Страницы

Анри Руссо – художник тропических картин

Анри Руссо, «Спящая цыганка, (1897)

Анри Руссо, «Спящая цыганка, (1897)


Художник Анри Руссо прославился своими наивными тропическими картинами, такими как «Тигр в тропическом шторме» (1891). Из-за своей прежней работы на парижской таможне он был известен под прозвищем «Ла Дуанье Руссо», что переводится как «сборщик пошлин». Сегодня мы будем изучать биографию Анри Руссо, а также известные образцы картин Анри Руссо.


Несмотря на свои надежды стать известным академическим художником, Анри Руссо в итоге оказался прототипом наивного художника. Художник Анри Руссо был в основном самоучкой, и его работы отражали отсутствие у него формального образования с пренебрежением к точным пропорциям, одноточечной перспективе и использованию ярких, иногда ярких цветов.

нри Руссо родился в бедной семье в Лавале на северо-западе Франции. Его отец испытывал долгосрочные финансовые проблемы, накопив достаточно долгов, чтобы в 1851 году был конфискован семейный дом. Затем Анри поступил в качестве пансионера в среднюю школу Лаваля, где оставался до 1860 года. Помимо получения наград в области музыки и рисования, он был обычный учёный. В 1861 году семья переехала в Анжер, где Руссо работал бухгалтером у муниципального судебного пристава. Он уклонился от призыва, но в итоге поступил на службу в пехотную часть, чтобы избежать конфуза после того, как работодатели обвинили его в воровстве.

Годы его активной службы во Франции были ничем не примечательны, но он часто преувеличивал сообщения о своих военных подвигах.

Анри Руссо
Фотография Анри Руссо в 1907 году, сделанная Дорнаком

Один из его вымышленных подвигов включает подавление восстания против императора Максимилиана в Мексике, где он якобы подвергся воздействию тропической среды, которая впоследствии повлияла на его произведения искусства. В 1868 году Руссо женился на Клеманс Буатар, своей первой жене. Только Джулия, одна из их многочисленных отпрысков, дожила до зрелости.

После увольнения из армии он получил работу по проверке предметов для дорожных властей, за что получил на всю жизнь прозвище «Ле Дуанье Руссо».

Во время пребывания там Руссо сделал свои первые наброски и полотна. Его происхождение как художника неизвестно, однако он утверждал, что начал рисовать в возрасте 40 лет, что совпадает с периодом, когда он получил разрешение копировать произведения искусства из Лувра. Руссо, возможно, мог практиковаться в рисовании в спокойные перерывы на работе, поскольку работал таможенником, что требовало лишь спорадических периодов внимания.

«Мальчик на скалах » (1895–1897) работы Анри Руссо

«Мальчик на скалах» (1895–1897) работы Анри Руссо, находится в Национальной галерее искусств в Вашингтоне, округ Колумбия, США


Примечательно, что Руссо стремился к признанию Академии изящных искусств из-за своего восхищения такими художниками, как Вильям-Адольф Бугро и Жан-Леон Жером. Впервые он выставился в составе Группы независимых в 1885 году после того, как ему отказали в Салоне. Две работы, выбранные для выставки, демонстрируют его двойственность между современностью и традицией: « Итальянский танец» представляет собой тему, излюбленную академическими художниками, а «Закат» изображает тему, излюбленную импрессионистами .

В следующем году Группа независимых основала свой собственный Салон, и Руссо посещал его практически каждый год до своей окончательной кончины. В первый Салон Независимых был включен «Карнавальный вечер» (1886), более ранняя работа, которая уже раскрыла зрелый стиль картин Анри Руссо с их мечтательным характером и композиционной структурой.

Первая из его известных тропических картин «Тигр в тропическом шторме» (1891) была показана на выставке Indépendants в 1891 году.

Художник Анри Руссо посетил Париж в 1889 году на Всемирной выставке, что побудило его написать пьесу о своем опыте. Экспозиция также была использована в качестве фона в работе « Я сам. Портрет-пейзаж » (1890), которая была встречена критикой насмешками и презрением. Штатным художником он стал в 1893 году после досрочного ухода с таможни.

«Война» (1894), которую он показал в том же году в «Независимых», стала переломным моментом в его карьере. В издании «Mercure de France» он получил единственную на сегодняшний день положительную критику крупномасштабного аллегорического произведения искусства.

