Страницы

Тексты пирамид: доказательства гипноза и транса

Тексты пирамид, обнаруженные в гробнице Унаса в Саккаре в Египте

Тексты пирамид, обнаруженные
в гробнице Унаса в Саккаре в Египте


Египтологи уже давно отрицают наличие у египтян каких-либо мистических доктрин и практик, связанных с миром живых, несмотря на все обратное, сказанное о них древними греками. Таким образом, почти все, что они узнали о египетской религии, автоматически интерпретировалось как имеющее погребальный характер. Как бы маловероятно это ни звучало, ситуация в значительной степени остается неизменной и сегодня; но в своей книге «Шаманская мудрость в текстах пирамид» автор Джереми Нейдлер приводит убедительные доказательства того, что по крайней мере некоторые из этих текстов вряд ли вообще были погребальными.


Пирамида Унаса в Египте

Пирамида Унаса в Египте,
где были найдены древние Тексты пирамид


☘️ Случаи наведения транса в текстах пирамид

Впервые обнаруженные в 1881 году Гастоном Масперо, «Тексты пирамид» были найдены выгравированными на внутренних стенах гробниц царей, начиная с Унаса — последнего фараона 5-й династии (около 2345 г. до н. э.) — и продолжаясь до царей 6-й династии и всех вплоть до правления короля Игби в 8-й династии. До Унаса на стенах египетских гробниц не было текстов; и внутри Великой пирамиды (около 2550–2490 гг. до н. э.) ничего обнаружено не было . Но хотя они впервые появляются на стенах гробницы короля Унаса, наиболее вероятно, что в устной форме они появились гораздо раньше, возможно, в додинастические времена.

Тексты пирамид не только примечательны тем, что являются первыми имеющимися у нас образцами древнеегипетской литературы, но и старейшим примером расширенного письма, найденным где-либо в мире.

На протяжении примерно 180 лет версии Текстов пирамид были выгравированы не только на стенах гробниц царей, но иногда и в гробницах их жен (хотя их соответствующие версии несколько различались). Однако версия, найденная внутри гробницы царя Унаса, уникальна тем, что это единственная полная версия Текстов пирамид, которая когда-либо была найдена — все остальные сохранившиеся примеры либо фрагментарны, либо неполны.

Король Унас

Король Унас.
(предоставлен автором)


Содержание «Текстов пирамид Унаса» было хорошо изучено с тех пор, как они были впервые обнаружены французским египтологом Гастоном Масперо в 1881 году, и египтологи сгруппировали их примерно в 750 «высказываний», многие из которых начинаются со стандартизированной формулы джед . меду — «произнесенные слова». Номера, присвоенные высказываниям, предназначены только для современных целей идентификации и относятся к их соответствующему расположению на стенах гробниц, а не к последовательности, в которой египтяне могли их произносить.

Эти высказывания кажутся магическими словами и божественными именами, которые были необходимы фараону для его путешествия через множество препятствий, с которыми он столкнулся на пути в страну мертвых . Хотя эти тексты являются самыми древними из известных текстов, написанных на древнеегипетском языке, они удивительно поддаются переводу из-за их близкого сходства со словарем, уже хорошо известным из среднеегипетского языка, «стандартной» версии языка, наиболее знакомой и изучаемой египтологами. . Есть несколько слов, которые встречаются только в Текстах пирамид и поэтому остаются неуловимыми, поэтому об их истинном значении можно только догадываться; но в целом они относительно связны и понятны, по крайней мере, в том, что касается их словарного запаса и грамматики, особенно учитывая их крайнюю древность.

Французский египтолог Гастон Масперо в погребальной камере гробницы Унаса в 1881 году

Французский египтолог Гастон Масперо
в погребальной камере гробницы Унаса в 1881 году


Нам повезло, что наиболее сохранившаяся (и самая старая) версия «Текстов пирамид» была найдена в гробнице Унаса, поскольку с тех пор его могила имела особый канонический статус, заклинания из которой продолжали резонировать . на протяжении всей долгой истории египетской религии . На протяжении многих столетий происходила постепенная «демократизация» этих религиозных текстов. Первоначально они предназначались только для фараона, обладавшего уникальным божественным статусом, не принадлежавшим никому другому; но со временем многие из тех же высказываний стали появляться на гробах знати, а также других высокопоставленных лиц («Тексты гробов», ок. 2134–2040 гг. До н. Э.). Еще позже, в Новом царстве (1550–1069 гг. до н.э.), многие из тех же высказываний были включены в так называемую « Книгу мертвых » (собственное название которой на самом деле было «Книга выхода днем»). «), который любой простолюдин, имеющий достаточно денег, мог купить и положить с собой в гробницу в качестве путеводителя по будущей загробной жизни.

