Страницы

Средневековые монстры: ужасы, пришельцы, чудеса

Сирена из Abus du Monde (Злоупотребления мира)

Сирена из Abus du Monde (Злоупотребления мира), Франция, Руан, ок. 1510 г., Библиотека и музей Моргана, MS M.42, л. 15р.


Монстры пленяли воображение средневековых мужчин и женщин так же, как они продолжают очаровывать нас и сегодня. Эта крупная выставка, первая в своем роде в Северной Америке, основанная на превосходной коллекции иллюстрированных рукописей Моргана, исследует сложную социальную роль монстров в Средние века. Средневековые монстры проводят посетителей через три раздела, основанных на том, как монстры функционировали в средневековых обществах.

  • «Ужасы» исследуют, как монстры усиливают ауру власть имущих, будь то правители, рыцари или святые.
  • Второй раздел, посвященный «Чужим», демонстрирует, как маргинализированные группы в европейских обществах, такие как евреи, мусульмане, женщины, бедняки и инвалиды, еще больше отчуждались из-за того, что их изображали чудовищными.
  • В последнем разделе «Чудеса» рассматривается группа странных красавиц и ужасных аномалий, населявших средневековый мир.
Независимо от того, использовались ли они в декоративных, развлекательных или созерцательных декорациях, эти фантастические существа должны были вызывать у зрителей чувство удивления и благоговения.


В июне 2019 года около шестидесяти самых ценных средневековых рукописей Моргана были отправлены в Кливленд и Остин в рамках тура выставки «Ужасы, пришельцы, чудеса». Предоставление этих сокровищ — отличный способ поделиться коллекцией с более широкой аудиторией, особенно с теми, кто находится далеко от Нью-Йорка.  Выставка исследует, как монстры использовались в средние века для изображения инопланетного, ужасающего и чудесного — все темы, которые продолжают волновать нас сегодня.

Иоанн Креститель, из молитвенного свитка, Персиваль

Иоанн Креститель, из молитвенного свитка, Персиваль, канон (действует в 1500 г.), Англия, Йоркшир, ок. 1500 г., Библиотека и музей Моргана, MS G.39, раздел 9.


Инициал V, из Двенадцати второстепенных пророков

Инициал V, из Двенадцати второстепенных пророков, Северо-Восточная Франция, 1131–1165 гг., Библиотека и музей Моргана, MS M.962, fol. 55р


«Укрощение Тараска» из «Часов Генриха VIII», Франция

«Укрощение Тараска» из «Часов Генриха VIII», Франция, Тур, ок. 1500. Библиотека и музей Моргана, MS H.8, л. 191в, деталь.


Средневековый художник-иллюстратор нарисовал гиганта в книге, настолько крошечной, что ее потенциально можно было ухватить одной рукой. Но это не просто гигант. Это изображение святого Христофора, который осторожно переправляет младенца Христа через реку. Легенда гласит, что с каждым шагом великан чувствовал, как вес ребенка становится все тяжелее и тяжелее, пока, наконец, ему не пришлось спросить, почему. Младенец Христос, который сам нес глобус, ответил: «Не удивляйся, Христофор! Вы не только несли весь мир, вы несли на своих плечах того, кто сотворил мир».

Средневековый художник Саймон Бенинг нарисовал гиганта ростом всего в дюйм, а ребенка еще меньше. Это сокровище вызывает удивление, поскольку оно передает мир внутри мира, который находится внутри нашего мира, как мы на него смотрим. Другими словами, он представляет мир, в котором мы живем, и вселенную в микрокосме. Но он также может представлять эмоциональное состояние. Изображение гиганта утешительно, потому что оно такое маленькое. Увидев его, понимаешь, что всепоглощающее чувство ношения всего мира на своих плечах можно сдержать, уловить и понять.

«Св. Кристофер несет Младенца Христа»

 «Св. Кристофер несет Младенца Христа», из Часовника, Брюгге, Бельгия, около 1520 г. Библиотека и музей Моргана.


«Св. Кристофер несет Младенца Христа»
«Св. Кристофер несет Младенца Христа», из Часовника, Брюгге, Бельгия, около 1520 г. Библиотека и музей Моргана.

Этот гигант в миниатюре — лишь одно из многих захватывающих произведений на выставке Библиотеки и музея Моргана « Средневековые монстры: ужасы, пришельцы, чудеса».

Эта выставка, основанная на великолепной средневековой коллекции Моргана, а также предоставленная в аренду Метрополитен-музеем (The Met) и Музеем изящных искусств (MFA) в Бостоне, объединяет более 60 работ. В основном это иллюстрированные рукописи, все из Моргана, но также есть и крупные предметы, предоставленные взаймы: гобелен, изделия из металла, слоновая кость, скульптура из известняка и бивень нарвала. Хронологически она охватывает период с 9 по 16 века; и географически, с запада на восток, от Испании до Ирана, и с севера на юг, от северной Англии до южной Италии.