Оно также привлекло внимание Альфреда Жарри, писателя и поэта, который включил литографию войны в свое периодическое издание. В 1895 году Руссо создал изображение Джарри, которое Джарри впоследствии разбил ради удовольствия уничтожить свой собственный портрет. Руссо женился на вдове Жозефине Нури в 1898 году, через 10 лет после смерти его первой жены. Пытаясь добиться признания, он участвовал в двух конкурсах между 1898 и 1900 годами по перекраске ратуш Аньера и Венсенна, но в обоих случаях ему это не удалось.

«Веселые шуты» (1906) Анри Руссо
«Веселые шуты» (1906) Анри Руссо, находятся в Художественном
музее Филадельфии в Пенсильвании, США

Тем не менее, он осознал, что его тропические картины получили некоторую известность благодаря освещению в средствах массовой информации, и вернулся к этой теме в 1904 году в фильме « Разведчики, атакованные тигром» . Его появление на выставке Indépendants вызвало множество положительных отзывов, вернув картины Анри Руссо в центр внимания. Примерно в этот период новое поколение художников открыло для себя Руссо, чьи работы, казалось, были тесно связаны с «примитивной» эстетикой, которая становилась модной среди многих энтузиастов авангарда.

Пабло Пикассо, Жорж Брак, Гийом Аполлинер и Робер Делоне были среди художников, с которыми он быстро познакомился.

Руссо встретил Вильгельма Уде, немецкого критика и коллекционера, в 1906 году. В последние годы своей жизни Уде оказал влияние на маркетинг картин Анри Руссо. Однако карьера Руссо была затруднена, когда в 1907 году он был заключен в тюрьму за банковское мошенничество. Некоторые из наиболее достоверных данных о художнике содержатся в серии посланий, которые он отправил судье с просьбой о его освобождении, которые приукрасили его характер и добродетели.

В 1908 году Уде устроил первую персональную выставку Руссо, которая оказалась неудачной. В том же году Пабло Пикассо купил «Женский портрет» (1895) в магазине подержанных вещей. Пикассо устроил ставшую легендарной вечеринку в честь своей покупки, что вызвало яркие письменные отзывы нескольких посетителей, в том числе Гертруды Стайн.

«Фламинго» (1907) Анри Руссо

«Фламинго» (1907) Анри Руссо, находится в частной коллекции



Руссо восседал на троне, сделанном из стула, установленного на упаковочном ящике, а высокий гость внес свой вклад в празднование, исполнив вальс, который он сочинил и посвятил своей первой жене. Несмотря на свою репутацию среди сверстников, Руссо считался источником развлечений в мире искусства, и остаток своей жизни он провел в нищете.

Он умер в 1910 году, получив невылеченную рану на ноге, и был в отчаянии из-за того, что Леони, работница магазина, отказалась от его любовных ухаживаний

🔵 Наследие

Сразу после кончины Руссо его друзья и коллеги сыграли важную роль в сохранении его наследия. В 1910 году художник Макс Вебер устроил в Нью-Йорке выставку, чтобы представить американским зрителям картины Анри Руссо, при поддержке памятной выставки, организованной Робером Делоне в следующем году. Позже Василий Кандинский приобрел две картины Анри Руссо и включил копии его работ в альманах «Синий всадник» с 1911 по 1914 год благодаря публикации Уде биографии Анри Руссо.

Работы Руссо оказали неизгладимое влияние на художников следующего поколения и последующих поколений, одаренных необъяснимо привлекательной странностью, которая могла вызвать удивление среди обыденного и экзотического.

«Экзотический пейзаж» (1908) Анри Руссо

«Экзотический пейзаж» (1908) Анри Руссо,
находится в частной коллекции


Многочисленные первые наблюдатели работ Руссо высмеивали его бесхитростный и самобытный стиль, а один парижский репортер знаменито заявил: «Месье Руссо творит ногами и закрытыми глазами». Тем не менее, заимствуя влияние племенных масок Африки и других «примитивных» и старых форм искусства, современные художники, такие как Пикассо, признали в картинах Анри Руссо прототип аутентичности и откровенности, к которым они стремились в своих собственных работах.

🔵 Важные примеры картин Анри Руссо

Руссо разработал современные, необычные изображения устоявшихся жанров, таких как портретная живопись, пейзаж и аллегория, под влиянием смеси «высоких» и «низких» материалов – академических скульптур, открыток, бульварной графики и посещений парижских общественных зоопарков и парков. .

Сюрреалисты , чье искусство ценило поразительные парадоксы и сказочные эмоции, хвалили творческие, часто непристойные образы, возникающие из этих составных элементов – наиболее запоминающимся из них была обнаженная женщина, сидящая на диване, загадочно найденная среди тропического леса .

