Страницы

Эдемский сад в древнегреческом религиозном искусстве

Сцена с греческой вазой примерно 360 г. до н.э.

Сцена с греческой вазой примерно 360 г. до н.э. Яблоня, обвитая змеями, цветет посреди сада Гесперид — нимф, заботившихся о змее и дереве.


Если первые главы Книги Бытия представляют собой правдивое описание происхождения человека, то древняя светская история человечества должна в значительной мере быть связана с этим описанием.

На самом деле древнегреческое религиозное искусство очень важным образом связано с Книгой Бытия. В то время как Бытие описывает ранние события и людей в прошлом человечества, греки изображали те же самые события и людей, за исключением той точки зрения, что змей просветил, а не ввел в заблуждение первую пару в раю.

Греки помнили изначальный рай, называя его Садом Гесперид, всегда изображая его с обвитой змеями яблоней. В Книге Бытия не сказано, что это был за фрукт: из греческой традиции мы получаем представление о том, что Ева съела яблоко.


Кувшин для масла (лекитос) с обвитой змеями яблоней в саду Гесперид

Кувшин для масла (лекитос) с обвитой змеями яблоней в саду Гесперид. Греческий, изготовленный в Пестуме, Южная Италия, 350-340 гг. до н.э. Терракота.

Зевс и Гера – первые обитатели сада

И древний комментатор Аполлодор, и греческий драматург Еврипид описывают Зевса и Геру как первых обитателей Сада Гесперид. Для греков они были первой парой, совпадающей с Адамом и Евой из Бытия.

Зевс и Гера, первая пара, согласно грек

Зевс и Гера, первая пара, согласно грекам,
сидящая вместе на восточном фризе Парфенона,
около 435 г. до н.э.


Иудео-христианская традиция считает Адама отцом всего человечества. Термин «отец Зевс» — это описание царя богов, которое встречается более 100 раз в древних писаниях Гомера. Согласно античному поэту Гесиоду, Зевс — «отец богов и людей» — боги были обожествленными предками.

В Бытие 3:20 Ева описывается как «мать всех живых». В гимне заклинания лирический поэт VI века до н.э. Алкей называет Геру «матерью всего». В качестве первой жены греки поклонялись Гере как богине брака; как первой матери, греки поклонялись ей как богине деторождения.

И иудейско-христианская традиция, и греческая религиозная традиция настаивают на том, что их первые пары вышли из древнего рая с обвитым змеями фруктовым деревом. Две противоположные духовные точки зрения — первая смотрит на Творца как на источник истины, а вторая — на змея в поисках истины — имеют одну и ту же фактическую основу.

Имена гесперид описывают сад

Геспериды, нимфы, которые ухаживают за древним садом, его деревом, его яблоками и его змеей, получили свое имя от Гесперы на греческом языке, что означает вечер, что означает Запад, где садится солнце.

Это соответствует рассказу Бытия, в котором описывается развитие цивилизации к востоку от Эдема. Возвращение в Эдем означало путешествие на запад. Греки разместили Сад Гесперид на Дальнем Западе.

Сад Гесперид был изображен на нижней панели сосуда для воды примерно 410 г. до н.э. В этом изображении змей обвивает яблоню с ее золотыми плодами. Имена фигур написаны на вазе. Две Геспериды, Хризофемида (Золотой Орден) и Астеропа (Звездное Лицо), стоят слева от дерева.

Сад Гесперид

Сад Гесперид, изображенный на нижней панели
краснофигурной гидрии (примерно 410 г. до н.э.)


Хризофемида подходит к дереву, чтобы сорвать яблоко. Астеропа приятно опирается на нее обеими руками. Слева от них Гигея (Здоровье) сидит на холме и держит длинный скипетр, символ власти, когда она оглядывается на дерево. Справа от яблони Липара (Сияющая Кожа) держит яблоки в складках своей одежды и поднимает с плеча покрывало.

Имена Гесперид описывают, на что похож сад. Это земля мягкого звездного света, золота, идеального здоровья и дивной красоты.

Аполлодор, писавший во 2 веке до нашей эры, дает четыре разных имени Гесперид: Эгле (ослепительный свет), Эрития (Красная земля), Гесперия (Вечерняя звезда) и Аретуса (фонтан).

Звук фонтана — один из самых умиротворяющих звуков. Какое волшебное и восхитительное место! Еврейское слово, обозначающее Эдем, означает «быть мягким или приятным», образно говоря, «наслаждаться собой». Сад Гесперид — греческая версия Эдемского сада.

Геракл идет за яблоками

Человек, сидящий на вазе справа от дерева, — это Нимрод/Геракл. Цель Нимрода/Геракла в мире после Потопа состояла в том, чтобы вытеснить Ноя и его Бога с поля зрения, отправить тех, кто не соглашался с его собственным возвеличивающим человечество правилом, и вернуться в древний сад, чтобы еще раз откусить от змеиного яблока, его «просвещение» против Творца и обещание бессмертия без Бога.

На изображении вазы 450 г. до н.э. Нимрод/Геракл убегает с яблоками, когда одна из Гесперид жестом просит его остаться с ними.

Одна из Гесперид жестом просит Геракла остаться с ними

Одна из Гесперид жестом просит Геракла остаться с ними,
когда он убегает с яблоками со змеиного дерева


Обратите внимание, что на изображениях ваз вверху и на изображениях ваз, скульптурах и монетах внизу, охватывающих более семи столетий (с 500 г. до н.э. до 250 г. н.э.), змей всегда изображается в дружелюбной позе.

