Страницы

Санта-шаман приходит в новый мир: волшебник-оборотень из древнего прошлого

Санта с трубкой

Санта с трубкой и понимающей улыбкой древней мудрости


В 1626 году корабль, наполненный людьми из Нидерландов, вошел в то, что позже будет называться Нью-Йоркской гаванью, и начал строить голландскую колонию под названием Новый Амстердам. Носовым лицом на носу их корабля был не кто иной, как покровитель моряков Святой Николай. Голландцы называли его «Синтер Клаас». Таким образом, «Санта-Клаус» пришел в новый мир.
Святой Николай

Святой Николай


Но он почти исчез так же быстро, как и обосновался. Он оставался частью американских праздничных традиций всего тридцать восемь лет. Затем новая колония была передана Англии, сменила название на Нью-Йорк и была наводнена английским населением, которое ничего не знало о «Синтер Клаасе» и презирало то, что они считали языческими традициями, связанными с зимним солнцестоянием.

Воскрешение Санты из мертвых

Потребовалось более ста пятидесяти лет, чтобы воскресить фигуру Санта-Клауса из мертвых здесь, в Америке, и для этого потребовались историк, поэт, карикатурист и отдел маркетинга. Чтобы сильно упростить запутанную историю, получилось так:

Вашингтон Ирвинг был американским эссеистом (эссеи́ст — автор эссе; то есть литературных произведений, основанных на спонтанном осмыслении личного опыта, выражении личного мнения, внутреннем диалоге с читателем) и историком, который кратко упомянул голландские обычаи, окружающие Святого Николая, в своей «Истории Нью-Йорка Никербокера». Книгу читали немногие, и это могло бы стать концом всей нашей истории Санты, если бы не Клемент С. Мур. В 1823 году, читая « Историю Никербокера » Ирвинга, Мур вдохновился написать стихотворение под названием «Визит святого Николая». В нем (в основном для того, чтобы его строки читались правильно) он назвал Санту «настоящим веселым старым эльфом».

Настоящий веселый старый эльф

Настоящий веселый старый эльф

Да, Вирджиния

Сорок лет спустя стихотворение должно было быть включено в праздничный выпуск журнала Harper's Magazine. Редактор посчитал, что иллюстрация была бы полезна, поэтому он обратился к художнику-карикатуристу Томасу Насту, у которого не было ни малейшего представления о том, как должен выглядеть голландский «старый веселый эльф». Однако, помня свои собственные праздничные традиции, Наст нарисовал баварского гнома, который одевался в шкуры животных и пугал непослушных детей метлой. Стихотворение стало хитом, если не мультфильм, и с годами иллюстрации Санты были немного подчищены, чтобы они выглядели более подходящими для детей.

Вся традиция Санты развилась до такой степени, что в 1897 году Фрэнсис Черч, пишущий для газеты The New York Sun , почувствовал побуждение ответить на вопрос молодой читательницы по имени Вирджиния О'Хэнлон. — Пожалуйста, скажите мне правду, — попросила мисс О'Хэнлон. «Есть ли Санта-Клаус?» Ответом Черча стала знаменитая статья «Да, Вирджиния, Санта-Клаус есть».

Санта попадает в продажи

Однако только в 1931 году Санта получил большой прорыв в рекламе. Компания Coca-Cola хотела увеличить продажи детям, но была ограничена законом, запрещавшим любые публичные демонстрации детей, пьющих их продукцию. В то время Coca-Cola была основана на коке, считавшейся наркотическим растением. (С тех пор они изменили свой рецепт!) Поскольку отдел маркетинга компании не мог показать детям, пьющим кокаин, они показали дружелюбного к детям Санту в красном костюме, с улыбкой, румяными щеками и обаятельным поведением. Он был изображен на заслуженном отдыхе от своих рождественских обязанностей, выпивая бутылку колы, которую оставил для него дружелюбный ребенок. Продажи кокаина взлетели до небес, а остальное, как говорится, уже история. Санта и Кока-Кола вместе покорили мир.

Санта работает неполный рабочий день в маркетинге.

Санта работает неполный рабочий день в маркетинге

Санта Шаман

Однако самые ранние традиции многих компонентов мифа о Санта-Клаусе уходят во времени гораздо дальше, чем голландские праздничные обычаи. Действительно, задолго до того, как он приехал в Америку, Санта был шаманом.