💠 «Я», Портрет-Пейзаж (1890)


«Я», Портрет-Пейзаж (1890)

«Я», Портрет-Пейзаж (1890)


Руссо изображает себя в огромных пропорциях, с палитрой и кистью в руке, в костюме и обычном берете художника, перед панорамой, включающей Эйфелеву башню и высокомачтовый корабль, украшенный мировыми флагами, запечатлевший вершину величия, к которой он стремился как художник. Хотя Руссо закончил портрет в 1890 году, позже он доработал его, добавив в него автобиографические детали, такие как пояс ордена академического отличия и имена двух своих жен, Жозефины и Клеманс, которые он позже добавил в палитру.

Подзаголовок этой картины, представляющей новый гибридный жанр под названием «портрет-пейзаж», намекал на намерения Руссо стать известным академическим художником.

Самовозвеличивание Руссо в этой статье подверглось критике со стороны рецензента того времени, который написал:
«Мне было трудно вступить в контакт с месье Анри Руссо, которого я, если можно, назову сенсацией в «Независимых». М. Руссо ставит перед собой задачу возродить искусство живописи. «Портрет-пейзаж» — его собственное творение, и я бы посоветовал ему защитить его, поскольку неэтичные люди могут его использовать».

💠 «Удивлен! Тигр в тропическом шторме», (1891)


Анри Руссо, «Удивлен! Тигр в тропическом шторме», (1891)

Анри Руссо, «Удивлен! Тигр в тропическом шторме», (1891)


Большеглазый рычащий тигр поднимается из травы, где он был спрятан на этой картине, считающейся первой из тропических картин Руссо, с развевающейся листвой, наклоненными конечностями, дождем и мрачным небом, символизирующим бурю, описанную в названии. «Тигры, преследующие исследователей» — еще одно потенциальное название произведения искусства, подразумевающее некоторую неуверенность в его тематике.

Этот тропический образ, показанный в Салоне Независимых и высмеянный многими комментаторами за его явный дилетантский характер, был высмеян многочисленными критиками.

Тем не менее, это произведение было «обязательным к просмотру» художником и рецензентом Феликсом Валлоттоном, который описал его как «вершину и дельту живописи, настолько тревожную, что на фоне столь большого опыта и юношеской наивности самые глубоко укоренившиеся взгляды выдержал и бросил вызов».

Изображение Валлоттона намекает на то, почему Руссо так нравился современным художникам начала 20 века и позже.

💠 «Спящая цыганка», (1897)


Анри Руссо, «Спящая цыганка, (1897)

Анри Руссо, «Спящая цыганка, (1897)


Поскольку произведение искусства отклонялось от обычного сюжета Руссо, многие считали его подделкой, а некоторые даже передавали его в руки Андре Дерена. Залитая лунным светом картина происходит в пустыне, где цыганка мирно отдыхает с мандолиной и кувшином рядом с собой, не боясь любознательного льва.

Опасно наклонный уровень и изображение существа и цыгана как бы ниже точки зрения зрителя добавляют сценарию странности.

Цыганка одета в восточный костюм, и образ в целом напоминает рассказы из «Тысячи и одной ночи», переписанные к середине 1880-х годов во многих полных изданиях. Руссо предложил мэру Лаваля соответствующее объяснение, чтобы рекламировать картину в его родном городе: «Путешествующая негритянка, играющая на мандолине, крепко спит со своим кувшином рядом с ней. Когда мимо проходит лев, он нюхает ее, но не ест».

«Спящая цыганка» стала символом мира человечества с животным миром благодаря своей жуткой, созерцательной красоте и картине связи человечества с животным миром. Различные художники модифицировали или высмеивали его, иногда заменяя кошку собакой.

💠 «Голодный лев бросается на антилопу», (1905)


Анри Руссо, «Голодный лев бросается на антилопу», (1905)

«Голодный лев, атакующий антилопу» (1905) работы Анри Руссо, находится в коллекции Эрнста Бейелера в Фонде Бейелера, Швейцария


Безжизненные взгляды антилопы и льва в центре картины дополняют странно неподвижный сценарий нападения, в котором преобладает пышная листва на фоне заходящего солнца. Руссо смоделировал позы двух животных на диораме, созданной для зоологических залов Сада растений, где хранится большая коллекция флоры и дикой природы, которую часто посещал художник.

Сопровождающее описание, в котором упоминается антилопа, проливающая слезы, демонстрирует отсутствие у Руссо интимного контакта с его объектами-дикими животными.

