Страницы

Выдающаяся история Осириса: его миф, символы и значение в Древнем Египте

Осирис

Осирис
Источник: SaraForlenza/ Deviant Art


Осирис, зеленокожий бог подземного мира, повелитель загробной жизни и судья мертвых, является одним из самых известных богов Древнего Египта. Его история дала его последователям уверенность в жизни после смерти, что Нил сохранит их земли плодородными, и вдохновила их на то, каким должен быть король. Он — единственное божество, которое упоминается в древнеегипетских писаниях просто как «бог» — верный признак того, что Осирис был могущественным и популярным. Осирису, считавшемуся добрым богом, также приписывалось обучение человечества сельскому хозяйству, искусствам, религии, законам и морали. А его последователям очень нравилось устраивать фестивали в его честь.

Осирис и фараон

Некоторые ученые предполагают, что Осирис мог быть родом из Нижнего Египта как очень древний царь Бузириса. Однако представляется более вероятным, что он был местным богом Бусириса, олицетворяющим плодородие подземного мира. Так или иначе, к 2400 г. до н.э. роль и влияние Осириса расширились, поскольку он стал связан с фараоном. Эта связь была тройной:
  • Во-первых, его история развивалась и включала в себя его роль первого царя Египта – того, кто установил ценности, которые должны были поддерживать более поздние цари.
  • Во-вторых, его считали отцом царя, потому что он был мужем Исиды, а она, как говорили, была матерью фараона.
  • Наконец, Осирис был высшим аспектом, которым фараон стремился стать после смерти.

Осирис

Осирис изображен в типичной обертке мумии.
На основе рисунков гробниц Нового Царства.

Сын богов - начало мифа об Осирисе

Имя Осирис — это греческая форма египетского имени Асир (или Всир, или Асар), которое может означать «Могущественный», «тот, кто видит трон» или «тот, кто восседает на своем троне». Позже Осирис стал известен как Ун-нефер, «открывать, появляться или проявлять хорошие вещи или красоту».

Начиная с 5-й династии (около 2513–2374 гг. до н.э.) Осирис также был членом Эннеады (также известной как Великая Эннеада и Эннеада Гелиополя), группы из девяти египетских божеств, которым поклонялись в основном в Гелиополе, но чье влияние распространилось и в остальном Египте. Именно тогда Осирис стал известен как первый ребенок Геба и Нут.

Геб и Нут были детьми Шу и Тефнут, творением первого бога Атума. Родными братьями Осириса были Сет, Нефтида и Исида. Эти три существа играли ключевые роли в мифе об Осирисе.

Внешний гроб Тайверита с изображением Осириса, Исиды и Нефтиды

Внешний гроб Тайверита с изображением Осириса, Исиды и Нефтиды

Миф об Осирисе и Исиде… и Сет

Существуют некоторые вариации мифа об Осирисе, но обычно история начинается с Осириса как царя древних египтян. Либо предоставив своей жене и сестре Исиде власть править вместо него, когда он отсутствовал, распространяя цивилизацию, либо из-за чистой зависти другого, Осирис разозлил своего брата Сета. Сет возмутился успехом Осириса и, как говорят, сговорился убить своего брата после того, как жена Сета Нефтида притворилась Исидой и соблазнила Осириса. Бог Анубис был результатом их союза. В некоторых версиях говорится, что Сет также возжелал Исиду.

Сет, брат Осириса

Сет, брат Осириса и еще одно важное древнеегипетское божество.
На основе рисунков гробниц Нового Царства


Интересно отметить, что Нефтида считалась бесплодной до того, как забеременела отпрысками Осириса. Эта часть мифа позже была связана с цветами египетской пустыни, которые не цвели годами, пока большое наводнение (Осирис) не помогло бесплодной земле (Нефтида) стать плодородной и дало им жизнь (Анубис). Мифы также говорят, что Анубис почтил своего отца Осириса, дав ему положение бога подземного мира.

Сет вскоре приступил к реализации плана мести. Согласно Плутарху, Сет либо утопил, либо убил Осириса. Часто говорят, что в этой истории есть красивый сундук, сделанный по размеру Осириса. Сет заказал создание сундука, а затем пригласил брата на банкет. Во время пира он предложил замечательный сундук всем, кто мог в него поместиться. Все пробовали, но внутри поместился только Осирис. В тот момент, когда Осирис лег в сундук, Сет заколотил крышку. Затем он запечатал сундук расплавленным свинцом и бросил его вместе с братом в Нил.

Сундук (который, по мнению некоторых, вдохновил на создание египетских саркофагов), был вынесен в море, а затем похоронен на тамариске, растущем недалеко от Библоса в Финикии. Дерево выросло вокруг бога в гробу, и он оставался там, пока не умер. Позже местный царь решил, что ему нравится то же дерево, и, не зная о теле Осириса внутри него, превратил его в колонну для своего дворца.

