Страницы

Жемчужная история Клеопатры римского историка: правда или вымысел?

Знаменитая картина Джованни Баттиста Тьеполо «Пир Клеопатры» (написанная в 1743–1744 гг.)

Знаменитая картина Джованни Баттиста Тьеполо «Пир Клеопатры» (написанная в 1743–1744 гг.) изображает жемчужину Клеопатры над высоким стаканом с уксусом, а Марк Антоний наблюдает за ней.


«Жемчужина Клеопатры» — это история, рассказанная римским писателем Плинием Старшим в его знаменитой книге «Естественная история». Согласно этой сказке, последняя птолемеевская правительница Египта Клеопатра VII выпила кубок уксуса после того, как в нем растворилась бесценная жемчужина. Плиний утверждает, что это было сделано египетской царицей, чтобы выиграть пари, которое она заключила со своим любовником Марком Антонием Римским. Ученые не уверены, действительно ли произошла история с жемчужиной Клеопатры. В любом случае было продемонстрировано, что жемчуг вполне может быть растворен в уксусе. Более того, жемчуг, или, точнее, жемчужный порошок, употреблялся в пищу и в других древних культурах, хотя и не по той же причине, по которой употреблялся жемчуг Клеопатры.>


«Пир Клеопатры»,  Джованни Баттистой Тьеполо (1696–1770)

На этой картине «Пир Клеопатры», также написанной Джованни Баттистой Тьеполо (1696–1770), жемчужина Клеопатры находится в ее протянутой руке, поскольку она, вероятно, говорит Марку Антонию в царственном римском платье, как она выиграет пари.

Жемчужная история Клеопатры описана в
книге Плиния по естественной истории

История жемчуга Клеопатры содержится в «Естественной истории » Плиния Старшего. В книге IX этой работы шесть глав (главы с 54 по 59) посвящены жемчугу. В первой главе, посвященной жемчугу, Плиний описывает эти предметы как занимающие «самое высокое положение среди всех ценностей», добытых из моря. Плиний продолжает, что жемчуг, добытый римлянами, происходил из Индийского океана:

«Их нужно искать на определенных островах, и таких очень мало. Самый производительный из жемчуга — остров Тапробан и остров Стоидис…; Перимула также является мысом Индии. Но более всего ценятся те, которые находятся в окрестностях Аравии, в Персидском заливе, который составляет часть Красного моря».
После продолжительного объяснения того, как жемчуг образуется и как его собирают, Плиний переходит к обсуждению различных типов жемчуга. Естествознатель отмечает, что качество жемчуга определяется по его «белизне, крупному размеру, округлости, блеску и весу». Плиний признает, что жемчуг отличается от одной области к другой. Например, «индийская жемчужина похожа по оттенку на чешуйки зеркального камня, но превосходит все остальные размерами», жемчужины Фракийского Босфора были «красного цвета и малы», тогда как жемчужины с берегов Аравии иметь «сильное сходство с градиной».

Натуральный жемчуг

В рассказе о жемчуге Клеопатры Плиний также очень подробно пишет о замечательных фактах, связанных с жемчугом и его природой.

Плиний Старший дополняет историю фактами о жемчуге

В следующей главе Плиний делится «замечательными фактами, связанными с жемчугом — его природой». Историк-естествоиспытатель отмечает, например, что «Совершенно ясно, что внутренность жемчужины тверда, так как никакое падение не может ее сломать» и «Жемчуг не всегда находится в середине тела животного, но иногда в одном месте, а иногда и в другом». Плиний также рассказывает короткую историю о нагруднике, полностью сделанном из британского жемчуга, который Юлий Цезарь посвятил Венере Прародительнице.

В следующей главе Плиния представлена история жемчужины Клеопатры. Однако эта история — одна из нескольких под заголовком «Случаи употребления жемчуга». Согласно Плинию, последняя царица птолемеевского Египта, Клеопатра VII, когда-то владела парой жемчужин, «самых больших, которые когда-либо видели во всем мире», которые перешли в ее владение «по происхождению от царей Востока».

История гласит, что Марк Антоний, любовник Клеопатры, день за днем устраивал самые роскошные банкеты королевы, когда он был при ее дворе. Плиний, который, кажется, не является большим поклонником Клеопатры, писал, что «эта царственная куртизанка, преисполненная тщеславия и пренебрежительного высокомерия, делала вид, что относится ко всей этой роскоши и всем этим обширным приготовлениям с величайшим презрением». Плиний, на самом деле, кажется, презирает показную демонстрацию богатства. Это также видно из истории, непосредственно предшествующей жемчужине Клеопатры.

