Женщины-монархи были редкостью, но не были чем-то неслыханным во всем мире. Как и их коллеги-мужчины, у них был смешанный послужной список. |
Смерть британской королевы Елизаветы II в начале этого года спровоцировала ретроспективы ее правления, а также размышления о правлении других женщин-монархов. Многие влиятельные женщины-лидеры Запада хорошо известны, но также были многочисленные мусульманские королевы и султанши, правившие могущественными королевствами.
1️⃣ Султана Тадж-уль-Алам (годы правления 1641-75)
Этот шаг Искандара Муды проигнорировал Оранг Кая, лигу знати, которая помогала управлять королевством. Название группы элит переводится как «богатые люди»; как таковые, они сыграли очень важную роль в королевской преемственности. Как писал Шер Бану А.Л. Хан:
«Хроники показывают, что элиты играли важную роль в назначении и требовании правителей: слабые правители — те, кто обладал неприемлемыми чертами личности, вредными для королевства, — смещались. Это означает, что согласие дворянства и принятие кандидата было жизненно важным условием преемственности правителя».
Искандар Тани был показным и экстравагантным правителем. Во время его правления королевская казна истощилась, так как король заказывал экстравагантные украшения у голландцев . Всего через пять лет пребывания у власти он загадочно умер, что привело многих историков к выводу, что его убили. Его смерть привела к кризису, потому что не было законных наследников мужского пола с надлежащим королевским прошлым. Когда некоторые из Оранг-Кайя провозгласили себя королем, их товарищи-Оранг-Кайя не хотели видеть на троне одного из своих, поэтому внимание переключилось на Сафиатуддин, дочь Искандера Муды и вдову Искандара Тани. Хоссейн Камали написал в своей книге «История ислама в рассказах 21 женщины» :
«Что касается наследования, то в Султанате не было жестких правил. Подходящий кандидат должен был быть уроженцем Ачеха и королевского происхождения и должен был продемонстрировать приверженность принципам справедливости, как они определены в исламских терминах и понимаются в малайских традициях или обычаях (адат)».
Поскольку монарху не нужно было быть мужчиной, через три дня после смерти Искандара Тани Сафиатуддин взошел на трон с одобрения Оранг Кая и улама (мусульманских ученых исламского права) в возрасте 29 лет. Она унаследовала трон оказался в беде, потому что Голландская Ост-Индская компания медленно устанавливала власть на соседних территориях. Несмотря на многочисленные политические столкновения с голландцами, пытавшимися получить монополию на торговлю оловом и перцем, Ачех выстоял против давления и даже сохранил свои вассальные государства .
Султана Тадж уль-Алам Сафиатуддин Шия успешно правила Ачехом в течение тридцати пяти лет, прокладывая путь будущим королевам. Голландские ученые писали, что во время правления королевы казалось, что Ачехом всегда правила женщина-монарх. После ее смерти в 1675 году ее место заняли три последовательные королевы.
Картина султанши Тадж уль-Алам Сафиатуддин Сях, |
2️⃣ Султана Шаджар ад-Дурр (правил в 1249-1257 гг.)
Шаджар ад-Дурр была первой и единственной женщиной, восседавшей на египетском престоле после фараона Клеопатры VII , правившей тысячи лет назад. Шаджар ад-Дурр родилась рабыней, но после замужества с Маликом ас-Салихом Наджм ад-Дином Айюбом, восьмым правителем династии Айюбидов, Шаджар дослужилась до ранга королевы-консорта. Однако она оказалась во власти, когда Седьмой крестовый поход под предводительством короля Людовика IX вторгся в Египет.Ее муж, Малик ас-Салих, погиб в разгар конфликта, и Шаджар пришлось скрывать смерть мужа, чтобы поддержать боевой дух солдат. Она издавала приказы от имени своего мужа и одержала решающую победу, даже взяв в плен французского короля. Ее ум и ценность были признаны дворянами, которые решили посадить ее на трон, когда сын Малика ас-Салиха не смог быть хорошим лидером. Первым делом она договорилась об огромном выкупе за короля Франции Людовика IX.
К сожалению, Египет находился под контролем Багдадского халифата , и халиф аль-Мустасим яростно выступал против восшествия женщины на египетский престол. Хотя Шаджар ад-Дурр не требовала каких-либо высоких титулов, она просила простого признания ее талантов и способностей в качестве главы египетского государства. В ответ на ее воцарение халиф послал простое сообщение, которое было призвано унизить. Как писала Фатима Мерниси в своей книге « Забытые королевы ислама»:
«Тогда халиф отправил египетским эмирам известное послание, столь унизительное для нее, в котором он объявил, что готов предоставить им несколько способных мужчин, если их больше не будет в Египте, поскольку они вынуждены выбирать женщину. ”
Несмотря на отказ халифа, Шаджар ад-Дурр приняла титул Маликат аль-Муслимин , что означает «Королева мусульман». Однако всего через 80 дней после ее правления огромное давление со стороны внешних сил привело к тому, что Шаджар согласилась на второй брак с Изз ад-Дином Аюбеком. Условием женитьбы было то, что Аюбек должен был развестись со своей первой женой, что он и сделал.
Шаджар ад-Дурр могла править королевством, но ее новому мужу не нравилось оставаться в стороне, и он планировал жениться на иностранной принцессе, чтобы усилить свою власть. Когда Шаджар узнала об этом, источники утверждают, что она могла организовать его убийство. В конце концов, сын Аюбека, Мансур, с помощью мамаликов, египетской знати, взял власть в свои руки.
Шаджар ад-Дурр была передана матери Мансура, бывшей жене Аюбека, которая жестоко отомстила бывшей царице.