Дед Мороз верхом на козе

Дед Мороз верхом на козе


Рассмотрим лишь некоторые мотивы «Христо-мессы», не имеющие ничего общего с христианской мифологией:

Холли сжигали в ритуальном жертвоприношении

Холли сжигали в ритуальном жертвоприношении

  • Огненное дерево: Дар огня был, вероятно, самым важным открытием в истории человечества. Давным-давно племенной шаман, или святой человек, проводил церемонии, во время которых дары клали на вечнозеленое дерево или куст, например, падуб, плющ или омелу, а затем сжигали в ритуальном жертвоприношении, возвращая богам часть того, что люди получили. Эти деревья и растения показывали свои красочные ягоды зимой, поэтому в это время года они считались священными. Церемония проводилась в ночь зимнего солнцестояния, в самую длинную ночь в году, чтобы убедиться, что солнце скоро вернется и принесет с собой гостеприимное тепло. Когда появился обычай заносить дерево в дом, огонь заменили свечами. В настоящее время электрическое освещение намного безопаснее.
Дар огня

Дар огня

  • Святочное полено: По североевропейской традиции, Святочное полено вытаскивали на деревенскую площадь в короткие декабрьские дни. Никто точно не знает, откуда взялось слово «Юл». Конечно, существует множество теорий, но шаманская практика сжигания огромного бревна или дерева в самую темную ночь в году является широко распространенной традицией.
  • Вход в дымоход: восточноевропейские истории часто использовали дымоход, чтобы фигура Санты входила в забаррикадированный дом. Это был хороший способ доставить подарки хорошим мальчикам и девочкам. Конечно, иллюзии способствовала традиция дыма, несущего молитвы верующих к Богу.
  • Бросив вызов времени: хороший шаман мог выйти из времени и оказаться во многих местах одновременно. Как еще Санта мог поддерживать свой лихорадочный темп, охватывая весь мир за одну ночь? Что же касается его способа передвижения, то само слово «шаман» — это сибирское слово, происходящее из языка тунгусского народа, жившего на крайнем севере. Они, конечно, пасли оленей.
Канадский Санта и северный олень, Рождество 1875 года

Канадский Санта и северный олень, Рождество 1875 года

  • Пиры и дарение подарков: во время самых темных ночей длинной зимы шаманские культуры часто собирались, чтобы пировать и петь всю ночь напролет. Шаман, будучи носителем знания, «знал, когда ты спишь, и знал, когда ты бодрствуешь. Он знал, когда ты плохой или хороший, так что будь хорошим ради бога!»

Санта получает религию

К тому времени, когда христианство распространилось по Европе, вся традиция Санта-Клауса, хотя и сильно различалась от места к месту, прочно укоренилась. Люди не собирались сдаваться. Но оно было языческим до мозга костей. Что оставалось делать бедному приходскому священнику, когда его прихожане собрались вокруг деревенского костра, чтобы отпраздновать с песнями и танцами?

Ответ был прост и очевиден. «Если вы не можете победить их, крестите их!» Хотя в Библии никогда не говорится о декабрьском рождении Христа, вполне логично было предположить, что Спаситель родился во время декабрьского солнцестояния. В конце концов, именно тогда родился Митра, шаманский «Бог-солдат» Рима. Его поклонение включало в себя непорочное зачатие, последнюю трапезу хлеба и вина, которую он разделил со своими учениками, и обещание вернуться.

Археологический музей, Аквилея. Медальон (второй век) с рельефом Митры
Археологический музей, Аквилея.
Медальон (второй век) с рельефом Митры

Микс мифов, символов и традиций

Символы легко переносились. Таким образом две традиции шаманизма и христианства переплелись и сегодня существуют в гармонии. «Я видел, как мама целует Санта-Клауса» и «Слушайте! Ангелы-вестники поют» по большей части взаимозаменяемы в праздничных плейлистах радио. «Мы, три короля» едем по той же полосе, что и «Бабушку сбил северный олень». Джин Отри позаботился о том, чтобы вещи стояли на своих местах, изобразив Санту, стоящего на коленях у колыбели Иисуса, но разделить эти две традиции теперь почти невозможно.

Древняя шаманская традиция живет; его символы просто переместились внутрь помещения. Праздник — это слишком весело, чтобы сопротивляться! Кроме того, дарение подарков и пиршество в шаманской традиции компенсируют более строгую религиозную сцену Рождества и являются большим стимулом для экономики. Делайте покупки у моих друзей - и с Рождеством!




(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)



Источник:

By Jim Willis,
«Santa the Shaman Comes to the New World: The Shapeshifting Magic-Man from the Ancient Past»