Рамсес III кадит и возливает перед Птахом-Сокаром-Осирисом, защищенным крылатой Исидой

Рамсес III кадит и возливает перед Птахом-Сокаром-Осирисом, защищенным крылатой Исидой. Сцена из гробницы Рамзеса III. (KV11)


Исида искала своего возлюбленного и в конце концов наткнулась на дворец, где ее взяли и позаботились о детях царя, переодевшись старухой. Когда она показала себя богиней после спасения одного из сыновей короля, король предложил ей все, что она хотела. Она выбрала колонну, и таким образом Исида нашла останки Осириса.

Возрождение, осквернение и воскресение

Богиня вернулась в Египет со своим мужем и работала над воссозданием его физического тела. Затем Исида превратилась в коршуна (птицу). Она использовала волшебные слова и взмахи крыльев, чтобы оживить его, а затем зачала от него ребенка. Этим ребенком был Гор . Затем она спрятала тело мужа и ушла воспитывать сына.

Гор, Осирис и Исида: кулон с именем царя Осоркона II

Гор, Осирис и Исида: кулон с именем царя Осоркона II


Но однажды Сет наткнулся на тело Осириса, когда тот был на охоте. Чтобы помешать своему брату получить заслуженное погребение, разъяренный Сет разрезал тело Осириса на различные части с разными номерами согласно текстам:
  • 14 (половина лунного месяца),
  • 16 (идеальная высота для подъема в уровень воды в локтях)или 42 (число номов Египта).
  • Затем части тела были разбросаны по всему Египту.
Исида обнаружила, что было сделано, и собрала все части тела Осириса, какие смогла. Единственной частью, которую она не могла найти, был его пенис, который съела рыба-оксиринк (что делало его запрещенной едой в Древнем Египте). С помощью Нефтиды и Анубиса Исида как могла залатала тело Осириса и подготовила его к надлежащему захоронению. Именно тогда они создали первую мумию, и Анубис стал ассоциироваться с бальзамировщиками. Когда другие боги (или, по крайней мере, Ра) увидели это, они воскресили Осириса, но, поскольку он был несовершенным, он больше не мог править в стране живых. Так он стал правителем и судьей Преисподней. В конце концов Хорус отомстил за своего отца, убив Сета и став новым царем Египта.

Плащаница времен династии Птолемеев, изображающая Осириса и Анубиса с умершим мужчиной

Плащаница времен династии Птолемеев,
изображающая Осириса и Анубиса с умершим мужчиной

Осирис как египетское божество подземного мира

Осирис не был божеством подземного мира (Дуат), которого следует бояться. На самом деле, его репутация доброго и доброжелательного короля, вероятно, создавала чувство безопасности для людей, приближающихся к концу своей жизни. Хотя людям не нужно было бояться самого божества, войти в его владения было непросто. Достойное захоронение, заклинания из «Книги прихода дня» (более известной сегодня как «Книга мертвых») и «Книга врат», а также амулеты были предоставлены мертвым, чтобы помочь им совершить опасное путешествие через Подземный мир в зал. суда, где их сердце будет взвешено против пера Маат .

Было в значительной степени гарантировано, что человек, дошедший до этого, будет приветствоваться в загробной жизни, поскольку древнеегипетское суждение не стремилось к совершенству, вместо этого оно искало равновесие. Если бы человек мог убедить доброжелательного Осириса, что он или она заслуживают того, чтобы быть там, они могли бы остаться.

Суд над мертвыми в присутствии Осириса

Суд над мертвыми в присутствии Осириса: Анубис приводит Хунефера в зону суда. Анубис также показан наблюдающим за весами суждения. Сердце Хунефера противопоставлено перу, символу Маат. Затем Хунефер приводит вправо в присутствии Осириса своим сыном Гором. Осирис изображен сидящим под балдахином со своими сестрами Исидой и Нефтидой. Вверху изображен Хунефер, обожающий ряд божеств, наблюдающих за судом.


Эта связь с Подземным миром дает еще одно объяснение тому, почему Осириса часто изображают в виде мумифицированного фараона — мертвые фараоны были связаны с ним и мумифицированы, чтобы выглядеть как он.

Осирис, аграрный бог?

Хотя на первый взгляд это может показаться противоречивым, Осирис также считался богом плодородия — по крайней мере, с точки зрения урожайности сельского хозяйства. Но если вы посмотрите на сельскохозяйственный цикл очевидной смерти и возрождения, вы сможете увидеть некоторые причины, стоящие за этим. Для древних египтян Осирис был символически убит, и его тело разбивали на полу гумна каждый урожай. Затем произошло разлив Нила , и земля (его тело) снова ожила. Эти факторы можно легко уподобить элементам мифа об Осирисе.

