся литературных текстах, таких как начальный рассказ в папирусе Весткара и поэтическая композиция, известная как «Песнь арфиста», выгравированная на стене гробницы короля 17-й династии (ок. 1580–1550 до н.э.).
Более того, на закате Нового царства (1550 – 1069 гг. до н.э.) возник божественный культ, посвященный Имхотепу, связывавший его с богами Тотом и Птахом.
Начиная с XVIII династии (1550–1295 гг. до н. э.), Имхотеп почитался как покровитель писцов. По мере развития Позднего периода (664–332 гг. До н.э.) он возвысился до статуса бога письма, архитектуры, мудрости и медицины.
Интересно отметить, что во времена Нового царства Имхотеп почитался как чудесный целитель, несмотря на отсутствие конкретных доказательств того, что он практиковал медицину при жизни.
Традиция приписывает Имхотепу авторство папируса Эдвина Смита, старейшего в мире медицинского папируса. Однако со временем Саккара превратилась в важный центр поклонения Имхотепу, привлекая толпы паломников, ищущих исцеления у божества.
Во времена Двадцать шестой династии (664 – 525 гг. до н.э.) приобрели популярность небольшие бронзовые фигурки, изображающие различных божеств, в том числе Имхотепа. Существует более 400 таких статуэток, имеющих схожий внешний вид: юная фигура, сидящая на стуле, с обнаженной грудью, одетая в килт и украшенная головным убором, похожим на головной убор его божественного отца Птаха.