Хищный лев набрасывается на антилопу и пожирает ее. Пантера терпеливо ждет того момента, когда он тоже сможет потребовать свою долю. У несчастного животного, которое производит слезы, хищные птицы вырвали части тела! В произведении смело провозглашается возрождение темы джунглей Руссо, от которой он отказался между 1891 и 1904 годами. Если вы хотите глубже погрузиться в эту тему, мы рекомендуем эту статью «Руссо о джунглях» .

Произведение искусства считалось одновременно древним и современным.

Это произошло из-за отсутствия трехмерного мистицизма и изображения жестокости джунглей, что привело к сравнению с такими формами искусства, как пещерное искусство и фреска, и в то же время иллюстрировало откровенность выражения, возможную, когда академические художественные основы отвергаются. Произведение искусства было выставлено в Салоне вместе с работами Андре Дерена и Анри Матисса , что побудило одного проницательного критика назвать молодых художников «фовистами».

💠 «Заклинатель змей», (1907)


Анри Руссо, «Заклинатель змей», (1907)

«Заклинатель змей» (1907) Анри Руссо,
находится в Музее Орсе в Париже, Франция


Берта Делоне, мать Робера Делоне, заказала эту работу. Руссо якобы выбрал тему для этой работы после того, как выслушал ее рассказы о путешествиях по Индии. Таинственную форму заклинателя, окруженную змеями и скрытую в тени, если не считать сверкающих глаз, можно было почти спутать с членом животного. Странная тишина произведения – символ общего тона Руссо – кажется здесь особенно уместной, как будто музыка флейты околдовала земной шар.

Некоторые формальные характеристики картины, такие как асимметричное расположение и использование ярких цветов с подсветкой, предвосхитили работы сюрреалиста Рене Магритта.

💠 «Сон», (1910)


Анри Руссо, «Сон», (1910)

Сон»,  (1910), Анри Руссо, находится в Музее
современного искусства в Нью-Йорке, США;


Это впечатление от забавно неуместной научной обнаженной натуры, напоминающей неоклассические одалиски, изображенные такими художниками, как Энгр и, возможно, стилизованной под образ польки, которую когда-то обожал Руссо, в экзотической среде, вдали от родной Франции автора, можно интерпретировать как реакцию Руссо. к развитию французских колонизаторов конца XIX века на территориях, с которыми он столкнулся только благодаря посещению музеев и наглядным изображениям, доступным в публикациях и журналах.

«Сон» демонстрирует, почему творчество Руссо так любили сюрреалисты, особенно основоположник движения Андре Бретон.

Бретон заявил: «Именно с Руссо мы можем впервые поговорить о магическом реализме». Гийом Аполлинер, писатель и критик, был привлечен картиной и заявил: «Невозможно отрицать, что изображение прекрасно. Полагаю, в этом году никто не будет смеяться.

Анри Руссо никогда не посещал тропические леса и не видел лес лично, а также не изучал диких существ, которых он изображал, в их естественной среде обитания. Тропические картины Руссо были мечтами горожанина, основанными на путешествиях в парижский ботанический сад, литературе и его творческом воображении. Тем не менее, они нашли отклик у последующих поколений зрителей, предоставив фантазию о побеге от обыденной реальности в экзотическую и дикую вселенную.

Самопровозглашенный реализм Анри Руссо отличался от реализма его французских современников. Вместо того, чтобы изображать сельскую и городскую нищету, работы художника изображали безупречные пригороды и аккуратные семьи с яркими цветами, простыми формами, постоянным освещением и точной манерой письма, которую как фанаты, так и противники считали инфантильными. Кроме того, в 1890-х годах художник Анри Руссо охватил новую тему, которую немногие сочли бы реалистической: тропические леса, изобилующие хаотичной смесью флоры и фауны, от пальм и цветков лотоса до ягуаров и фламинго. Художник начал свои первые тропические картины в 1891 году и завершил около 20 за следующие 20 лет.

Наиболее известны произведения Анри Руссо о джунглях. Но он никогда их не видел и никогда не покидал Францию! Его вдохновение черпают детские книжные рисунки, цветочные сады Парижа и картины таксидермических диких существ. Во время своей службы он также встретил войска, бежавшие от французской миссии в Мексике, и услышал их описания субтропической земли, которую они открыли. Руссо создал около 25 произведений на тему джунглей. Эти плотно упакованные, загадочные мечты были созданы в основном между 1904 и 1910 годами.




(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)



Источник:

Isabella Meyer,
«Henri Rousseau – A Look at the Life of the Tropical Paintings Artist»