В одном из аграрных ритуалов фигурка из грязи была создана в форме, изображающей Осириса, и помещена в небольшой саркофаг . Семена были посажены в эту грязь, а затем политы, создавая «сад Осириса», или то, что некоторые называют «мумиями зерна» или «мумиями кукурузы». Когда из ящика вырастали растения, говорили, что божество вернулось к жизни. Некоторые из этих статуэток, называемых в этом контексте «кроватями Осириса», были найдены в фиванских гробницах, где они были найдены покрытыми остатками пшеницы или ячменя . Гробница Тутанхамона предоставила археологам несколько прекрасных образцов, сделанных из ячменя и полбы.

Кровать Осириса, 450 - 300 гг. до н.э., из Верхнего Египта

Кровать Осириса, 450 - 300 гг. до н.э., из Верхнего Египта
(Габбанат эль-Гуруд), глина. Музей слияния.span>


У древних египтян также была легенда о том, что их люди были каннибалами, пока Осирис и Исида не отучили их от этого, а затем убедили их использовать практику земледелия. Хотя нет убедительных доказательств того, что древние египтяне были каннибалами, им, похоже, нравилась идея о том, что Осирис навел порядок в их цивилизации.

Символы Осириса

Самое старое найденное изображение Осириса датируется 2300 г. до н.э., но на самом деле он не становился популярным в изображениях до периода Нового царства (1539–1075 гг. до н.э.). Продолжая сельскохозяйственные связи, тело Осириса иногда изображали в виде поля, а также связывали с изображениями деревьев — черта, присутствующая практически во всех гробницах- кенотафах Осириса. Цвет его кожи также показывает эту ассоциацию; если бы он был зеленым, это могло означать возрождение растительности, а если бы он был черным, то это означало плодородную почву долины реки Нил.

Осирис, египетский бог подземного мира

Осирис, египетский бог подземного мира


Осирис выделяется среди большинства других известных египетских божеств тем, что он изображен как человек, а не как антропозооморфное (человек/животное) существо. Большинство изображений бога подчеркивают его роль правителя Подземного мира, изображая его завернутым от груди вниз в повязки мумии . Если не в обертках, то он показан в обтягивающей одежде.

Как царь Египта он изображался с короной Атеф — комбинацией Хеджет, короны Верхнего Египта, со страусиным пером по бокам. Его сила выражалась в посохе и цепе в руках, которые обычно скрещены на груди, и эти предметы олицетворяли плодородие земли и царскую власть. Осирис также изображен с длинной изогнутой накладной бородой мертвого бога.

Еще одним символом Осириса является колонна Джед. Это символизирует стабильность и продолжение его власти и может представлять его позвоночник. Столб иногда украшается короной атеф или имеет два уджат / уджат-глаза, а иногда также украшается цепом и посохом. Эта колонна считалась важной особенностью и ритуально возводилась на некоторых фестивалях в Абидосе. Возведение колонны Джед было данью воскресению Осириса — стабильного монарха.

Поднятие колонны Джед

Сцена на западной стене Зала Осириса, расположенного за семью часовнями и вход через Часовню Осириса. На нем изображено поднятие колонны Джед.

Возникновение культа Осириса и его ритуалов

Абидос был центром культа Осириса, потому что древние египтяне считали, что здесь была захоронена голова божества. Городской некрополь был самым популярным местом для захоронения, если человек мог себе это позволить и имел достаточно высокий статус, чтобы его похоронили рядом с божеством. Следующим лучшим вариантом было поставить возле памятника стелу с именем усопшего.

Голова бога Осириса, ок. 595-525 гг. до н.э.

Голова бога Осириса, ок. 595-525 гг. до н.э.


Бусирис (Джеду) был еще одним важным святилищем Осириса, и именно здесь можно было увидеть название города, написанное двумя колоннами Джед. Третьим ключевым местом для последователей Осириса был Биггах (Сенмет). Говорят, что на этом маленьком острове покоилось тело Осириса. Но досягаемость культа Осириса была намного шире, поскольку во всех городах, которые утверждали, что были местом, где была захоронена часть его расчлененного тела, также был кенотаф богу.

Хотя изначально умершие цари были единственными, кто связывал себя с Осирисом после своей смерти, к 2000 г. до н.э. каждый мертвый человек мог быть связан с божеством. Связь с Осирисом означала не само воскресение, а возобновление жизни в загробном мире и через своих потомков. Его популярность была связана с доброжелательной природой бога в загробной жизни, а также с его ролью в создании порядка и закона. Люди видели в нем бога, который мог защитить их при жизни и справедливо судить их в подземном мире.