Прежде чем рассказать историю о жемчужине Клеопатры, Плиний сообщает, что однажды он видел Лоллию Паулину, третью жену Калигулы, третьего римского императора. Во время этой встречи, которая произошла не «на каком-либо публичном празднике или каком-либо торжественном церемониале, а только на обычном свадебном угощении», Паулина была «покрыта изумрудами и жемчугом, которые сияли чередующимися слоями на ее голове, в ее волосах, в ее венках, в ее ушах, на ее шее, в ее браслетах и на ее пальцах, и стоимость которых составила в общей сложности сорок миллионов сестерциев».

Затем Плиний пренебрежительно сравнивает Паулину с Курием и Фабрицием, древними римлянами, известными своей строгостью. Попросив своих читателей представить снаряжение Паулины, Курия и Фабриция, Плиний спрашивает: «Неужели он не предпочел бы, чтобы победители были оторваны от своих колесниц, чем то, что они победили ради такого результата [т.е., экстравагантность Паулины]?» Ясно, что Плиний категорически не одобрял эту бросающуюся в глаза демонстрацию богатства.

Клеопатра

На этой картине фламандского художника Антония Шунджанса (1655–1726) Клеопатра вот-вот бросит свою жемчужину в чашу с уксусом в рамках своего роскошного пари с Антонием.

Удивительная история, основанная
на пари между Антонием и Клеопатрой

Возвращаясь к рассказу о жемчужине Клеопатры, когда Антоний заметил презрение Клеопатры, он осмелился спросить, можно ли сделать эти пиры еще более роскошными. Клеопатра увидела в этом вызов, приняла его и ответила, что «на одно развлечение она израсходует десять миллионов сестерциев». Антонию, хотя и недоверчивому, в то же время было чрезвычайно любопытно узнать, как королева могла бы справиться с этим.

Поэтому было заключено пари с Клеопатрой. Плиний сообщает, что на следующий день, когда дело должно было решиться, Клеопатра «приготовила для Антония угощение, великолепное во всех отношениях, хотя и не лучше его обычного обеда».

Без сомнения, это совсем не впечатлило Антония, который в шутку спросил царицу о сумме, потраченной на этот банкет. Клеопатра ответила, что это «лишь пустяковое дополнение к настоящему пиру». Королева добавила, что «она одна съест за едой установленную стоимость этой суммы, она сама проглотит десять миллионов сестерциев». Сказав это, Клеопатра приказала своим слугам принести второе блюдо.

Слуги послушались Клеопатру и принесли ей «один сосуд, который был наполнен уксусом , жидкостью, острота и сила которой способна растворять жемчуг». Излишне говорить, что Антоний, должно быть, был крайне озадачен всем этим и терпеливо ждал, что предпримет Клеопатра.

Как упоминалось ранее, у Клеопатры была самая большая пара жемчужин в мире, и она носила их на ушах на этом банкете. После того, как перед ней поставили сосуд с уксусом, Клеопатра взяла одну из жемчужин и бросила ее в уксус, который растворил драгоценный предмет. Затем она выпила роскошную смесь.

Клеопатра собиралась сделать то же самое с другой жемчужиной, когда ее остановил Луций Мунатий Планк. В то время Планк был союзником Антония, и он был и на пиру, и на пари. Прежде чем Клеопатра успела растворить вторую жемчужину, Планк объявил, что Антоний проиграл. Плиний отмечает, что это было «предзнаменование, которое в результате полностью подтвердилось». Это явная отсылка к возможному поражению Антония от Октавиана (будущего Августа) в последней гражданской войне Римской республики.

Действительно, Антоний потерпел известное поражение от Октавиана в битве при Акциуме, морском сражении, произошедшем в 31 г. до н.э. В следующем году Октавиан осадил Александрию, и Антоний и Клеопатра были вынуждены покончить жизнь самоубийством. Это ознаменовало конец царства Птолемеев, поскольку Египет теперь был римской провинцией.

Согласно Плинию, другая жемчужина Клеопатры была взята в качестве военного трофея и разрезана на две части. Затем две «полужемчужины» превратили в «подвески для ушей Венеры в Пантеоне в Риме». Таким образом, история жемчужины Клеопатры подходит к концу.

Рисунок А. М. Фолкнера 1906 года, изображающий Клеопатру, приветствующую Марка Антония

Рисунок А. М. Фолкнера 1906 года, изображающий Клеопатру, приветствующую Марка Антония в шекспировском произведении «Антоний и Клеопатра» из собрания Шекспировской библиотеки Фолгера.

Плиний также писал, что Клеопатра
не была первой, кто пил жемчуг

В своей последней главе о жемчуге Плиний, кажется, делает прощальный выстрел в Антония и Клеопатру, поскольку он сообщает своим читателям, что египетская царица была не первым человеком в истории, который съел жемчуг. Действительно, Плиний рассказывает историю некоего Клодия, сына трагического актера Эзопа.

