Страницы

Невероятная архитектура и техника римского Колизея

Архитектура римского Колизея

Архитектура Архитектура римского Колизея по-прежнему впечатляет и сегодня, и многое еще предстоит узнать. по-прежнему впечатляет и сегодня, и многое еще предстоит узнать.


Римский Колизей является одним из самых известных и впечатляющих древних памятников, существующих до сих пор. Каждый год миллионы туристов стекаются посмотреть на него, и он был назван одним из «Новых семи чудес света». Он остается самым большим амфитеатром из когда-либо построенных, несмотря на то, что ему почти 2000 лет. Это, без сомнения, чудо инженерной мысли. Так как же римляне построили такой памятник?


Цифровая реконструкция римского Колизея

Цифровая реконструкция римского Колизея намекает
на его величие в древние времена

Строительство римского Колизея

Римский Колизей был спроектирован и построен под бдительным присмотром императора Веспасиана (69-79 гг. н.э.). Планирование Колизея началось в 70 году нашей эры, а строительство началось вскоре после этого в 72 году нашей эры. К сожалению, нет сведений о его главном архитекторе. Строительство было завершено в 80 г. н.э. при наследнике Веспасиана Тите (79-81 г. н.э.). Затем в законченный Колизей во время правления Домициана (81–96 гг. Н.э.) были внесены различные модификации. Этих трех императоров, ответственных за Колизей, называют династией Флавиев , что побудило историков окрестить здание Амфитеатром Флавиев. Цель Колизея заключалась в том, чтобы успокоить население, недовольное имперским институтом после правления императора Нерона . Веспасиан и его преемники хотели показать славу и силу Рима посредством великолепного зрелища. Они также надеялись, что, если они будут развлекать население достаточным количеством кровопролития, их обиды будут забыты.

Фотография посетителей римского Колизея 1870 года.

Фотография посетителей римского Колизея 1870 года. Сейчас сложно представить центр Рима таким!

Материалы и расположение римского Колизея

Основным строительным материалом римского Колизея было примерно 100 000 кубических метров (3,5 миллиона кубических футов) травертинового камня, типа известняка из Тибура недалеко от современного Тиволи. Вдобавок к этому было такое же количество римского бетона, кирпича и туфа (вулканической породы).

Именно римский бетон позволил построить Колизей настолько прочно. Современные инженеры считают, что основная причина того, что Колизей до сих пор стоит, заключается в его прочном бетонном фундаменте. Колизей был построен на болотистой местности у реки Тибр. Плохое состояние почвы означало, что строителям пришлось копать глубоко, чтобы обеспечить устойчивость Колизея. Колизей сильно пострадал во время землетрясений в 443 и 1349 годах нашей эры. Однако, если бы не его бетонная конструкция и фундамент, вероятно, ущерб был бы намного больше.

В дополнение ко всему бетону было использовано около 300 тонн железных скоб, чтобы скрепить большие каменные блоки. В средневековый период многие из этих зажимов были сняты со стен, и Колизей и по сей день покрыт шрамами от оспин.

Наружные стены римского Колизея, изрытые вандалами, снявшими железные скобы

Наружные стены римского Колизея, изрытые
вандалами, снявшими железные скобы

Архитектура римского Колизея

Колизей был создан, чтобы внушать благоговейный трепет всем, кто его видел. На момент завершения это было не только одно из самых сложных сооружений, когда-либо построенных, но и одно из самых больших. В то время, когда большинство зданий были только одноэтажными, Колизей возвышался над всем остальным со стенами высотой 50 метров (164 фута), которые занимали площадь в 6 акров. Колизей был вдвое длиннее и в полтора раза шире современного футбольного поля. Эти стены, сделанные из белого травертина, блестели бы на солнце.

Дизайн Колизея следовал трем основным архитектурным порядкам или стилям классической архитектуры. Они восходят к древней Греции; три стиля были первоначально дорическим, ионическим и коринфским . Римляне внесли свой вклад, добавив тосканский стиль, который был проще, чем дорический, и композитный стиль, который был более орнаментальным по сравнению с коринфским.

В греческой архитектуре ордера были преимущественно структурными, ориентированными на использование опорных столбов. С другой стороны, римская архитектура гораздо больше ориентировалась на использование арок. Три ордера стали более декоративными, чем структурными в римском использовании, что проявляется в дизайне экстерьера римского Колизея.