Сделав Осириса более доступным, он также стал более популярным, и его культ распространился по всему Египту, иногда бог присоединялся к другим божествам плодородия и подземного мира или поглощал их. Эта способность включать местных богов позволила поклонению Осирису оставаться заметным в эллинистический и римский периоды. Серапис, например, был эллинистическим богом, сочетавшим Осириса с Аписом — священным быком Мемфиса. Греко-римские писатели также видели связь между своим богом Дионисом (Вакхом) и египетским божеством. Осирис пал только с появлением христианства. Но это не помешало ученым отметить некоторое сходство между этой религией и историей древнеегипетского бога.


Бюст Сераписа

Бюст Сераписа.
Мрамор, римская копия с греческого оригинала 4 века до н.э.,
хранящаяся в Серапеуме Александрии


Хотя Осирис был Судьей Мертвых, он также был связан с возрождением, поэтому связанные с ним фестивали, как правило, были больше сосредоточены на праздновании жизни. Это уже было отмечено в случае со статуэтками Осириса для повышения плодородия сельскохозяйственных культур.

Шествия и ночные ритуалы также имели место в его храмах, и аспекты его жизни, смерти и возрождения были ключевыми элементами этих ритуалов. Смерть Осириса была отмечена на празднике Падения Нила, а его воскрешение праздновалось на Фестивале Столпов Джед. Следующий раздел гимна Осирису показывает, насколько популярными были его праздники и сам бог среди древнего египтянина:

Тебе приносят приношения все человечество, о ты, господин, которому воздаются поминки как на небе, так и на земле. Много криков радости доносится до тебя на празднике Уак [17-й и 18-й дни месяца Тот], и вопли восторга восходят к тебе со всего мира в один голос. Ты вождь и князь своих братьев, ты князь общества богов, ты везде утверждаешь справедливость и истину, ты сажаешь своего сына на свой трон, ты объект восхваления твоего отца Себа и любовь к матери твоей Нут. Ты чрезвычайно силен, ты ниспровергаешь тех, кто противостоит тебе, ты силен рукой, и ты убиваешь своего врага. Ты вселяешь страх в врага твоего, ты стираешь границы его, сердце твое твердеет, и ноги твои бдительны. Ты наследник Себа и владыка всей земли. Ты сотворил землю сию рукою Своею, и воды ее, и ветер ее, и траву ее, и весь скот ее, и всех птиц ее, и всех рыб ее, и всех гадов ее, и все четыре- их лапатые звери. О ты, сын Нута, весь мир радуется, когда ты восходишь на трон своего отца, подобно Ра. Ты сияешь на горизонте, ты посылаешь свой свет во тьму, ты освещаешь тьму своим двойным пером, и ты заливаешь мир светом, подобным Диску на рассвете. Твоя диадема пронзает небеса и становится братом звезд, о ты, образ каждого бога. Ты милостив в повелениях и в речи, ты любимец великого сонма богов,

Посмертная стела Аменхотепа I и Яхмоса-Нофретари, приносящих жертву Осирису

Посмертная стела Аменхотепа I и Яхмоса-Нофретари, приносящих жертву Осирису. Известняк. Новое царство, XVIII династия, правление Аменхотепа III, ок. 1390-1352 гг. до н.э. Вероятно, из Фив.


Еще одним важным аспектом поклонения Осирису было представление драматических пьес о страстях, отражающих жизнь, смерть, мумификацию и воскресение божества. В пьесах участвовали местные священники и важные члены сообщества, а тренировочные сражения между Последователями Гора и Последователями Сета были открыты для всех. Некоторые сцены были особенно жестокими, и даже отмечены случаи, когда постановочное насилие становилось реальным и приводило к гибели людей.

Как только Последователи Гора выиграли битву, участники праздника отпраздновали это событие, вынеся золотую статую Осириса из внутреннего святилища храма, чтобы каждый мог осыпать ее подарками. Затем его пронесли по городу и, наконец, поместили в святилище под открытым небом, чтобы бог мог наблюдать за празднествами, а люди могли восхищаться им. Это удаление статуи из темноты храма также отразилось на воскресении Осириса.

Статуя Осириса позднего птолемеевского периода.

Статуя Осириса позднего птолемеевского периода





(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)



Источник:

By Alicia McDermott*,
«The Outstanding Story of Osiris: His Myth, Symbols, and Significance in Ancient Egypt»



* Алисия Макдермотт имеет ученые степени в области антропологии, психологии и исследований в области международного развития, работала в различных областях, таких как образование, антропология и туризм. С самого детства Алисия страстно любит писать  различные эссе об археологических памятниках Латинской Америки и социальных проблемах. (Примеч. Louiza Smith)