На выставке можно увидеть рыцарей, укрощающих волосатых дикарей с дубинками; ангелы, убивающие злых драконов; благочестивые женщины, покоряющие чешуйчатых людоедов; бородатая святая женщина, распятая; крылатый бык, помогающий автору евангелия; а также василиски, инопланетные ящерицы, женщины-змеи, опасные сексуализированные сфинксы, крылатые сирены, каннибалы с собачьими головами, изгнанные демоны, угрожающие сарацины и чудесные звери, такие как симурги, единороги и драконы.

В Средние века они были повсюду — в монастырях, в научных книгах, в юридическиї текстах, в Библии. Выставка дает нам возможность узнать о том, как относились к монстрам в средние века и почему они были так распространены в то время.

«Гобелен с дикарями и маврами» (фрагмент)

«Гобелен с дикарями и маврами» (фрагмент) Страсбург, Эльзас, около 1440 г. Гобелен с прорезями из льна и шерсти. Музей изящных искусств, Бостон, Фонд Чарльза Поттера Клинга. (Музей изящных искусств, Бостон)


Хотя выставка посвящена Европе, она также может вызвать любопытство к монстрам из других стран. Будучи изначально универсальными и вневременными субъектами, монстры появляются в каждой цивилизации по всему миру. Они никогда не выходят из моды из-за нашей человеческой потребности понимать ужасающие неизвестные и представлять силы, которые мы не можем видеть, но можем представить. Психологически их можно интерпретировать как репрезентации бессознательных аспектов личности, например, «теневой архетип» в терминах Юнга. С богословской точки зрения, они являются представлениями зла и божественных сил, которые могут влиять на людей на всех уровнях общества.

«Дикий мужчина, женщина и ребенок» из Часовой книги, Бельгия

«Дикий мужчина, женщина и ребенок» из Часовой книги, Бельгия,
около 1490 года. Библиотека и музей Моргана.


Ученые средневековья проследили значение слова «чудовище» до латинских глаголов «monstrare» (показывать) и « monere» (предупреждать). Монстры были приняты как часть божественного плана. Они существуют, чтобы учить нас или предупреждать нас о чем-то. Они также служили доказательством безграничной способности Бога создавать что угодно по своему желанию, указывают Линдквист и Миттман в каталоге.

Единственная выставленная статуя, предоставленная The Met, представляет собой цефалофора, или святого, несущего голову, в данном случае Святого Фирмина. Миссионер из Испании был замучен римлянами в Амьене, Франция, в начале четвертого века. Св. Фирмин продолжал выполнять свои благочестивые обязанности, несмотря на неудобство обезглавливания. Статуя чудесного состояния святого Фирмина была создана буквально для того, чтобы напугать зрителей до чертиков.

Это также напоминает легендарного китайского даосского персонажа Шэнь Гунбао, фигурирующего в классическом романе «Обретение богов», который мог по желанию снять голову и положить ее обратно на плечи.

«Св. Фирмин, держащий голову», Амьен, Франция, около 1225–1275 гг.

«Св. Фирмин, держащий голову», Амьен, Франция, около 1225–1275 гг. Известняк и пигмент. Музей Метрополитен. (Метрополитен-музей/Art Resource, Нью-Йорк)


Монстры указывали на опасности, которых следует избегать, и часто считались признаком того, что что-то пошло не так. Например, болезнь представлялась как чудовищный зверь, а целитель - как человек, изгоняющий этого зверя из человека, пораженного болезнью.

Один из самых захватывающих экспонатов, выставленных впервые примерно за три десятилетия, — это 19-футовый молитвенный свиток из Англии, датированный примерно 1500 годом. Он был написан как на английском, так и на латыни. «Эти рубрики на английском языке содержат инструкции по использованию свитка», — объяснил О'Дрисколл. «Его использовали для ухода за больными во время чумы . Мы знаем это, потому что в молитвах постоянно упоминается чума. Рубрики дают очень конкретные инструкции о том, как произносить молитву. Например, есть указание прикладывать свиток к животу беременной женщины во время родов, чтобы помочь ей родить, и так далее».

Этот свиток с силой, подобной амулету, мало чем отличается от эфиопских свитков исцеления XIX века , которые произошли от аксумской цивилизации (первый-восьмой век) и также использовались в лечебных целях.

Корень мандрагоры

Корень мандрагоры – кричит человеческим голосом, когда его выдергивают из земли (см. «Волшебные мандрагоры»)


Средневековые ученые любили описывать в своих хрониках всякие необычные действия, исключительных протеже, странное рождение или чудеса.

«Благовещение как аллегорическая охота на единорога»

««Благовещение как аллегорическая охота на единорога», Айхштетт, Германия, около 1500 г. Библиотека и музей Моргана.


В средние века существовал рынок бивней нарвалов, считавшихся рогами единорога. Сегодня мы понимаем единорогов как мифологических животных, но в Средние века они были реальными. Люди каждого периода времени имеют свое собственное понимание реальности. Мы склонны думать, что то, что мы видим своими глазами, является правдой, но иногда воображаемые вещи могут быть более реальными, чем то, что мы видим. Художники во все времена обладали способностью изображать вещи за пределами повседневного понимания.