Когда Эзоп умер, он оставил огромное состояние своему сыну, который начал безудержно тратить его. Среди прочего, этот Клодий «желал попробовать, чтобы прославить его вкус, каков вкус жемчуга». Съев жемчужину, Клодий «нашел ее удивительно приятной, так как он мог быть не единственным, кто знал об этом, он поставил жемчужину перед каждым из своих гостей, чтобы он мог ее проглотить».


В дополнение к рассмотрению Клодия как предшествующего Антонию и Клеопатре в потреблении жемчуга, Плиний также считал действия Клодия «более качественными». В то время как Клеопатра съела свою жемчужину из-за пари, Клодий сделал это исключительно ради удовольствия. Вот что говорит Плиний, сравнивая Антония и Клодия:

«Пусть же Антоний не слишком гордится при всем своем триумвирате, так как он едва ли может стоять в сравнении с актером; тоже один, у которого не было пари, чтобы побудить его - вещь, которая добавляет царственной щедрости акту - но просто желал попробовать».
Плиний отмечает, что после захвата Александрии жемчуг стал невероятно популярным в Риме. Любопытно, что естествоиспытатель заканчивает свое исследование жемчуга обсуждением первого использования жемчуга в Риме. Ссылаясь на римского историка Фенестеллу, Плиний отмечает, что впервые жемчуг стал появляться в Риме во времена Суллы. Однако в то время жемчуг был «небольшого размера и малоценный». Плиний продолжает опровергать утверждение Фенестеллы, цитируя другого римского историка, Элия Стило, который писал, что еще во время Югуртинской войны жемчужины выдающихся размеров уже назывались «унио».

Можно ли растворить жемчуг в уксусе?

Можно ли растворить жемчуг в уксусе?
Ответ действительно определяет, является ли
история Плиния правдой или вымыслом.

История жемчуга Клеопатры правда или нет?
Наука говорит «да»!

Большой вопрос, связанный с историей жемчужины Клеопатры, заключается в том, произошло ли это на самом деле. Это неизбежно связано с вопросом, действительно ли жемчуг растворяется в уксусе. Многие классики придерживаются мнения, что уксус не может растворить жемчуг. С другой стороны, научные эксперименты показали, что это вполне возможно даже со слабыми кислотами. Это связано с тем, что жемчуг, состоящий в основном из карбоната кальция, химически реагирует с уксусной кислотой в уксусе с образованием ацетата кальция, воды и углекислого газа.

Хотя жемчуг можно растворить в уксусе, история жемчуга Клеопатры, вероятно, произошла не так, как ее описал Плиний. В ходе эксперимента, проведенного Пруденс Джонс из Государственного университета Монклера, штат Нью-Джерси, в 2010 году, было обнаружено, что жемчужина весом около 1 грамма (0,03 унции) растворяется в 5% растворе уксусной кислоты за 24–36 часов. Поэтому маловероятно, что Клеопатра смогла бы съесть смесь жемчуга и уксуса за несколько минут.

С другой стороны, было обнаружено, что если уксус нагреть, жемчужина растворится быстрее, т. е. за часы (или минуты, по мнению некоторых). Плиний, разумеется, ничего не упоминает о нагревании уксуса. Также было высказано предположение, что жемчужину сначала можно было растолочь в порошок и посыпать уксусом. Это заставило бы его раствориться еще быстрее. Впрочем, и о шлифовке жемчуга Плиний ничего не упоминает

Кстати, жемчужный порошок использовался и в других древних культурах, правда, в лечебных целях. В древней Индии, например, жемчужный порошок пользовался большим спросом, так как считалось, что он обладает свойствами афродизиака. В древних китайских медицинских текстах жемчужный порошок часто упоминается как ингредиент. Тем не менее, с точки зрения научных экспериментов, мало что подтверждает пользу жемчужного порошка для здоровья.

Наконец, можно сказать, что, хотя физически возможно растворить жемчуг в уксусе, история с жемчужиной Клеопатры могла вообще не иметь места, а была всего лишь городской легендой. Например, история Клодия, хотя и рассказанная Плинием, была также рассказана поэтом Горацием примерно за столетие до Плиния.

Другой отчет о питье жемчуга, растворенного в уксусе, представлен Светонием в его рассказе о жизни Калигулы, написанном спустя десятилетия после Плиния. В этих различных описаниях растворение жемчуга в уксусе ассоциируется с упадком. Действительно, поскольку Плиний с презрением относился к богатому образу жизни Антония и Клеопатры, история о растворении жемчуга в уксусе, независимо от того, произошло это или нет, была бы вполне подходящей для его цели очернить эту пару.




(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)



Источник:

By Wu Mingren,
«Roman Historian’s Cleopatra’s Pearl Story: Is It Fact or Fiction?»