«Шаджар ад-Дурр, бывшая султанша, была забита до смерти деревянными башмаками, затем ее тело затащили за ноги на вершину цитадели, а затем бросили на смерть с вершины. Тело Шаджар было растерзано собаками, прежде чем они сжалились и похоронили ее останки в мавзолее, который она построила сама».
Несмотря на свое короткое правление, она одержала большую военную победу, построила грандиозные памятники и попыталась превратить Египет в великую империю. К сожалению, она была окружена мужчинами, которые чувствовали угрозу ее силе и авторитету, и поэтому ее постигла такая ужасная участь.
Мавзолей Шаджар ад-Дурр в районе Аль-Халифа, Каир |
3️⃣ Султана Хадиджа (годы правления 1347-79)
Султана Хадиджа Мальдивская — еще один пример женщины-монарха с долгим и успешным правлением. В 1347 году после ожесточенной борьбы за власть султанша Хадиджа, дочь султана Салах ад-Дина Салиха, взошла на Мальдивский престол и правила 33 года. Именно во время ее правления известный исследователь Ибн Баттута отправился на Мальдивы и записал важную информацию о восшествии на престол Хадиджи:«Единственными оставшимися в живых из правящего дома были три его сестры… Жители Мальдивских островов предпочли государю Хадиджу, и она была женой их оратора (хатыба) Джамал-уд-дина, ставшего визирем».
От имени султанши были изданы приказы, и от ее имени даже была провозглашена хутба, религиозное обращение, включающее признание государя. Это было то, что никогда не делалось ни для одной другой королевы-женщины, поскольку считалось , что хутба предназначалась для правителя-мужчины. Султанша Хадиджа была мудрой правительницей и правила своим королевством с помощью своего мужа. Она умерла в 1379 году, и ее заменила младшая сестра Мириам.
4️⃣ Султана-регент Теркен Хатун (годы правления 1072-1094)
Теркен Хатун была второй женой и главной супругой султана Империи Сельджуков, Малик Шаха I. Она была караханидской принцессой и дочерью Тамгач-хана Ибрагима, великого царя своей эпохи. Чтобы еще больше закрепить свое положение, она родила наследника империи Махмуда I.Ее жизнь изменилась, когда ее муж был убит в 1092 году. Опасаясь за жизнь своего сына и потому, что он был еще несовершеннолетним, Теркун взял власть от его имени. Ее первым действием в качестве регента было обеспечение ее правления. Ее самый сложный вызов исходил от аббасидского халифа аль-Муктади (по совпадению также ее зятя), который был против того, чтобы женщина была правителем, и, таким образом, не позволял провозглашать хутбу от ее имени.
Несмотря на противодействие, она смогла улучшить политическую ситуацию в своей стране, пытаясь проложить путь своему сыну. К сожалению, она внезапно скончалась во время конфликта, за которым через месяц трагически последовал ее сын.
Малик-Шах I сидел на своем троне около 1315 года. |
5️⃣ Королева Арва ас-Сулейхи (годы правления 1065-1138)
Арва бинт Ахмад ас-Сулайхия была королевой Йемена и удерживала власть почти полвека. Говорят, что она пользовалась привилегией и непререкаемым положением главы государства. Как и султана Хадиджа, Арва провозгласила хутбу от своего имени.Арва пережила потерю родителей в молодом возрасте и выросла при дворе своего дяди по отцовской линии Али ас-Сулейхи и его королевы Асмы бинт Шихаб ас-Сулайхия. Именно в такой среде Арву воспитывала волевая тетка, правившая наравне с мужем. Одно различие между Арвой и ее тетей Асмой заключалось в том, что Асма правила без чадры, посещая встречи с открытым лицом; однако Арва предпочла остаться в тени. Впечатленные интеллектом Арвы, в 17 лет Али и Асма выдали ее замуж за своего сына аль-Мукаррама. После смерти Асмы Арва взяла на себя управление своим мужем аль-Мукаррамом, который даровал ей такое же уважение и свободу, как и его матери.
Фатима Мерниси писала в своей книге «Забытые царицы ислама» :
«Историки подчеркивают, что Арва уделяла все свое внимание военным завоеваниям, ей нужно было доказать, что династия по-прежнему сильна, как никогда, несмотря на потерю ее великого лидера Али и инвалидность аль-Мукаррама. В политике, в отличие от музыки, быть женщиной не смягчает поведения».
Другой историк XIX века, Ясин аль-Хатиб аль-Амри, описал Арву как правителя, который «прекрасно понимал, как управлять делами государства и войны».
Королева Арва аль-Сулейхи была успешной женщиной-монархом, оставившей после себя прекрасные архитектурные памятники, такие как знаменитая мечеть Саны. Она создала культурные и религиозные центры, следя за тем, чтобы учителям и ученым платили хорошо. Королева Арва была интеллектуально одаренной и эффективной королевой, а также непревзойденным администратором.
Мечеть королевы Арвы, вид из дворца королевы Арвы |
Выводы о женщинах-монархах
Обстоятельства, окружавшие восхождение этих женщин-монархов, были уникальны, но нельзя отрицать, что, восседая на троне, они выполняли свои обязанности энергично и ответственно. Они защищали свой народ от захватчиков, поддерживали процветание своей экономики и помогали влиять на культурное и духовное возрождение своих королевств. Они заслуживают того, чтобы их помнили за их выдающиеся таланты и храбрость, которые обеспечили безопасность их народа и процветание их империй.(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)
Источник:
By Khadija Tauseef,
«Five Female Monarchs of the Muslim World»