Страницы

Действительно ли Нерон играл на скрипке, пока горел Рим?

Император Нерон играет музыку, пока Рим горит

Император Нерон играет музыку, пока Рим горит


Нерон, печально известный император Римской империи, известен своей жестокостью и развратом. Однако одна из самых устойчивых историй о нем состоит в том, что он играл на скрипке, когда Рим горел во время Великого пожара первого века. Но действительно ли эта версия верна или это просто еще один пример пропаганды и манипулирования историей?

🔷 Великий огонь

В ночь на 18 июля 64 года нашей эры в торговом районе Рима вспыхнул пожар, вызванный сильными летними ветрами, которые быстро распространяли пламя по старым деревянным постройкам города. Историк Тацит сообщил, что огонь бесконтрольно горел в течение пяти дней, прежде чем его наконец потушили. Из четырнадцати районов Рима четыре остались нетронутыми, три были полностью разрушены, а семи был нанесен значительный ущерб.

Тацит был единственным римским писателем того периода, не считая Плиния Старшего, писавшего об огне. Однако существует послание якобы Сенеки Младшего к Святому Павлу, в котором прямо говорится об ущербе, нанесенном огнем — по его словам, пострадали только четыре квартала инсул (тип многоквартирного дома) и 132 частных дома. или уничтожены. Тем не менее, можно усомниться в мотивах Сенеки Младшего, поскольку эти цифры были приведены в контексте казни христиан, обвиненных в поджоге. Показывая, что огонь причинил лишь небольшой ущерб, это подчеркивало бы несправедливое наказание, назначенное христианам.

«Пожар в Риме»  Юбера Робера (1785 г.)

«Пожар в Риме»  Юбера Робера (1785 г.)

🔷 Жестокий император, заигравший в катастрофе

После пожара быстро распространились слухи о причине возгорания. Согласно одному популярному сообщению, Нерон планировал строительство своего великого дворца, Золотого дома, но ему нужно было расчистить большую территорию для размещения дворцового комплекса. Итак, он устроил пожар, чтобы очистить аристократические жилища на склонах Палатинского холма, и радостно играл на скрипке, наблюдая за огнем, охватившим Рим. Затем ему, конечно, нужен был козел отпущения за свои действия, поэтому он обвинил христиан в пожаре из-за их апокалиптической веры в то, что Рим и мир погибнут в огне. Это привело к активной кампании против них. И огонь, и гонения на христиан стали определяющим образом его правления. Но насколько эта версия на самом деле верна?

Император Нерон играет на скрипке, пока горит Рим

Император Нерон играет на скрипке, пока горит Рим

🔷 Алиби Нерона

Согласно Тациту, Нерон находился в Антиуме (примерно в 60 км к югу от Рима), когда в Риме вспыхнул пожар. Таким образом, Нерон не собирался смотреть, пока он горит. Тем не менее, Тацит признает, что Нерон появился на частной сцене и спел «Мешок Илиона» как сравнение между нынешним несчастьем Рима и катастрофой, постигшей древнюю Трою. Тацит, однако, отвергает эту историю как просто слух, распространенный среди масс. Этот слух, возможно, был правдоподобен, поскольку Нерон, как известно, очень интересовался исполнительским искусством.

Стоит отметить, что Тацит не упоминает ни о каких музыкальных инструментах, на которых играли во время Великого пожара. Даже если бы Нерон играл во время горящего Рима, маловероятно, что он знал бы о пожаре, и еще более маловероятно, что он играл бы на скрипке. Это потому, что скрипка была изобретена намного позже, возможно, в 11 веке. Если бы Нерон играл на музыкальном инструменте, то, скорее всего, это была бы кифара, древнегреческий инструмент семейства лир.

🔷 Добрый и щедрый Нерон?

Предполагаемое отсутствие заботы Нерона о Риме, пока он горел, застряло в наших умах с тех пор, как появились первые слухи. Но Тацит дает совершенно иной отчет о действиях Нерона, когда он узнал о Великом пожаре. Согласно Тациту, Нерон открыл Марсово поле и общественные сады для людей, потерявших свои дома. Кроме того, он возводил временные постройки и даже разбил собственные сады для укрытия своих подданных. Чтобы прокормить их, он привозил из Остии и соседних городов продовольствие, а цена на хлеб была снижена. Тем не менее именно образ Нерона как безжалостного и коварного императора сохранился на протяжении веков.

🔷 Очернение имиджа Нерона

Эта преднамеренная попытка испортить образ Нерона может быть связана с тем, что люди, писавшие историю Рима, были не очень довольны Нероном. Хотя Светоний и Кассий Дион утверждали, что жители Рима праздновали смерть Нерона, Тацит рисует более сложную картину. Согласно этому писателю, именно высший класс, дворянство и сенаторы радовались смерти Нерона. Напротив, низший класс и рабы оплакивали смерть Нерона.потому что они чувствовали, что он заботится об их интересах. Кроме того, два будущих императора, Отон и Вителлий, использовали память о Нероне, чтобы заручиться поддержкой римского народа. Таким образом, можно сказать, что негативное представление о Нероне, которое у нас сложилось, может быть связано не только со злобностью самого императора, а частично с историками, которые писали о нем неблагоприятно.

Это также заставляет нас задаться вопросом, насколько правдиво то, что мы знаем о Нероне. Например, согласно популярным источникам, Нерон с большим удовольствием бросал христиан стаям собак и устраивал вечеринки, в то время как он и его гости наблюдали, как христиан сжигают на кольях в его саду. Оракулы Сивиллы, книги 5 и 8, написанные во 2 веке, утверждали, что Нерон был антихристом, и даже было высказано предположение, что число 666 в Книге Откровения является кодом Нерона.

Жестокость Рима и его императоров хорошо известна и хорошо задокументирована, как и гонения на христиан, но основаны ли такие ужасные истории на фактах, приписываемых Нерону, или историей манипулировали те, кто стремился использовать ее для получения и сохранения власти? ? Историки сегодня продолжают искать ответы на эти вопросы, и по мере того, как продолжаются раскопки его дворца, появляется все больше и больше информации о Нероне и мире, которым он правил. Что касается Рима, то из пепла Великого пожара вырос город из мрамора и камня.




(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)



Источник:

By Wu Mingren,
«Did Nero Really Fiddle While Rome Burned?»