Во время моего изучения древнего Египта в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе одной из интересных вещей, которые мы делали на занятиях, было проследить за конкретным высказыванием, найденным в «Текстах пирамид», через его появление намного позже в «Текстах гробов» и вплоть до его окончательного включения в Книгу Мертвых. Самая интересная особенность одного конкретного высказывания, которое наш профессор выбрал для нас, заключалась в том, что в какой-то момент оно стало настолько искаженным, что писцу, пытавшемуся его скопировать , пришлось модифицировать его только для того, чтобы оно имело смысл, что в конечном итоге привело к изменению его содержания. то есть полностью (распространенная опасность в то время, когда копировальные машины еще не были изобретены).

«О Унас, ты не ушел мертвым, ты ушел живым, чтобы сесть на трон Осириса…»
— Утт. 213 Текстов Пирамид

Погребальная камера, обнаруженная в гробнице Унаса

Погребальная камера, обнаруженная в гробнице Унаса, стены которой покрыты выгравированными текстами пирамид. Были ли эти надписи древними заклинаниями или трансовыми заклинаниями?


Тем не менее, несмотря на эти изменения в значении, Тексты Пирамид содержат повторяющиеся фразы вроде: «Унас не умер! Просыпайся, Унас!» и цитата выше. Это, конечно, не похоже на те слова, которые можно было бы сказать трупу или мумии; но они действительно звучат как слова, которые вполне могут быть адресованы «возрождающемуся» королю, который ритуально репетирует свою смерть посредством глубокого транса.

"Бодрствующий! Развернись! Итак, кричи «Я». О король, встань и сядь за тысячу пива…»
— Утт. 233 Текста Пирамид

В самом деле, некоторые из высказываний, обращенных к царю, вроде приведенного выше, подозрительно походят на то, что гипнотизер сказал бы пациенту, только что вышедшему из глубокого и длительного транса: «На счет три ты можешь выйти из транса». — Раз, два и три! А теперь открой глаза, стряхни с себя сонливость и съешь что-нибудь!»

Королю говорят: «Пробудитесь!» но это совсем не похоже на то, что обращающийся к нему человек (предположительно исполняющий обязанности священника) имел в виду что-то вроде «пробуждения ото сна». Скорее, здесь кажется совершенно очевидным, что попытки священника разбудить короля были направлены на то, чтобы помочь ему вернуться в нормальное состояние после выхода из длительного трансового ритуала, дезориентированного и очень, очень голодного.

«О царь, поднимись ко мне, приди ко мне…»
— Утт. 223 Текста пирамид

Если да, то как могли высказывания, обращенные к живому фараону, оказаться рядом с другими, явно погребальными по своей природе, на одних и тех же стенах его гробницы? Ответ, вероятно, связан с важным праздником и юбилеем «Сед», который отмечался королем с интервалом в тридцать лет (а иногда и чаще) при его жизни. Поскольку это было памятное событие для любого царя, а также для всей страны Египет, похоже, что некоторые из ритуалов, которые он совершал во время фестиваля Сед, включали его «репетицию» смерти и умирания посредством глубокого транса, возможно, с помощь изменяющих сознание лекарств.

«Оно [высказывание 223] направлено на то, чтобы пробудить короля из состояния, похожего на транс, и обеспечить возвращение его духа в тело…»
— Джереми Нэйдлер,
Шаманская мудрость в текстах пирамид, стр. 14.

Конечно, некоторые ритуалы фестиваля Сед держались в сверхсекрете, поскольку это были священные обряды, предназначенные только для короля (и для немногих элитных первосвященников, которые их проводили). Хотя о последовательности событий, произошедших на фестивале Сед, известно не так много точных подробностей, сохранилось достаточно, чтобы дать нам некоторые подсказки о том, что фараон делал и пережил во время празднования.