Колонны первого этажа выполнены в более простом тосканском стиле, а второй этаж выполнен в немного более роскошном ионическом стиле. Третий этаж был самым богато украшенным, с использованием замысловато украшенного коринфского стиля.

Классические греческие и римские архитектурные стили, использованные в римском Колизее

Классические греческие и римские архитектурные стили,
использованные в римском Колизее


Чем выше поднимался, тем стилистически усложнялся дизайн римского Колизея. Периметр состоит из 80 арок на первых трех этажах. На первых этажах эти арки были в самом большом размере 4,2 метра в ширину (13,7 фута) и 7,05 метра (23,1 фута) в высоту. На втором и третьем этажах арки были одинаковой ширины, но всего 6,45 метра (21,1 фута) в высоту.

Четвертый этаж был стилистически другим. Вместо арок и колонн четвертый этаж состоял из плоских панелей. Хотя изначально это считалось довольно строгим, недавняя уборка доказала обратное. По-видимому, эти панели были украшены резьбой и вставками из азурита и бронзы.

Римский Колизей имеет два главных входа, которые использовались для разных целей. Северо-западный вход назывался Триумфальными воротами . Название указывает на его использование для триумфальных шествий, а также его использовали гладиаторы, выходящие на арену.

Юго-восточный вход назывался Porta Libitinaria . Он был назван в честь римской богини похорон и захоронений Либитины и использовался для выноса тел тех, кто умер в римском Колизее.

Интерьер римского Колизея

Внешний вид римского Колизея впечатляет, но каково было внутри Колизея во времена его расцвета? Центральным элементом была печально известная арена, где гладиаторы, заключенные и даже дикие животные сражались на смерть.

Арена была 83 метра (270 футов) в длину и 48 метров (157 футов) в ширину. Пол был построен из деревянных панелей, покрытых песком, привезенным с холма Монте-Марио. На деревянном полу также было несколько люков, которые использовались для введения и удаления элементов декораций во время показов, а также для спецэффектов. Арена была окружена 10-футовой стеной, которая заканчивалась первым уровнем сидений.

Современный интерьер Колизея с недавно реконструированным деревянным полом над гипогеем

Современный интерьер Колизея с недавно
реконструированным деревянным полом над гипогеем


В то время как большая часть римского Колизея была ослепительно белой, арена была построена из красных и черных каменных блоков, которые сильно контрастировали с остальным дизайном здания. Сиденья вокруг арены были разделены на три трибуны, называемые кавеа. Социальный статус участников определял, в какой пещере они сидели.

Римляне самого высокого статуса, такие как сенаторы и высокопоставленные чиновники, сидели на трибуне, которая находилась ближе всего к действию. На одном уровне с северной и южной сторон стояли два специальных ящика. Эти ящики предназначались для императора на одном конце и весталок (особых жриц) на другом.

В.О. Петерс. Нерон в цирке. 1900

В.О. Петерс. Нерон в цирке. 1900

Императоры и элита занимали более низкие места в Колизее, ближе к действию. Здесь показано, как Нерон показывает большой палец вниз — плохие новости для невидимого гладиатора!


Над сенаторами сидел несенаторский дворянский класс, а над ними — плебеи ( обычные римские граждане). Более богатым гражданам предоставлялось меньше места, чем бедным. Эта нижняя часть была разделена на разные сектора. Например, была зона для мальчиков и их воспитателей, солдат в отпуске, иностранных сановников и т. д.

Во время правления Домициана к римскому Колизею был добавлен последний уровень, maenianum secundum in legneis . Это был самый высокий уровень и представлял собой галерею для простых бедняков, рабов и женщин. Эта секция, вероятно, была только стоячей комнатой. Могильщикам, актерам и отставным гладиаторам вообще запретили посещать трибуны и не пускать в Колизей.

Все сиденья были сделаны из травертина , и каждое сиденье было около 40 сантиметров (16 дюймов) в ширину. Ожидалось, что зрители принесут свои собственные подушки, если они могут себе это позволить. К местам для сидения можно было подняться по лестнице, а залы, ведущие наружу, назывались вомиториями . Некоторые предполагают, что это название связано с использованием места для рвоты; однако это неверно. Название вомитория происходит от того, как проходы извергали людей и зрителей с трибун.