На этой вазе примерно 350 г. до н.э. одна из Гесперид стремится к змее, а другая - к дереву. Справа от нас Нимрод/Геракл держит в руке одно из змеиных яблок.

Изображение Гесперид, ухаживающих за деревом и змеем (350 г. до н.э.)

Изображение Гесперид, ухаживающих за деревом и змеем (350 г. до н.э.)


На вазе примерно 340 г. до н.э. одна из Гесперид склоняется к змее, другая - к дереву, а третья - к собственной красоте.

Ваза ок. 340 г. до н.э. с изображением Сада Гесперид

Ваза ок. 340 г. до н.э. с изображением Сада Гесперид


На следующей вазе, датируемой примерно 400 г. до н.э., Нимрод/Геракл, кажется, беседует с одной из Гесперид, которая сидит перед обвитым змеями деревом.

Ваза примерно 400 г. до н.э., изображающая Нимрода/Геракла, разговаривающего с одной из Гесперид

Ваза примерно 400 г. до н.э., изображающая Нимрода/Геракла, разговаривающего с одной из Гесперид, сидящей перед обвитым змеями деревом.


На вазе, датируемой примерно 525 г. до н.э., Хуш/Гермес , несущий свой двуглавый змеиный посох, символизирующий правление змея в допотопном мире, а теперь и в послепотопном мире, делает жест, как бы говоря: «Вот что мы искали». Нимрод/Геракл кладет яблоки с обвитого змеями дерева в свою корзину. Яблоки олицетворяют самовозвышение человечества, свободное от открытого слова и суда Бога. Человек теперь мера всех вещей.

Нимрод/Геракл и Куш/Гермес в саду Гесперидд

На вазе примерно 525 г. до н.э. изображены
Нимрод/Геракл и Куш/Гермес в саду Гесперидд

Часть коллективной культурной
памяти языческого мира

Холмс Брайант создал компьютерную реставрацию восточного фронтона Парфенона, главной темой которого было происхождение человечества и триумф религии Зевса после Потопа. Расширение этой реконструкции изображает фигуры, которые были известны только как KLM, пока в 1982 году исследователь Парфенона Кристиан Джеппесен не идентифицировал их как Геспериды, с обвитым змеями деревом справа от них.

Деталь реконструкции Гесперид с деревом, обвитым змеями

Деталь реконструкции Гесперид с деревом, обвитым змеями


Дружелюбная к человечеству яблоня, обвитая змеем, в древнем раю была частью коллективной культурной памяти языческого мира. Другой пример исходит из бронзового изображения I века нашей эры из храма в Библосе, Ливан, на котором изображен Нимрод / Геракл с тремя золотыми яблоками в левой руке и деревом, обвитым змеями, позади него.

Бронзовое изображение Нимрода/Геракла

Бронзовое изображение Нимрода/Геракла
и обвитой змеями яблони из Библоса, Ливан


Римляне заимствовали свой пантеон у греков, используя латинские названия. На этой римской монете 3 века нашей эры мы видим Нимрода/Геракла (римский Геракл), обвитую змеями яблоню и трех Гесперид.

Геракл, обвитая змеями яблоня и три Геспериды

Римская монета 3 века нашей эры.
Геракл, обвитая змеями яблоня и три Геспериды


Изображения первоначального рая в саду и Геракла, собирающего яблоки с обвитого змеями дерева после Потопа, чрезвычайно важны в греческой религиозной иконографии. Они лежат в основе греческого религиозного хвастовства: человечество примет змеиное «просвещение» и будет как боги.

Связанные изображения этого предмета появились над входом в храм Зевса в Олимпии , внутри храма Зевса на картине, вылепленной рядом с изображением Афины в храме Геры в Олимпии, вырезанным там на сундуке из кедрового дерева Кипсела, вылепленном на храм Гефеста в Афинах, а в дополнение к показанным здесь, на многочисленных краснофигурных и чернофигурных вазах архаического и классического периодов.

С помощью Афины Нимрод/Геракл отталкивает небеса, а вместе с ними и Бога небес

Над восточным входом в храм Зевса в Олимпии (ок. 440 г. до н.э.) с помощью Афины Нимрод/Геракл отталкивает небеса, а вместе с ними и Бога небес, давая ему право получить золотые яблоки со змеиного дерева. в древнем саду Ламеха/Атласа, последнего правителя мира Каинитов до Потопа. Реконструкция Холмса Брайанта.


Без ссылки на Бытие долгая борьба греческого героя Геракла за получение яблок с обвитого змеями дерева в древнем раю не имеет большого смысла. Что касается Книги Бытия, то мы ясно видим в их древнем искусстве, что греки точно знали, откуда произошло человечество.

С одной стороны, древнегреческий культ предков с его превознесением «просвещения» змия противоречит учению Слова Божия; с другой стороны, при правильном понимании — как мы видим во многих греческих изображениях древнего рая в саду — это подкрепляет то, что написано о происхождении человека в первых главах Книги Бытия.



(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)



Источник:

By Robert Bowie Johnson, Jr*,
«Garden of Eden Depicted in Ancient Greek Religious Art»


* Роберт Боуи Джонсон-младший является автором книг «Код Парфенона: история человечества в мраморе» (переведена на французский и греческий языки) и «Ной в древнегреческом искусстве». Его последняя книга — «Бытие: персонажи и события в древнегреческом искусстве».

Сайт: www.genesisingreekart.com

(Примеч. Louiza Smith)