«Я Хорус , наследник моего отца. Я тот, кто ушел и вернулся».
— Утт. 260 текстов пирамид 

Иероглифические тексты пирамид, обнаруженные на стенах гробницы Унаса

Иероглифические тексты пирамид, обнаруженные на стенах гробницы Унаса. Были ли это на самом деле заклинания или заклинания, вызывающие транс?


Некоторые из ритуалов представляли собой физические испытания силы (например, четырехкратный бег вокруг границ поля фестивального храма); но среди того, что король должен был делать во время своего фестиваля Сед, было также, очевидно, участие в ритуальных трансовых переживаниях, призванных обновить и оживить как его божественный статус, так и всю страну в целом. Наряду с небесными путешествиями, вызванными трансом, визитами к богам и поездками в загробный мир, весь фестиваль служил испытанием, призванным убедить подданных короля в том, что он все еще «большой и главный». Успешно выполнив все необходимые ритуалы фестиваля Сед, царь доказал всем, что остается физически и духовно пригодным для правления, сохраняя свой статус царя-бога для египетского народа. В конце фестиваля Сед король был повторно коронован, поскольку он помолодел и подтвердился, что достоин возобновить свое правление на долгие годы.

Пирамида Унаса



Сцены, изображающие это памятное событие из жизни любого фараона, да и страны Египет в целом, наверняка заслуживали бы быть включенными вместе с другими, более погребальными изречениями, начертанными на стенах царской гробницы; и действительно имело бы смысл, чтобы высказывания, связанные с ритуальной репетицией смерти короля, которая проводилась во время его фестиваля Сед, стояли рядом с теми, которые касались его фактической смерти.

«…если данный религиозный текст касается посмертных переживаний, нам нужно посмотреть на него очень внимательно, потому что он может описывать мистические переживания живых, параллельные тем, которые человек испытает после смерти».
— Джереми Нейдлер,
Шаманская мудрость в текстах пирамид , стр.51.

Эти мистические переживания могли быть вызваны только посредством индуцированного транса, независимо от того, помогало ли ему использование психотропных препаратов или нет.

Мы можем только предполагать, какие состояния транса могли быть вызваны для того, чтобы облегчить мистические переживания царя вне тела. Если бы король проходил через видения и их воображаемую географию под руководством жреца, декламировавшего текст, используемый в качестве гипнотического сценария, и король должен был иметь возможность впоследствии вспоминать свои путешествия в трансе, то это, скорее всего, исключало бы разновидность гипнотического сценария. состояния сверхглубокого транса , характеризующиеся амнезией и отсутствием какой-либо реакции на внешнюю стимуляцию (такие как состояние Эсдейла и сверхглубина). Необходимость впоследствии снова разбудить короля исключает гиперэмпирию (поскольку в этом случае он уже был бы в значительной степени бодрствующим). Остаются самые близкие современные аналоги — сомнамбулизм или, может быть, Сверхвысота.

«Тот мистицизм, существовавший в Древнем Египте, возможно, лучше всего охарактеризовать как «визионерский мистицизм». Оно подразумевало прямой опыт духовного мира через состояния сознания, в которых душа покидала тело в экстатическом полете, чтобы встретиться с предками, богами и духами и пережить внутреннее возрождение».
— Джереми Нейдлер,
Шаманская мудрость в текстах пирамид , стр. 8.

акже возможно, что египтяне изобрели религиозные наведения, трансовые переживания, комбинации наркотиков и транса и экзотические трансовые состояния, о которых мы до сих пор не знаем. Наша современная традиция намеренного наведения транса насчитывает всего около 250 лет; тогда как у Древнего Египта были тысячи лет на разработку и совершенствование своих религиозных ритуалов, наведения транса, гипнотических внушений и других техник, связанных с трансом, поэтому нам неразумно недооценивать их в этом отношении. Но что очевидно, так это то, что древние египтяне были хорошо знакомы с техниками транса, природа которых остается неизвестной, за тысячелетия до того, как Месмер сделал свое знаменитое открытие.



(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)



Эта статья представляет собой отрывок из книги Рона Нодвика «Древний гипноз, том 1: Гипноз, экзотические трансовые состояния и психологические феномены в древности» и переиздана с разрешения.