В современных источниках, таких как Календарь Кодекса от 354 года, говорится, что римский Колизей мог вместить до 87 000 зрителей одновременно. Возможно, это было преувеличением; по современным оценкам, это число меньше, но все же впечатляюще - 50 000 человек.

Под римским Колизеем: Гипогей

Хотя римский Колизей славится своей ареной, самая впечатляющая и важная особенность находится под полом арены. Под деревянным полом арены находился гипогей , или подземелье.

Гипогей был пристроен к Колизею во время правления императора Домициана. Это была тщательно продуманная сеть туннелей и камер на двух уровнях, которые использовались для размещения гладиаторов и животных перед выступлениями. Это было немалым делом, и кажется, что сеть неоднократно реструктурировалась и совершенствовалась. Есть по крайней мере двенадцать очевидных этапов строительства.

Восемьдесят вертикальных шахт соединяли гипогей с ареной; они использовались для отправки на арену животных в клетках и декораций. Большие навесные платформы использовались для транспортировки более крупных животных, таких как слоны, на пол арены.

Столетия назад этот туннель использовался для перевозки гладиаторов

Столетия назад этот туннель использовался для перевозки гладиаторов или бойцов животных на пол арены с помощью древнего «лифта», который располагался на камнях пола


Внутри гипогея также находилось большое количество впечатляющей техники. Для перевозки животных и декораций по вертикальным шахтам на пол арены использовались лифты и шкивы. Были также массивные гидравлические механизмы, которые можно было использовать для быстрого затопления арены через соединение с ближайшим акведуком! Это наводнение использовалось для реконструкции морских сражений в римском Колизее, на что, безусловно, было бы на что посмотреть. К сожалению, гипогей дорого обошелся. Туннели означали, что пол арены больше нельзя было затопить, что положило конец этим впечатляющим морским сражениям.

Наумахия или морские сражения, проводимые в затопленном Колизее

Наумахия или морские сражения,
проводимые в затопленном Колизее,
картина Ульпиано Чека 1894 года


Наконец, гипогей действовал как дискретное средство связи римского Колизея с внешним миром. Животных и артистов можно было привозить из близлежащих конюшен, а Колизей был напрямую связан с казармами гладиаторов в Людус Магнусе. Наконец, туннели также могли использоваться императором и его весталками, чтобы им не приходилось пробиваться через толпы простолюдинов, ожидающих снаружи.

Кто построил римский Колизей и кто за него заплатил?

Хотя нет никаких квитанций, подсчитывающих стоимость римского Колизея, у нас есть некоторое представление о том, как Веспасиан и его преемники заплатили за него. В 70 году нашей эры закончилась первая римско-иудейская война . В это время римские солдаты совершили набег на Иерусалимский храм и разграбили его. Считается, что Колизей, по крайней мере, частично финансировался за счет этого грабежа. Надпись на самом Колизее гласит: «Император Тит Цезарь Веспасиан Август приказал построить новый амфитеатр из (доходов от продажи) добычи».

Также вероятно, что затраты снижались за счет использования рабского труда. Долгое время считалось, что Колизей был построен 100 000 еврейских рабов, захваченных в плен во время осады Иерусалима. Однако нет современных источников, подтверждающих это утверждение, поэтому точно неизвестно, кто построил римский Колизей.

Заключение

Наследие римского Колизея, несомненно, кроваво. Вероятно, построенный рабами и оплаченный кровавыми деньгами, он использовался для проведения кровавых спортивных состязаний и казней. Тем не менее, он также использовался для демонстрации красоты с помощью Sylvae , воссоздания природных сцен, которые использовались, чтобы показать городскому населению, как выглядит внешний мир.

Великий потоп:
может ли Колизей принять гигантские морские зрелища?


Даже сегодня, в более уменьшенном виде, Колизей по-прежнему вызывает удивление. В самом начале своего существования он, должно быть, вызывал у простых плебеев, посещавших его, совершенное изумление. Колизей и его дизайн дают нам окно в жизнь древнеримского мира, мира, полного гениальности и красоты, а также жестокости и кровопролития.




(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)



Источник:

By Robbie Mitchell,
«The Mind-Blowing Architecture and Engineering of Rome’s Colosseum»